За серые зарплаты решили взяться всерьез

Комитет Совета федерации по бюджету подготовил законопроект об уголовной ответственности для работодателей, которые выдают сотрудникам деньги в конвертах.

Причем наказывать по нему планируется независимо от размера такой зарплаты, рассказал “Ъ FM” автор документа, сенатор Анатолий Артамонов.

Он внес такую инициативу в список мер по восстановлению экономики после пандемии, который к 1 июня правительство представит президенту.

По словам Анатолия Артамонова, нынешнего наказания за серую зарплату недостаточно: «Таким образом предприниматели уходят от налогообложения. Это приводит к значительным потерям и региональных, и муниципальных бюджетов.

Речь идет о сотнях миллиардов рублей для страны.

И сегодня может возникать эта ответственность, но на каждого сотрудника должно приходиться не менее 100 тыс. руб. выдачи заработной платы.

Однако сейчас у нас, во-первых, не такая средняя заработная плата по стране. Во-вторых, нужно прописать конкретный пункт в законодательстве. Гражданин должен прийти и сказать: мне предложили платить в конверте.

Считайте, что это своего рода взятка, так что пусть бизнесмены отвечают».

За серые зарплаты решили взяться всерьез

Сейчас работодатель может попасть под уголовную статью, если за три финансовых года он уклонился от уплаты налогов более чем в 15 млн руб. За это максимум можно лишиться свободы на срок до двух лет.

Если же разрешат наказывать за любую выплаченную зарплату в конверте, работодателей могут ждать массовые уголовные дела, говорит адвокат бюро «Аснис и партнеры» Артур Басистов: «Если и это тоже примут, то начнется вал провокаций.

Любой обиженный работник, а таких у нас немало, будет ходить, писать заявления о том, что его работодатель платил ему зарплату в конверте.

Это прекрасный способ, чтобы возбудить уголовное дело против менеджмента компании.

Под этим “соусом” можно перевернуть компанию с ног на голову, изымать документы, проводить выемки, выносит компьютеры из бухгалтерии — все что угодно.

Дает зарплату бухгалтер, как правило, это женщина не молодого возраста, которую запугать очень просто. Она под диктовку может сказать, что директор ей приказал».

По данным апрельского опроса, который провел портал Superjob, 43% россиян согласились бы на работу с серой зарплатой. Еще 36% респондентов отказались от такого предложения.

При этом согласных на заработок в конверте год назад было на 3% меньше.

Бороться с серой зарплатой нужно не руками граждан, а экономическими инструментами, которые есть в распоряжении государства, считает социолог Анна Очкина:

За серые зарплаты решили взяться всерьез

«Выявлять серые зарплаты на самом деле достаточно легко. Через профиль предприятия и объем оборотов можно понять, сколько сотрудников может работать, сколько получает зарплату и так далее.

По сути дела, сейчас ничего не мешает работникам отказываться от серых зарплат. Но, во-первых, мы крайне мало поощряем их к получению белой зарплаты.

Все говорят о пенсионных отчислениях, но обычная максимальная пенсия меньше 20 тыс. руб.

Такое обеспечение никого из работников не подвигнет добиваться непременно белой зарплаты.

Если выводить всерьез из тени, то нужно нечто большее, чем запугивание. Например, можно предлагать за обнародование своей прибыли приличные пенсионные баллы.

По данным Росстата, россияне получили в 2018 году более 13 трлн руб. в виде серых зарплат. Тогда это составило более 12,5% отечественного ВВП.

Владимир Расулов

За серые зарплаты решили взяться всерьез

Работодателей в скором времени ожидает новый виток борьбы с зарплатными схемами. Росстат оценил объем «серых» зарплат за 2018 год в 13 трлн рублей, а это целых 12,6% ВВП страны за прошлый год. Также эта цифра сопоставима с расходной частью федерального бюджета РФ за год.

Хотя эксперты говорят, что по сравнению с более ранними периодами «серых» зарплат в России стало меньше, чиновники называют ситуацию катастрофической и намерены с ней бороться.

Ведь все эти деньги идут и мимо налогов и мимо страховых взносов, а значит, бюджет недополучает колоссальные суммы.

Кстати, работникам такая ситуация тоже невыгодна. Заработок в конвертах не влияет на размер больничного и отпускных, не может быть учтен в определении доходов для кредита или ипотеки, а самое главное — не влияет на размер будущей пенсии.

Многие это понимают, но сделать с этим ничего не могут. Ведь работодателям выгодно платить именно так, и тех, кто не соглашается на такие условия, попросту отправляют искать другую работу.

При этом, по данным опросов Фонда «Общественное мнение», около 23 % россиян получают именно «серые зарплаты», а 60 % осуждают работодателей за такие схемы.

Конечно, в КоАП РФ и Уголовном кодексе РФ есть ответственность работодателей за зарплатные схемы, но многие считают ее недостаточной. Поэтому инициативные граждане и предлагают ее усилить. Соответствующая инициатива размещена на сайте РОИ.

Какой должна быть ответственность за зарплаты в конвертах

В настоящее время, если будет выявлено, что работодатель не уплачивает с выдаваемых работникам средств НДФЛ и не отчисляет на их основе взносы в социальные фонды, его могут привлечь к административной, налоговой и уголовной ответственности.

В частности, нормами статьи 122 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что за занижение базы по налогу или неправильное исчисление суммы налога налогоплательщик должен заплатить штраф в размере 20% от суммы недоплаты. Умышленное сокрытие налоговой базы, если налоговикам это удалось доказать, приведет к увеличению штрафа до 40%.

Кроме того, налогоплательщику придется заплатить все доначисленные суммы налога и страховых взносов с учетом пени.

В соответствии со статьей 199 УК РФ при отсутствии налоговых деклараций и других документов, связанных с зарплатой, а также за указание в них заведомо ложной информации руководителя организации привлекут к уголовной ответственности в виде:

  • штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей или на сумму дохода осужденного от 1 до 3 лет;
  • лишения права на занятие определенной деятельности или должности;
  • принудительных работ на срок до 2 лет;
  • ареста на срок до 6 месяцев;
  • лишения свободы на срок до 2 лет.

Если у налоговиков возникнет подозрение, что в организации занижена база заработной платы, ее руководителя вызовут на специальную комиссию ФНС по зарплатам. Там им придется отвечать перед налоговиками и повышать официальную зарплату. Также может быть назначена выездная проверка, где могут быть выявлены реальные махинации с зарплатой.

Общественники считают, что таких мер недостаточно, поэтому предлагают:

Привлекать работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями к уголовной ответственности.

То есть, минуя комиссии и административную ответственность.

Работники тоже должны отвечать за «серую» зарплату

В ФНС России уверены, что в получении «серой» зарплаты виноваты не только работодатели, но и работники. Ведь граждане знают, что у всех доходы облагаются НДФЛ. Поэтому при получении дохода, с которого налог не удержан, человек обязан задекларировать его самостоятельно и и уплатить все начисленные суммы в бюджет.

По нормам статьи 228 НК РФ за неуплату НДФЛ налогоплательщика оштрафуют на 5% от суммы неуплаченного налога за каждый просроченный месяц. Максимальный штраф составляет 30% от суммы налога, а минимальный —1 000 рублей.

При выявлении систематического уклонения от НДФЛ налогоплательщика-работника могут привлечь к уголовной ответственности.

Поэтому при выявлении зарплатной схемы налоговиками и привлечении работодателя к ответственности работник может пойти как соучастник. Только в том случае, если он сам подал жалобу о применении работодателем конвертных схем, его избавят от ответственности.

В 2020 году ФНС России обещает усиление контроля над выплатой заработных плат. Поэтому работодателям нужно внимательнее отнестись к этому вопросу. И не искать кажущиеся легальными способы оптимизации заработной платы, ведь их просто не существует.

Чиновники всерьез намерены побороть серые зарплаты в РФ

Серые и черные зарплаты уже давно не являются чем-то неординарным в отечественных трудовых отношениях между работодателем и работником. С таких зарплат государство не получает должную сумму налогов и сборов, а потому уже ни раз власть пыталась сражаться с рынком серых зарплат и все безуспешно, или нет…

Источник изображения: Яндекс КартинкиИсточник изображения: Яндекс Картинки

В совфеде настроены серьезно

Несмотря на частые попытки чиновников победить рынок серых и черных зарплат, кажется, что сейчас они намерены довольно-таки серьезно.

Совет Федерации косвенно заявил о своем желании, так, председатель комитета по бюджету и финрынкам, еще в начале июля прямо заявил о том, что сенаторы намерены крепко взяться за изучение заморского опыта коллег (из других стран) в области борьбы с полулегальной, то есть серой оплатой труда (про черную кстати ничего не было сказано).

Читайте также:  Кого могут лишить соцпособий?

Собственно для этого уже был проведен круглый стол, на повестке которого и фигурировали серые зарплаты, а также ранее упомянутый председатель комитета уже заявлял о намерении ужесточить наказание за выплату серых зарплат, вплоть до уголовной меры ответственности.

Осталось только узнать, подобная мера наказания рассматривается для работодателя или для обеих сторон трудовых отношений…

Зачем власти борются с серыми зарплатами не на жизнь, а на смерть?

Почему власть взялась в очередной раз за борьбу с серой зарплатой, думаю объяснять не стоит, скажу лишь о том, что согласно данным Минфина РФ — в России серую зарплату получает не менее 30-40% от общего числа трудоустроенных граждан, а объем протекающей серой зарплаты в денежном эквиваленте приближен к 10 триллионам руб. в год. И это только серая зарплата, мы не говорим о черной!

Думаю Вы представляете сколько денег недополучает государство в виде налогов и сборов при такой космической сумме, проходящей в обход закона.

И не мудрено, что в Совфеде рассматривают новые методы противодействия таким зарплатам.

Особенно актуальным методом сейчас представляется возможность изучить практику иностранных партнеров, для этого, со слов председателя комитета по бюджету и финрынкам, уже создана экспертная группа.

Актуальная картина и чего ожидать дальше

Кроме того, по мнению упомянутого председателя — актуальность в борьбе с серыми зарплатами обострилась, в связи с коронавирусом, когда многие работодатели стали экономить на всем, в частности, проводя в серую часть зарплат. А с другой стороны сотрудники, которые боясь потерять работу в условиях пандемии, соглашались на любые условия.

Сейчас уже предпринят ряд попыток мотивировать работодателей и сотрудников выходить из тени, но откровенно говоря весь профит от, предложенных государством мероприятий, перекрывается желанием большинства бизнесменов сэкономить на налогах и сборах с зарплат сотрудников. Поэтому скорее всего в ближайшее время нас ожидает ужесточение мер ответственности за темного рода зарплаты.

Если Вам понравилась статья, то поставьте лайк — это лучшая награда для автора. Также пишите в х свое мнение о том, реалистична ли задумка Совфеда по выводу серых зарплат на чистоту или серые зарплаты в России были, есть и будут в промышленных масштабах? )Ну и, конечно, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить ничего интересного. Спасибо!

Как оштрафуют за серую зарплату

В 2020 году работодатели для снижения объема налоговых платежей по-прежнему продолжают использовать такой способ ухода от налогов, как выплата «серой» зарплаты. О том, что представляет собой такая зарплата и каковы риски, с которыми сталкиваются работодатель и работник, — в нашем материале.

Суть схемы применения «серой» зарплаты

«Серой» или «теневой» зарплатой следует считать ту часть заработка работника, которая выдается ему неофициально (в конвертах) и не учитывается при налогообложении (Письмо УФНС России по г. Москве от 08.08.2007 № 15-08/075418).

При применении этой схемы для принимаемого на работу лица в трудовом договоре закрепляется заработная плата в величине, равной МРОТ, или немногим выше. Остальная же часть заработка (обычно она оказывается существенно больше обозначенной в трудовом соглашении) выплачивается неофициально.

В использовании «серых» выплат работодатель видит для себя следующие выгоды:

  • с «серой» части ему не надо ни выполнять обязанности налогового агента по уплате НДФЛ (составляющего 13% от дохода), ни платить страховые взносы (общая величина которых зависит от размера платежей на страхование от несчастных случаев, из-за этого составляет от 30,2% до 38,5% от величины дохода и может дополнительно возрастать на 2-14% за счет начислений на выплаты лицам, работающим во вредных или опасных условиях);
  • размер «серой» части может им снижаться с той или иной мотивировкой, которая официально нигде не закреплена, и работник не сможет оспорить такое снижение;
  • возможны систематические задержки «серых» выплат, и работнику сложно повлиять на эту ситуацию;
  • «серая» часть может не доплачиваться совсем или выплачиваться в пониженном размере за периоды очередных отпусков и больничных;
  • при увольнении в конфликтной ситуации реальностью становится невыплата работнику «серой» часть заработка, оказавшегося невыплаченным на день увольнения и «серой» части отпускных, соответствующей неиспользованному количеству дней очередного отпуска (если эта доплата применялась).

Таким образом, сумма материальной выгоды для работодателя может быть весьма значительной. И он также приобретает очень эффективный инструмент влияния на поведение работника.

Признаки выплаты «серой» зарплаты для ИФНС

Факт выплаты зарплаты в конвертах редко остается секретом для налоговых органов. Прямыми свидетельствами этого становятся:

  • жалобы, поступившие от действующих или бывших работников;
  • информация о размере заработка, отраженная в Интернете в данных об имеющейся у работодателя вакансии;
  • справка о более высоком уровне дохода работника, оформленная работодателем;
  • ведомости на выплату «серой» зарплаты, обнаруженные в ходе проверки.

Основания для сомнений в реальности официально показываемой зарплаты возникают при установлении заработка:

  • в объеме ниже среднеотраслевого или среднерыночного по региону;
  • без дифференциации доходов руководителей и рядовых сотрудников;
  • в размере, существенно более низком, чем на предыдущем месте (местах) работы.

Косвенным свидетельством несоответствия доходов их реальному уровню служит покупка физлицом учитываемого в ИФНС имущества (недвижимости, транспорта, земли), стоимость которого несопоставима с его официальными заработками.

Налоговые последствия «серых» выплат для работодателя

Налоговая ответственность работодателя при «серых» выплатах напрямую связана с неуплатой НДФЛ и страховых взносов с неофициальной части заработка. Ответственность по этим начислениям возникает по разным статьям НК РФ:

  • Для страховых взносов действует ст. 122, в которой указаны 2 ставки штрафа, исчисляемого от суммы неуплаченного платежа, — 20% (п. 1) и 40% (п. 3). Для применения большей ставки должен быть выявлен умысел в занижении налоговой базы. При использовании «серой» схемы выплат наличие умысла присутствует, поэтому начисления будут делаться именно от нее.
  • Для НДФЛ, в отношении которого работодатель является налоговым агентом, применяется ст. 123, предусматривающая лишь 1 вариант ставки для начисления штрафа, — 20%.

Однако этим налоговые риски не ограничиваются, поскольку факт установления «серой» зарплаты влечет за собой подозрения о наличии у работодателя систематически скрываемых им доходов, за счет которых делаются такие выплаты.

Соответственно, в ходе налогового контроля будут тщательно проверяться данные о выручке, занижение объема которой приводит к уменьшению налоговых баз по НДС, налогу на прибыль, УСН или ЕСХН.

Налоговая ответственность по этим налогам, как и по страховым взносам, наступит по ст. 122 НК РФ.

Санкции, применяемые по ст. 122 НК РФ, не избавляют налогоплательщика от необходимости доплатить неуплаченные налоги, а также заплатить пени за задержку оплаты (п. 5 ст. 108 НК РФ). Поэтому общая сумма доплат может оказаться весьма значительной.

Точно такие же платежи (неуплаченный налог и относящиеся к нему пени) придется делать и по НДФЛ, поскольку в п. 9 ст. 226 НК РФ, запрещающий платить этот налог за счет средств налогового агента, с 01.01.

2020 внесены дополнения, позволяющие ИФНС требовать уплаты его сумм, доначисленных по итогам налоговой проверки.

Уплачиваемый в такой ситуации НДФЛ не будет уменьшать налоговые базы по налогам, зависящим от объема полученной выручки (Письмо ФНС России от 10.03.2020 № СД-4-3/4109).

Безусловно, конкретную величину налоговых доначислений ИФНС придется обосновать (п. 6 ст. 108 НК РФ). Однако налоговики самостоятельно могут собрать лишь часть доказательств. Подкрепление их фактами и сбор дополняющей информации осуществят следственные органы (Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@).

Административная и уголовная ответственность должностных лиц

Для должностных лиц работодателя-юрлица следствием выплаты «серой» зарплаты может стать привлечение к административной, а также к уголовной ответственности.

Административная ответственность при выявлении «серых» выплат возникает в связи с грубым искажением данных бухучета и бухотчетности, приводящим к занижению налогов более чем на 10% или искажению больше чем на 10% любого из показателей финансовой отчетности (примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ). При систематически осуществляемых «серых» выплатах оба эти показателя применительно к проверяемому периоду могут достигать величины, достаточной для применения административного штрафа. Размер его составит (ст. 15.11 КоАП РФ):

  • от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. при впервые выявленном нарушении (п. 1);
  • от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. при повторном проступке (п. 2).

При повторном нарушении штраф может быть заменен дисквалификацией на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность из-за «серых» выплат наступает по ст. 199 УК РФ. Для применения этой ответственности объем допущенных нарушений должен оказаться крупным (свыше 15 млн руб.) или особо крупным (более 45 млн руб.) за 3 финансовых года, следующих подряд друг за другом (примечание 1 к ст. 199 УК РФ).

При крупных нарушениях наказанием становятся (п. 1 ст. 199 УК РФ):

  • штраф в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. либо в объеме зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 3 лет или без указания срока;
  • арест на срок до полугода либо ограничение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 3 лет или без указания срока.

Для особо крупных нарушений или деяний, совершенных группой лиц по предварительному сговору наказанием будет (п. 2 ст. 199 УК РФ):

  • штраф в размере от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо в объеме зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 3 лет или без указания срока;
  • ограничение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 3 лет или без указания срока.
Читайте также:  Социальная помощь в саратове в 2020 году: льготы, пособия и другие меры соцподдержки для жителей саратовской области, государственные программы и законы

От уголовной ответственности может быть освобождено лицо, впервые совершившее преступление, если оно или юрлицо, применительно к которому это преступление имело место, полностью уплатит все суммы недостающих налогов, а также относящиеся к ним пени и штрафы, начисленные в соответствии с НК РФ (примечание 2 к ст. 199 УК РФ).

Последствия «серых» выплат для работника

Несмотря на то, что налогоплательщиком по НДФЛ, считается работник, получающий доход от работодателя (п. 1 ст. 207 НК РФ), налоговой ответственности у него по «серым» выплатам, сделанным в его адрес, не возникает.

Связано это с тем, что обязанность исчисления, удержания и уплаты налога с зарплаты возложена на налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ), то есть на работодателя.

Если же у налогового агента нет возможности удержать налог, то он об этом должен известить и самого работника, и ИНФС (п. 5 ст. 226 НК РФ).

При «серых» выплатах работодателем не выполняется никакая из этих обязанностей. Но вины работника в этом нет. Поэтому предъявление к нему претензий налогового характера необоснованно. Дополнения, внесенные с 01.01.2020 в п. 9 ст. 226 НК РФ, подтверждают справедливость этого вывода, поскольку закрепляют право налогового органа получить доначисленный в ходе налоговой проверки налог (а вместе с ним и пени по нему) с работодателя.

Однако негативные последствия «серой» зарплаты для работника все-таки имеют место. Выражаются они в занижении:

  • объема дохода, учитываемого при расчете среднего заработка, что влияет на размер платежей по отпускным и больничным;
  • выходного пособия, выплачиваемого при увольнении персонала по сокращению;
  • страховых взносов, влияющих на размер будущей страховой пенсии;
  • доходов, отражаемых в предоставляемых работодателем справках формы 2-НДФЛ;
  • объема НДФЛ, который можно вернуть из бюджета при применении налоговых вычетов.

Подводим итоги

  • «Серой» считается часть зарплаты, выплачиваемая работнику неофициально (сверх суммы, обозначенной в трудовом договоре). Такая схема позволяет работодателю не только снизить налоги, уплачиваемые с зарплаты, но и влиять на поведение работника, а также по своему усмотрению уменьшать размер «серых» выплат или задерживать их выдачу.
  • Существует ряд признаков, делающих для контролирующих органов очевидной применение «серой» зарплаты. Однако и сами факты таких выплат, и их объемы требуют доказательств. Их получение осуществляется в ходе налоговых проверок. К получению доказательств могут привлекаться следственные органы.
  • Следствием выявления системы «серых» выплат для работодателей становится доначисление к уплате налогов (взносов), пеней и штрафов. Причем доначисляются не только те платежи, которые имеют отношение к зарплате (НДФЛ и страховые взносы), но и налоги, связанные с выручкой (НДС, прибыль, УНС, ЕСХН), поскольку источником «серых» выплат, как правило, являются скрываемые от налогообложения доходы. Возможность требовать от работодателя доплаты НДФЛ появилась с введением с 01.01.2020 дополнений с п. 9 ст. 226 НК РФ.
  • Применяемые по доначисляемым налогам штрафы установлены двумя статьями НК РФ — 122 (для страховых взносов и налогов, связанных с выручкой) и 123 (для НДФЛ). Ст. 122 устанавливает 2 величины ставок для штрафа — 20% и 40 %. Большая величина применяется при умышленном занижении налоговой базы. В ст. 123 указана лишь одна ставка — 20%.
  • Должностные лица работодателя-юрлица могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Возникновение административной ответственности связано с грубым (составляющим не менее 10%) искажением данных бухучета и бухотчетности, а уголовной — с объемом (крупным или особо крупным) неуплаченных налогов.
  • Привлечение к налоговой ответственности работника, получающего «серую» зарплату, неправомерно, поскольку обязанность исчисления, удержания и уплаты НДФЛ с зарплаты возложена на работодателя, являющегося налоговым агентом. Дополнительно об этом с 01.01.2020 свидетельствует закрепленное в п. 9 ст. 226 НК РФ право требовать уплаты доначисленного в ходе налоговой проверки налога от работодателя.
  • Негативные последствия получения «серой» зарплаты для работника выражаются в занижении тех сумм, которые влияют на расчет отпускных, больничных, выходного пособия, пенсии, объем возвращаемого из бюджета НДФЛ и показываются в справках о доходах.

Гость, внимание! Закрываем набор на курс по всем ФСБУ В связи с окончанием сроков сдачи годового отчета набираем последнюю группу на комплексный курс повышения квалификации по всем новым ФСБУ: «Аренда», «Запасы», «ОС», «Капвложения» и «Документооборот».

На курсе узнаете, как новые стандарты влияют на налоги, научитесь избегать ошибок, поймете, что придется изменить в учете и как его настроить по-новому.

Занятия с 1 по 30 апреля. Места в группе пока есть.

Ну еще пару дней подождем мнений Какие дипломы делаем для «Клерка»? Будущее экономического кризиса в России: Н.Зубарев…

«Бессовестные люди»: в Госдуме предложили уголовно наказывать за «серую» зарплату

«Большое количество работодателей (эти факты постоянно у нас возникают), имея возможность повысить МРОТ, начисляют зарплату в конвертах, используют серые схемы Это вопрос, который надо также нам увязывать при обсуждении. И, возможно, вводить уголовную ответственность для таких руководителей», — отметил Володин в ходе обсуждения законопроекта об уровне МРОТ на 2022 год на пленарном заседании Госдумы во вторник.

https://www.youtube.com/watch?v=hB7p77pawD0

По его словам, во главе коллективов нередко стоят «бессовестные люди», которые имеют возможность повышать зарплату выше уровня МРОТ, но не делают этого. В связи с этим, спикер Госдумы предложил обязать работодателей, которые выплачивают зарплаты на уровне МРОТ, объяснять причины, по которым они их не повышают.

«Давайте мы посмотрим на вопросы минимального размера оплаты труда не только как на тему минимального уровня выплат, гарантированных государством. Надо изучить, почему у нас с вами на предприятиях, где и высокая рентабельность, и доходность, зарплату людям выплачивают на этом уровне. Потому что это лазейки, лазейки для бессовестных работодателей», — подчеркнул Володин.

Госдума приняла в I чтении законопроект об увеличении МРОТ до 13 617 рублей

Госдума во вторник приняла в I чтении законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 2022 году до 13 617 рублей в месяц.

Документ был внесен правительством. В 2021 году МРОТ составляет 12 792 рубля в месяц. Предполагается, что в 2022 году он вырастет на 825 рублей.

«Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 2,7 млн работников», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

С 2021 года МРОТ исчисляется исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год.

«С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42%», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также отмечается, что МРОТ устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума в целом по России на очередной год (согласно прогнозу Минэкономразвития, 13 026 рублей) и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.

Минэк: реальные зарплаты россиян вырастут максимум на 2,5%

К концу 2021 года реальные располагаемые доходы россиян не успеют восстановиться до докризисного уровня, считают в Минэкономразвития. Прогноз ведомства опубликовали «Известия». В нём говорится, что доходы вырастут максимум на 2,5% после падения на 2,8%.

Динамика реальных располагаемых доходов прогнозируется в 2021 году на уровне 2,5% [роста], — говорится в сообщении пресс-службы министерства.

В предыдущем прогнозе Минэка фигурировали 3% увеличения. Консенсус-прогноз издания подтверждает выводы аналитиков министерства. Причём специалисты, опрошенные «Известиями», прогнозируют ещё более низкий рост — на 1,6% до конца года.

Ведущие аналитики крупнейших банков, университетов и рейтинговых агентств считают, что исправить ситуацию могут меры социальной поддержки граждан и улучшение инвестиционного климата в стране.

В россии оценили готовность людей работать за черную и серую зарплату

Представители сервиса SuperJob провели опрос, по результатам которого узнали у россиян, готовы ли они работать за черную или серую зарплату. Полученные данные приводит РБК.

По оценкам аналитиков, получать зарплату «в конвертах» готовы около 39 процентов опрошенных. При этом в 2019 году и в разгар пандемии коронавируса устроиться на работу с черной или серой заработной платой были согласны 60 процентов россиян. Во время периода самоизоляции этот показатель снижался до 46 процентов.

Исследователи отметили, что в настоящее время число людей, готовых работать без трудового договора или получать часть денег «мимо кассы», снизилось по сравнению с последними двумя годами.

Мужчины чаще женщин соглашаются получать черную зарплату: 43 процента против 36 процентов. При этом аналитики подчеркнули, что только треть опрошенных молодых людей готовы принимать от работодателей зарплату «в конверте». Зато респонденты в возрасте старше 45 лет охотнее идут на подобные условия: на черную и серую зарплату соглашаются 42 процента.

В сервисе отметили, что опросили 1,6 тысячи представителей экономически активного населения страны. В исследовании приняли участие совершеннолетние жители из всех округов России.

Вопрос о зарплатах в конвертах разделил россиян поровну

Мнение россиян о зарплатах в конвертах разделилось поровну: 45% россиян с пониманием относятся к серому заработку, 46% — отрицательно. При этом 86% опрошенных получают деньги официально. Только 6% платят деньги в конвертах, ещё 5% заявили, что им выдают неофициально часть дохода. Никогда не сталкивались с серыми зарплатами 65% россиян, у 34% же такой опыт был.

Читайте также:  Льгот по земельному налогу станет больше

Из тех, кто с пониманием относится к серым зарплатам, 58–59% — молодёжь, 53% — работающие россияне. Среди критиков зарплат в конвертах 64% — люди старше 60 лет.

Как правило, с серыми зарплатами сталкивались молодые люди (43–49%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (44%). Об этом сообщил ВЦИОМ по результатам опроса 1600 россиян.

По мнению опрошенных, чаще всего серую зарплату выдают в строительстве и торговле. Такое мнение выразили 16% опрошенных. О доходе в конверте разнорабочих заявили 14%, работников малого бизнеса — 9%, сотрудникам сферы услуг — 8%. Ответственность за неофициальные зарплаты 32% возложили на государство, 25% — на работодателей, 14% — на налоговую систему.

Российский чиновник не понял отказ людей работать за 15 тысяч рублей

Руководитель управления труда и занятости Орловской области Александр Сотников не понял, почему люди отказываются от работы за 15 000 рублей. Его слова о непопулярных низкооплачиваемых вакансиях получили широкий резонанс. После этого пришлось объясняться и местному правительству, и самому чиновнику.

О ситуации в сфере труда Сотников высказался на профильном комитете облсовета 16 марта, писали «Орловские новости».

Чиновник привёл данные, согласно которым число безработных в регионе с марта по август 2020 года увеличилось с 3000 до 13 000 человек, а к марту 2021 года снизилось до 4500 человек.

При этом в регионе открыто около 6400 вакансий. К причинам такого разрыва Сотников отнёс территориальное, кадровое и зарплатное несоответствие.

«Причём предлагаются не какие-то минимальные зарплаты, а 15–18 тысяч рублей. Но всё равно люди отказываются почему-то», — цитирует его издание.

Сотников отметил, что многие жители региона уезжают в Москву, где вахтовикам предлагают около 40 000 рублей. При этом чиновник выразил надежду, что граждане вернутся в область, чтобы получать белую, а не серую зарплату.

На следующий день Сотников заявил РЕН ТВ, что люди оценивают ту или иную вакансию не только с точки зрения зарплаты. Чиновник признал, что люди имеют полное право отказываться от работы. Руководитель управления труда добавил, что, будучи государственным служащим, не может давать оценку тому, является ли размер зарплаты «нормальным» или «ненормальным».

В пресс-службе правительства Орловской области заявили, что слова Сотникова были вырваны из контекста. Там добавили, что во время пандемии граждане получали повышенное пособие по безработице, которое осенью вернулось к обычным значениям.

Однако жители Орловской области стали отказываться от предложенных вакансий «с зарплатой в полтора и более раз выше» пособия, что свидетельствуют о «своего рода пузыре на рынке труда».

Такую ситуацию в администрации объяснили возможным наличием скрытого предпринимательства.

Уже 18 марта Сотников ещё раз выступил в СМИ. В беседе с «РИА Новости» он отметил, что лишь озвучил статистические данные и «не мог высказать никакого удивления» по поводу поведения граждан.

Издание «Орелград» выяснило, что в 2019 году Александр Сотников заработал почти 994 000 рублей, то есть его зарплата — более 82 000 рублей. В собственности чиновника находятся квартира площадью 73 кв. м и автомобиль Cherry Tiggo.

Вопросы и допросы: 25 миллионов «серой» России прижмут к стенке

Государственная Дума вновь готовится бороться с «серыми» зарплатами. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение нижней палаты 8 апреля 2021 года группой депутатов от фракции ЛДПР.

Данным законопроектом, говорится в Пояснительной записке к документу, предлагается закрепить за органами исполнительной власти субъектов РФ осуществление полномочий «по созданию и обеспечению деятельности межведомственных координационных органов по вопросам легализации трудовых отношений».

«В настоящее время примерно 30−40% граждан получают неофициальную «серую» зарплату, а объем «серого» фонда зарплат в России превышает 10 трлн. рублей ежегодно.

Конкуренция на рынке рабочей силы настолько велика, что работникам приходится зачастую соглашаться на не самые выгодные для себя условия, в том числе и на зарплату «в конвертах», чтобы получить работу», — отмечается в Пояснительной записке.

По мнению авторов законопроекта, зарплата «в конвертах» создает диспропорцию в уровнях налоговой нагрузки между «белой» и «серой» экономиками, что приводит к потере конкурентоспособности добросовестных налогоплательщиков, стимулируя их к «уходу в тень». Депутаты также отмечают, что зачастую работодатели уклоняются от уплаты налогов и страховых взносов из-за высокой фискальной нагрузки.

По оценкам экспертов, в теневую экономику вовлечена треть активного населения.

«Бюджет страны при оценочных 25 миллионах граждан в теневом секторе (причём подавляющее большинство из них никто из работодателей особо не спрашивал и выбором не баловал) теряет не менее 3 трлн. рублей ежегодно», — написал в своем Telegram-канале один из инициаторов законопроекта Ярослав Нилов.

То есть, отмечают авторы документа, бюджетная система недополучает почти 3% ВВП. Ярослав Нилов уверен, что в этом «бою с тенью» можно и нужно победить.

Кстати, согласно ст. 122 Налогового кодекса штраф за неуплату налогов составляет 20% или 40% от неуплаченной суммы в зависимости от того, сознательно или нет это произошло. Кроме того, согласно ст.

 198 уже Уголовного кодекса за уклонение от уплаты налогов придется заплатить еще штраф от 100 000 до 300 000 рублей сверху или в размере зарплаты или иного дохода за период от 1 до 2 лет, либо накажут принудительными работами на срок до 1 года или арестом и даже тюрьмой.

Получается, что законы против «серых» зарплата есть. Однако и работники, и работодатели идут на эту схему. Зам.директора Центра трудовых исследований ГУ Высшей школы экономики (ВШЭ) Нину Вишневскую это не удивляет.

— У нас достаточно высокие социальные налоги, которые платятся с заработной платы. «Серые» платятся, чтобы избежать уплаты этих налогов.

Несмотря на это, с «серыми» зарплатами надо бороться, потому что от этого не только работнику хуже, так как он не может рассчитывать на определенную часть своей пенсии.

Это невыгодно и работодателю, поскольку это полностью искажает его финансовую картину: вместо повышения производительности труда, поиска ниши на рынке, выпуска новых товаров, он экономит на зарплате и ему кажется, что все у него хорошо. Но экономика при этом стоит.

«СП»: — А принятие новых законов может изменить ситуацию?

— От принятия еще одного закона «серые» зарплаты не исчезнут. Нужно смотреть более глобально.

Вопрос о том, насколько высоки социальные налоги, спорный. Во многих странах они выше, но у нас молодая развивающаяся экономика, нам нужны деньги. Если бы налоги были снижены, это дало бы какой-то стимул развитию экономики в целом и, в частности, помогло бы упростить проблему с «серыми» зарплатами.

«СП»: — Почему даже уголовная ответственность не останавливает ни работодателей, ни работников?

— Отчасти это менталитет. С другой стороны, у нас очень низкие пенсии. Молодые люди считают, что нет смысла стремиться к «белой» зарплате, все равно пенсия будет такая, что на нее не прожить. Это неправильный подход, они сами себя обкрадывают, но он есть.

Один закон про «серую» зарплату ничего не даст. Лучше бы они дали немного свободы экономике, с коррупцией по-настоящему боролись, с ситуациями, когда госзаказы получают «свои люди». Непаханое поле.

По мнению экономического эксперта Яна Арта, на «серые» зарплаты идут не от хорошей жизни и работники, и работодатели.

— Ужесточение ответственности было бы замечательной мерой, но с одновременным ослаблением нагрузки на фонд оплаты труда. Это было у нас предпринято лет 10 назад, и тогда было очень серьезное «обеление» на рынке. Потом нагрузку опять увеличили.

Когда говорят, что эта нагрузка чрезмерна, всегда звучит забавная вещь — а вот в Швеции или во Франции еще больше. Безусловно, еще больше, но в экономиках куда более сбалансированных.

Мы, по различным экономическим оценкам, относимся к развивающимся рынкам.

Мы хотим развиться или стабильности как в Швеции? Каждый швед, который платит налоги, понимает, что на эти деньги он получит огромную социальную поддержку. А мы этого не имеем.

Недавно наша страна объясняла, что в коронавирусный кризис (в отличие от многих стран) выдавать прямую помощь не логично. Реакция общества естественна — «не логично» и платить много налогов: а вдруг завтра опять кризис, вдруг опять на свои силы рассчитывать?

Я бы приветствовал ужесточение, если бы либо нагрузка падала, либо было бы «логично» в трудные минуты помочь мне и белому бизнесу.

Моему американскому коллеге, владеющему небольшой компанией, которая процветала и не имела ущерба от кризиса, позвонили из американской налоговой службы и попросили обычным мейлом прислать список сотрудников, чтобы перечислить на их счет деньги. И хотя он сказал, что не пострадал и ему не надо, ответили, что все равно перечислят. Вот разница.

Поэтому, когда говорят, что там нагрузка больше, то это подмена понятий.

Профессор РАНХиГС, д.э.н. Александр Щербаков полагает, что главная задача тех, кто вовлечен в теневую экономику — увеличение собственных доходов.

— Таким образом они избавляются от налоговых выплат, а их доходы становятся неподконтрольны и неизвестны государству.

«СП»: — Но ведь за подобные действия можно оказаться в тюрьме. Почему же люди так рискуют?

— Сложно ответить на этот вопрос. Действующие нормативные меры недостаточно сильно влияют на ситуацию. Так называемые теневики — и работодатели, и работники — считают, что их можно обойти и не очень опасаться.

  • «СП»: — Может, не законы надо ужесточать, а пересмотреть налоговую систему, чтобы люди не бегали от этих выплат?
  • — Людям, которые получают незначительные или недостаточные доходы, а таковых в нашей стране много, существующие налоги могут представляться достаточно большими и громоздкими.
  • Думаю, что, с одной стороны, надо уменьшать налоговое бремя, с другой — предусматривать меры, которые позволяют выявлять людей, занимающихся теневой экономикой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *