© Игорь Самохвалов/ПГ
Адаптация нашего законодательства к новым антроссийским санкциям отвела на второй план вопросы подготовки нового Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Но работа над ним, которая ведется Минюстом совместно с Госдумой и Советом Федерации, продолжается, и нельзя исключать, что документ, который в министерстве дорабатывают уже в третий раз за последние два года, будет внесен в парламент до конца 2022 года.
Так долго ли еще шумные соседи будут надоедать россиянам по ночам? Об этом «Парламентской газете» рассказала первая замглавы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, куратор межведомственной рабочей группы по разработке новой редакции КоАП Ирина Рукавишникова.
— Ирина Валерьевна, текущие события, связанные с беспрецедентным санкционным давлением на Россию со стороны Запада, увели обсуждения вокруг новой редакции КоАП в тень. Работа над ним сегодня продолжается или ее пришлось свернуть?
— Могу заверить, что работа над новым кодексом не прекращается. Хотя, не будут скрывать, она отошла на второй план в связи с текущей повесткой. Параллельно идет работа над действующим Административным кодексом — некоторые статьи получают примечания. Они, в частности, связаны с тем, что ряд мер, предусмотренный действующим КоАП, применяться не будет.
— С чем это связано?
— Прежде всего с принятием антикризисного пакета мер господдержки развития национальной экономики.
Например, предложено, чтобы за впервые совершенные правонарушения, не повлекшие угрозу жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среды, имущественного ущерба, к субъектам малого и среднего бизнеса применялись предупреждения, а не административные штрафы. Такой принцип реализован сразу в нескольких статьях КоАП.
Подчеркну, что такой подход полностью согласуется с базовой концепцией новой редакции кодекса — согласно ей предпринимателям предлагается сначала выносить предупреждение и только при повторном нарушении привлекать к более серьезной административной ответственности. В действующем кодексе таких норм не было. А антикризисный мораторий для малого и среднего бизнеса, который сейчас введен по инициативе Правительства, хорошо корреспондируется с тем, что мы хотели видеть в новом КоАП.
Минюст отказался повышать старые штрафы, но ввёл новые
— А сейчас можно сказать о сроках, когда все-таки новый КоАП появится в России?
— Мы планировали, что он будет внесен в Госдуму в середине лета. Сейчас мы понимаем, что сроки двигаются: как уже говорила, приоритеты законодательной работы сегодня скорректированы с учетом текущей ситуации. Надеюсь, что новый Кодекс РФ об административных правонарушениях мы увидим до конца этого года.
— А есть ли еще нормы кодекса, которые, соответствуя концепции нового КоАП, могут быть приняты до принятия всей его новой редакции целиком?
— Теоретически к ним, думаю, можно отнести положения об ответственности за шум в ночное время. Сейчас эта ответственность устанавливается регионами. Но дело в том, что далеко не все регионы могут эффективно отслеживать и администрировать эти правонарушения.
Поэтому мы настаиваем на том, чтобы такая статья была вынесена на федеральный законодательный уровень. При этом ответственность по ней будет та же, что и за мелкое хулиганство.
Как только это произойдет, наказанием провинившихся займутся непосредственно сотрудники МВД России.
Также раньше, чем новая редакция целиком, может быть принято положение, которое предусматривает, что при совершении правонарушения казенным или бюджетным учреждением, например, больницей, детским садом, школой, Штраф налагается только на руководителя, а не на само учреждение, у которого по факту нет дополнительных средств, так как оно финансируется государством по бюджетной смете. Уже идут обсуждения, результатом которых может стать принятие данных поправок не в новый, а еще в действующий КоАП.
— Есть еще нормы об ответственности за нарушения правил по благоустройству территорий, которые позволят штрафовать, например, за парковку на детской площадке или за сброс мусора в неположенном месте.
На этой новации настаивали регионы, и сенаторам удалось добиться того, что она войдет в новую редакцию КоАП.
А могут ли эти положения быть приняты как поправки в действующий Административный кодекс?
— Нет, потому что в данном случае мы вводим в федеральный КоАП ответственность за нарушения правил, которые устанавливаются муниципалитетами. Это довольно сложная для реализации юридическая конструкция, которая к тому же раньше у нас еще не применялась. И чтобы это осуществить, потребуется менять общую часть кодекса, что невозможно сделать в отрыве от принятия новой редакции в целом.
Проект нового КоАП РФ представлен на общественное обсуждение
Минюст России представил проекты Кодекса РФ об административных правонарушениях и Процессуального Кодекса РФ об административных правонарушениях на общественное обсуждение, которое продлится до 27 февраля текущего года. Документы подготовлены во исполнение поручения Правительства РФ от 4 июня 2019 г. № ДМ-П4-29пр на основе Концепции нового КоАП1, в которой обозначены цели и задачи по обеспечению системности, эффективности и стабильности правового регулирования отношений в сфере административной ответственности, для достижения которых необходимо реформирование административного законодательства, в том числе выделение его процессуальной части в самостоятельный блок. Кроме того, как известно, большое количество правок норм действующего КоАП РФ существенно затрудняет его применение на практике.
В проекте нового КоАП2 представлены три раздела:
- Общая часть, в которую включены общие положения, нормы об административной ответственности, о видах и вопросах назначения административных наказаний, освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания, административной ответственности несовершеннолетних;
- Особенная часть, предусматривающая составы конкретных административных правонарушений по видовым объектам противоправного посягательства и, соответственно, санкции за их совершение;
- а также раздел, посвященный субъектам административной юрисдикции.
К основным новеллам можно отнести следующие изменения.
К ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях планируется отнести установление административной ответственности по законам субъектов РФ, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Также отдельно указывается о полномочиях органов местного самоуправления по участию в правовом регулировании законодательства об административной ответственности.
Предусматривается, что лицо, совершившее административное Правонарушение за пределами РФ, будет подлежать административной ответственности, если правонарушение направлено против интересов РФ, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если указанное лицо ранее за это же правонарушение не привлекалось к ответственности в иностранном государстве. Сегодня эта норма действует лишь в отношении юрлица, нарушившего ст. 19.28 КоАП РФ (ч. 3 ст. 1.8 КоАП РФ).
Проект нового кодекса впервые конкретизирует необходимость соблюдения принципов справедливого и соразмерного административного наказания, а также проявления гуманизма при его назначении.
Отдельно предусматривается категория грубых административных правонарушений, к которым планируется причислить административные правонарушения экстремистской, коррупционной направленности; в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ; в сфере оборота оружия; в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения; изготовления порноматериалов с изображениями несовершеннолетних и их оборота; административные правонарушения, посягающие на конкуренцию; административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, совершенные лицами в состоянии опьянения; административные правонарушения, выражающиеся в нарушении норм законодательства РФ, устанавливающих обязательные требования, нарушение которых считается грубым. Также административное правонарушение в отдельных случаях может быть признано грубым и судом. Кроме того, подробно раскрываются понятия длящихся, продолжаемых, однородных и повторных административных правонарушений.
https://www.youtube.com/watch?v=g6UXZjJry6A
В качестве самостоятельного субъекта административного правонарушения закреплены ИП, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Также предусматривается условие о запрете одновременного привлечения юрлица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев.
В качестве общего правила указывается возможность назначения наказания в виде предупреждения (если оно предусмотрено санкцией статьи Особенной части кодекса), при совершении правонарушения впервые и в отсутствие отягчающих обстоятельств. К примеру, в действующей редакции ч. 1 ст. 20.
1 КоАП РФ в качестве наказания за мелкое хулиганство предусматриваются административный штраф от 500 руб. до 1 тыс. руб. или арест на срок до 15 суток.
В новой редакции предлагается больше вариантов наказаний, в числе которых появятся предупреждение, обязательные работы на срок до 40 часов и арест на срок до 15 суток, при этом планируется повысить штраф и назначать его в пределах от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Помимо этого, если отягчающих обстоятельств не установлено, предупреждением может быть заменен штраф за впервые совершенное административное правонарушение, не считающееся грубым и выявленное в ходе государственного или муниципального контроля. В соответствии с действующим КоАП РФ штраф может быть заменен на предупреждение только субъектам МСП, юрлицу, а также их работникам (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).
Верхние и нижние пределы штрафа могут быть ограничены только конкретными санкциями статей Особенной части нового кодекса.
Норму о верхних границах штрафа предлагается сохранить лишь для административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ, за исключением законов городов федерального значения.
Так, штраф за совершение административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов РФ, не должен превышать: для граждан – 5 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс. руб., для ИП – 100 тыс. руб., для юрлиц – 500 тыс. руб.
Предусмотрена возможность конфискации маломерных судов, автомототранспортных средств, а также прицепов, не являющихся орудием или предметами совершения правонарушения, у собственников, привлеченных к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений.
Предполагается ужесточение ответственности за некоторые нарушения в области безопасности дорожного движения. Например, за отказ от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения предлагается штрафовать нарушителей на 40 тыс. руб. и лишать права управления ТС сроком от двух до трех лет.
Сегодня за это предусмотрен штраф в размере 30 тыс. руб с лишением права управления ТС на срок от полутора до двух лет (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ). Если сегодня должностное лицо, допустившее выпуск на линию неисправного ТС или переоборудованного без разрешения, подвергается штрафу в размере от 5 тыс. до 8 тыс. руб. (ч. 2 ст.
12.31 КоАП РФ), то проектом нового кодекса планируется штрафовать также ИП от 8 тыс. до 10 тыс. руб. и юрлиц на 50 тыс. руб. За наличие на управляемом автомобиле стекла или пленки (тонировки), светопропускание которых не соответствует требованиям техрегламента (ч. 3.1 ст. 12.
5 КоАП РФ), предлагается увеличить штраф с 500 руб. до 1 тыс. руб.
Уточняется возможность применения запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, он может распространиться также на выезд из РФ в период проведения соответствующего соревнования. В действующей редакции ч. 1 ст. 3.14 КоАП РФ такое ограничение на выезд не оговаривается.
Предельный срок назначения обязательных работ может сократиться до 60 часов взамен 200 часов, предусмотренных сегодня в ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ.
Дополнен список лиц, к которым не должен применяться данный вид наказания, в числе которых женщины, а также одинокий родитель или лицо, его заменяющее, имеющие детей до 14 лет (вместо предусмотренного сегодня возраста детей до трех лет), детей-инвалидов; лицам, осуществляющим уход за инвалидом I и II групп, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений и т.д. Предлагается не применять к этим же лицам административный арест, а также к гражданам, имеющим заболевания, препятствующие его отбыванию.
Административное приостановление деятельности планируется переименовать в административный запрет деятельности с сокращением предельного срока его назначения с 90 до 30 суток.
Общий срок давности привлечения к административной ответственности может быть установлен в один год, за исключением отдельных случаев нарушений.
Сейчас по общему правилу этот срок составляет два месяца по делам, которые рассматривают органы и должностные лица, и три месяца – по делам, рассматриваемым судьями, за исключением специальных сроков, предусмотренных за отдельные правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).
Введение в действие нового кодекса планируется осуществить с 1 января 2021 года. С полным текстом проекта нового КоАП2 можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
- _____________________________
- 1 С текстом Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ.
- 2 С текстом проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/01-20/00099059)
Бизнес-омбудсмен считает новый КоАП опасным для предпринимателей
Проект нового КоАПа опасен для российского бизнеса, считает Борис Титов (на фото) / Евгений Разумный / Ведомости
Принятие проекта Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) в предложенной Минюстом редакции значительно ухудшит положение бизнеса, об этом говорится в письме, которое уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов направил на прошлой неделе премьеру Михаилу Мишустину. Законопроект несет реальную угрозу инвестиционному климату, развитию малого и среднего бизнеса, предупреждает омбудсмен.
Так, по сравнению с действующим КоАПом резко увеличивается размер штрафов по составам административных правонарушений в сфере экономики, причем без какого-либо экономического обоснования.
Например, штраф для индивидуальных предпринимателей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям пребывания, обучения, отдыха и воспитания детей вырастет в 70 раз: с максимальных 7000 до 500 000 руб.
Штраф за непредоставление в положенный срок документов в налоговые и таможенные органы для должностных лиц – в 16 раз (с 500 до 8000 руб.), за нарушение действующих санитарно-гигиенических правил для индивидуальных предпринимателей – в 10 раз (с 1000 до 10 000 руб.).
При этом по большинству составов, связанных с неправомерными действиями должностных лиц, наказания остаются неизменными и даже сокращены. Такой вид наказания, как предупреждение, исчез из некоторых составов. Кроме того, оно может быть вынесено только при отсутствии отягчающих обстоятельств.
Также в проекте нового КоАПа увеличен срок давности привлечения к административной ответственности. Если сейчас постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, то по новым правилам этот срок пролонгирован до года.
Срок проведения административного расследования увеличен с месяца до двух (в исключительных случаях и до полугода), а ограничение срока рассмотрения судом дел об административных правонарушениях вообще исчезло.
В новом КоАПе значительно увеличено количество мер обеспечения производства по делу и даже вводятся новые, в их числе осмотр места совершения административного правонарушения, обязательство о явке, административное приостановление деятельности и даже приостановление операций по счетам в банке: очевидно, что введение и применение такой меры обеспечения повлечет огромный ущерб для бизнеса, отмечается в письме.
В новом КоАПе вводится понятие «грубое административное правонарушение».
Под него подпадают административные нарушения коррупционной направленности, посягающие на конкуренцию и в области дорожного движения, однако определение такого понятия отсутствует, поэтому применение соответствующего положения может стать непредсказуемым и высокорискованным, в том числе из-за произвольного толкования понятия судьями.
Также в проекте вводятся понятия низкого, умеренного, среднего и значительного риска причинения вреда, однако не указаны критерии, по которым он определяется. В то же время в проекте нового кодекса сохранились многие положения действующего, явно не отвечающие ранее утвержденной концепции нового КоАПа, констатирует уполномоченный.
Он отмечает, что при подготовке пакета законопроектов, связанных с введением в действие нового КоАПа, мнение бизнеса фактически не учитывалось. Представители бизнес-объединений не вошли в состав рабочей группы, не предполагается их участие и в доработке законопроекта. Титов предлагает Мишустину организовать на уровне правительства совещание по законопроектам с участием уполномоченного и представителей бизнеса.
так вырастет в новом КоАПе штраф для индивидуальных предпринимателей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения и отдыха детей
Поручение разработать концепцию и проект тогдашний премьер Дмитрий Медведев дал еще в марте 2019 г. Это было связано с реформой контрольно-надзорной деятельности (КНД), которая оказалась невозможна без корректировки КоАПа.
Межведомственную рабочую группу возглавил вице-премьер Константин Чуйченко, он же координировал реформу КНД.
После отставки правительства Медведева Чуйченко возглавил Минюст, вскоре после этого ведомство опубликовало проекты КоАПа и Процессуального кодекса об административных правонарушениях.
Проект уже не в первый раз подвергается критике, в том числе в связи с резким увеличением штрафов для водителей. В январе секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил, что партия не поддержит проект нового КоАПа, поскольку он репрессивен и не соответствует поставленным президентом задачам.
Пресс-служба правительства не ответила на запрос «Ведомостей».
Сейчас Минюст ведет доработку законопроектов с учетом поступающих замечаний и предложений, по результатам их рассмотрения заинтересованными госорганами, а также публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы, сообщила пресс-служба ведомства. 24 января 2020 г. проекты КоАПа и Процессуального кодекса об административных правонарушениях были направлены на рассмотрение уполномоченному, его позиция до настоящего времени в Минюст не поступила.
Реформа КоАПа, безусловно, нужна: практика его применения выявила системные дефекты, говорит Ольга Бенедская из «Муранов, Черняков и партнеры». В действующем КоАПе отсутствует внятная логика в определении характера и размера санкций.
Стираются границы между уголовным и административно-деликтным правом по степени карательного воздействия – фактически через КоАП законодатель выправляет ситуацию отсутствия уголовной ответственности юридических лиц, но при этом отсутствуют такие же, как в уголовном процессе, развитые процессуальные гарантии защиты.
Вот эту задачу надо решать, сейчас же скорее просматривается стремление решить за счет реформы КоАПа фискальные задачи, констатирует Эксперт.
Обзор нового КоАП: новинки для юристов и бизнеса — новости Право.ру
В конце прошлой недели Минюст наконец представил проект нового Кодекса об административных правонарушениях. В нем нашлось много интересного. Так, процессуальные вопросы выделят в отдельный, совершенно новый кодекс, а в самом КоАП появятся новые штрафы, правила и ограничения. Юристы отмечают, что новый кодекс станет удобнее применять, но в то же время видят в нем и ряд недостатков.
С 2001 года, когда был принят действующий КоАП, в него 654 раза внесли поправки, а общее число изменений превысило 4800. В итоге документ стал бессистемным, а потому у правоприменителей возникали трудности с выбором нужной статьи для конкретного правонарушения. Ряда необходимых штрафов в действующем КоАП нет вообще.
Реформа КоАП повлечет за собой как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний, ожидает Минюст.
Новый КоАП состоит из трех разделов.
- Раздел I «Общая часть», в котором отражены общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.
- Раздел II «Особенная часть», состоящий из 36 глав, по которым распределены все административные правонарушения.
- Раздел III «Субъекты административной юрисдикции», в котором перечислены должностные лица и властные органы, которые могут возбуждать, рассматривать и пересматривать дела об административных правонарушениях.
Наиболее заметное структурное отличие нового КоАП от старого – в нем теперь три раздела вместо четырех. Из КоАП исчезнут нормы, которые регламентируют производство по делам об административных правонарушениях. Вместо этого законодатель объединит их в рамках совершенно нового Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях.
Структурно новый Процессуальный кодекс напоминает уже существующие АПК и ГПК. Он состоит из пяти разделов.
- Раздел I закрепляет основные положения и принципы производства по делам об административных правонарушениях, правила течения процессуальных сроков и множество других вопросов.
- Раздел II регламентирует порядок производства по делам для властных органов и их должностных лиц.
- Раздел III регламентирует порядок судебного производства по делам об административных правонарушениях.
- Раздел IV посвящен исполнению административных наказаний.
- Раздел V устанавливает правила оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях.
Юрист КА Федеральный рейтинг.
группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4место По количеству юристов 12место По выручке 17место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
Илья Бахилин видит в этом недостаток нового проекта. Насколько подробно бы ни была урегулирована деятельность судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, до тех пор, пока она регулируется в одном акте с соответствующей деятельностью органов исполнительной власти, такая деятельность не будет носить процессуального характера, уверен юрист: поскольку не учитывает сущность и специфику суда как единственного органа, осуществляющего правосудие на основе норм процессуального законодательства.
«Кроме чисто теоретической необоснованности, проект негативно повлияет и на практическую составляющую, поскольку, как и ранее, рассмотрение данной категории дел будет осуществляться судами по существу в административном порядке», – уверен эксперт. В итоге он ожидает, что ПКоАП (привыкаем к сокращению) лишь добавит излишней «зарегулированности».
При этом Минюст отмечает: дела об административных правонарушениях, которые сейчас рассматривают арбитражные суды, продолжат регулироваться Арбитражным процессуальным кодексом даже после появления Процессуального кодекса.
Практика Отменяем административные штрафы из-за пропуска срока
Действующий КоАП предусматривает общий срок в два (или три – для дел, рассматриваемых судьей) месяца для привлечения к административной ответственности. В новом документе его увеличат до одного года.
Общий срок исковой давности в новом КоАП увеличен в 4–6 раз.
Еще одно важное изменение – из нового КоАП убрали максимальный и минимальный размер административных штрафов.
С позиции бизнеса новая кодификация, кроме частных изменений, которые приведут к большей понятности законодательства для предпринимателей, не принесет каких-либо существенных положительных новшеств. Такое мнение высказал Бахилин.
Одно из наиболее важных изменений – в документе закрепили норму о том, что одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение не допускается.
В новом кодексе законодатель исключил возможность назначения нескольких наказаний при выявлении однородных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей.
Такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности, в новом КоАП назван «административным запретом деятельности». При этом предельный срок его назначения сокращен с 90 до 30 суток.
Проект, на первый взгляд, не предусматривает много новелл, а большинство изменений касаются размера штрафов за нарушение ПДД, рассказывает адвокат Федеральный рейтинг.
группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал 3место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10место По выручке 24место По количеству юристов Профайл компании
Роман Романов. В то же время часть из них все же касается бизнеса.
Обзор практики ВС Ликвидация и реорганизация: «бизнес-обзор» практики от Верховного суда
Например, в сфере финансового рынка появятся административные штрафы для рейтинговых агентств за нарушение законодательства о рейтинговой деятельности. Незаконное присвоение кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу оценили в штраф от 3 млн до 5 млн руб.
Также появился существенный штраф за повторное неприменение контрольно-кассовой техники. За такое нарушение юридическое лицо накажут штрафом в размере от 3 до 5 млн руб.
Появился штраф за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии, размер которого для организации составит от 500 000 руб. до 3 млн руб.
Вырастут и штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. Например, за повторное манипулирование ценами на оптовом или розничных рынках электроэнергии появился штраф для организаций, размер которого варьируется от 500 000 до 3 млн руб.
В целом сама гл. 23 КоАП «Административные правонарушения в области предпринимательской, профессиональной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» стала меньше, чем в прежнем кодексе. Но это вызвано не устранением ответственности за ряд деяний, а юридико-техническими соображениями. Ряд нарушений был выделен в самостоятельные главы.
С этим самое интересное. Штрафы вырастут, появится накопительная система нарушений, а в некоторых случаях у нарушителей начнут забирать автомобили.
- Штрафы за нарушение скоростных ограничений увеличат в 2–6 раз. Так, за превышение в 20–40 км/ч придется заплатить 3000 руб. вместо 500 руб., как сейчас.
- Впервые появится штраф за опасное вождение – 5000 руб.
- Ужесточается административное наказание за вождение в нетрезвом виде.
- Появляются новые санкции для злостных нарушителей. Водителя могут лишить прав на срок до полутора лет, если его три раза или больше наказывали за ряд нарушений.
- Если водитель, которого уже наказали за нарушения правил дорожного движения, станет виновником аварии с жертвами на чужой машине, в результате чего заведут уголовное дело по ст. 264 УК («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»), то машину конфискуют в пользу государства.
Но есть и хорошая новость – возможность заплатить административный штраф со «скидкой» 50% остается в законе.
Вероятно, нет. Сейчас документ находится на публичном обсуждении в отношении текста проекта, а также на антикоррупционной экспертизе.
По окончании этого этапа к документу предложат дополнительные поправки.
В том, что они будут, можно не сомневаться: фракция «Единая Россия» в лице одного из главных законотворцев страны Павла Крашенинникова уже заявила, что не будет поддерживать документ в нынешнем виде.
Спецвыпуск: Право-300 В помощь бизнесу: важные решения Верховного суда в 2019 году
По мнению депутата, проект усиливает «репрессивные механизмы» по сравнению с действующим кодексом, что идет вразрез с задачами «текущей экономической политики страны». Подобное мнение высказал и секретарь генерального совета партии Андрей Турчак.
Сейчас сложно сказать, чем новый КоАП лучше старого, говорит Романов: по его мнению, ответ на этот вопрос сможет дать только практика применения нового КоАП. Также многое будет зависеть от того, в какой итоговой редакции будет принят документ.
Новый КоАП хотят принять до 1 января 2021 года – именно на эту дату запланировано вступление новых кодексов в силу.
Источник: Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Адвокаты и юристы проанализировали проект нового КоАП
Как ранее писала «АГ», Министерство юстиции опубликовало пакет из трех законопроектов, предусматривающих введение нового КоАП, а также специального Процессуального кодекса об административных правонарушениях.
Авторы законопроекта предлагают поделить новый «материальный» Кодекс на три раздела: общую и особенную части, а также раздел, посвященный субъектам административной юрисдикции.
Общая часть нового КоАП
Минюст опубликовал проекты процессуального и материального кодексов об административных правонарушенияхВ первом предлагается закрепить полномочия адвокатов, а во втором – наказание за воспрепятствование адвокатской деятельности
Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что проектом предусмотрено более четкое определение предметов ведения РФ в области установления административной ответственности.
Она пояснила, что действующий КоАП РФ предусматривает, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В проекте же предлагается конкретизировать эти вопросы и, например, к ведению РФ в области установления административной ответственности отнести установление ответственности за правонарушения, посягающие на конституционные права и свободы граждан, и за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, о котором сейчас нет упоминаний в ст. 1.3 КоАП РФ.
Ольга Рогачёва отметила, что в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, а согласно ст. 71 Конституции регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также процессуальное законодательство относятся исключительно к ведению Российской Федерации. «Очевидно, что проектируемая ст. 1.
3 КоАП РФ наделяет субъектов РФ пусть и ограниченным, но правом принимать законы об административных правонарушениях вопреки упомянутым конституционным положениям.
Отсюда КоАП должен стать единственным законодательным актом в стране, регулирующим все материально- и процедурно-правовые (относящиеся к деятельности органов исполнительной власти) вопросы административной ответственности», – посчитала адвокат.
В пояснительной записке отмечается, что к числу принципов законодательства об административных правонарушениях отнесены принципы законности, равенства перед законом, вины, недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение, справедливости и соразмерности, гуманизма.
Как заметила Ольга Рогачёва, в дефиницию административного правонарушения добавлен, помимо виновности и противоправности, новый признак административного правонарушения – причинение вреда охраняемым законом отношениям.
«Надо отметить, что в доктрине административного права данный признак выделялся давно», – указала она.
Адвокат добавила, что, говоря о классификации административных правонарушений, законопроект предусматривает грубые административные правонарушения, предполагая, что за них будет предусмотрено более жесткое административное наказание.
Положительным, по мнению Ольги Рогачёвой, является то, что проект предусматривает определения административной ответственности длящихся, продолжаемых, однородных, повторных правонарушений и малозначительности.
Адвокат отметила, что в настоящее время административным законодательством не сформулировано дефиниций данных видов административных правонарушений, они содержатся лишь в Постановлении Пленума ВС от 24 марта 2005 г.
№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Кроме того, указала она, до сих пор нет официальных разъяснений относительно того, какие административные правонарушения считать продолжаемыми.
«Следовательно, предложенная в Концепции нового КоАП РФ классификация административных правонарушений имеет положительные тенденции», – заключила она.
Адвокат посчитала положительным моментом выделение индивидуальных предпринимателей как самостоятельных субъектов административной ответственности.
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности предполагается масштабная ревизия НПАДля этого предлагается ввести понятие обязательных требований нормативно-правовых актов и механизм оценки их применения, основанный на законности, обоснованности, правовой определенности и системности, открытости, предсказуемости и исполнимости
Также эксперт отметила, что проектом кодекса вводятся дополнительные критерии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, связанные с реформой контрольно-надзорной деятельности.
Вина юридического лица будет определяться в том числе в зависимости от наличия сведений о нарушении им обязательных требований, которые влекут низкий, умеренный, средний или значительный риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, только по результатам проведения в соответствии с федеральным законом контрольно-надзорного мероприятия.
«Здесь мы видим взаимодействие реформы контрольно-надзорной деятельности, “регуляторной гильотины” и законодательства об административных правонарушениях.
По сути, как показывает правоприменительная практика, в отношении юрлиц существует объективное вменение, и в связи с этим в современных экономических и политических условиях жизни российского общества представляется нецелесообразным сохранение института административной ответственности юридических лиц, выступающего во многом неправовым и несоразмерным средством давления на бизнес и преследующего цель не столько обеспечения правопорядка, сколько пополнения бюджетов всех уровней», – указала Ольга Рогачёва. По ее мнению, в то же время следовало существенно усилить в целом административную ответственность должностных лиц.
Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян позитивно отнеслась к введению запрета одновременного привлечения юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же правонарушение, а также к введению запрета на назначение нескольких наказаний при выявлении однородных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей.
Ольга Рогачёва заметила, что проектом предусмотрен прежний перечень административных наказаний, однако вместо такого наказания, как «административное приостановление деятельности», вводится «административный запрет деятельности».
Предусмотрено назначение штрафа в размере «ниже низшего» для физических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц.
Тогда как действующее законодательство предусматривает это только для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Нарине Айрапетян назвала кратное увеличение общего срока давности привлечения к административной ответственности до одного года примером антинародного характера проекта нового КоАП.
«Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности до одного года, по общему правилу, говорит об ужесточении административно-деликтной политики в области административной ответственности, но в какой-то степени уменьшает законотворческую деятельность, которая возросла путем внесения многочисленных поправок в ст. 4.5 КоАП РФ», – согласилась с коллегой Ольга Рогачёва.
По мнению адвоката, приветствуется и заслуживает отдельного внимания гл. 5, которая регулирует административную ответственность несовершеннолетних, в части установления видов административных наказаний и мер воспитательного воздействия. Так, в ст. 5.
2 указывается, что несовершеннолетним могут быть назначены предупреждение, штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований и обязательные работы.
В качестве мер меры воспитательного воздействия (ст. 5.
5) предлагается установить передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа, определенного правительством, возложение обязанности загладить причиненный вред либо ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Особенная часть и субъекты административной юрисдикции
Ольга Рогачёва обратила внимание на то, что в особенной части проектируемого КоАП сохраняется тенденция гуманизации уголовной и ужесточения административно-деликтной политики: «Взять хотя бы то, что особенная часть начинается с побоев».
По мнению адвоката, более детализированной стала структура особенной части, в связи с чем появилось больше глав, в том числе за счет выделения административных правонарушений против конституционных прав.
Она также заметила, что в проекте более конкретизирован объект.
Так, например, административные правонарушения в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной или охранной деятельности выделены в отдельную главу, что для правоприменителя очень удобно.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Геннадий Шаров назвал важной новеллой проекта нового КоАП введение в гл. 6 ст. 6.10 «Воспрепятствование адвокатской деятельности».
«Впервые в законопроекте, разработанном Министерством юстиции, прозвучало, что вмешательство в какой бы то ни было форме в адвокатскую деятельность в целях воспрепятствования осуществлению адвокатом его профессиональных полномочий наказуемо.
И если такое вмешательство не содержит уголовно наказуемого деяния, то виновные граждане могут подвергнуться административному штрафу в размере от 2 до 5 тыс. руб. или предупреждению, а должностные лица – штрафу от 5 до 10 тыс. руб.
И хотя размер штрафа не превышает меру наказания за несвоевременное предоставление информации гражданину, тем не менее начало положено, и порочная практика в отношении адвокатов стала наказуема», – отметил Геннадий Шаров.
Юрист юридической группы «Гречкин и Партнеры» Яна Любимова обратила внимание на гл. 12 «Административные правонарушения, посягающие на права потребителей». Она отметила, что в действующей редакции КоАП большинство положений этой главы отсутствуют – предусмотрены лишь наказания за введение потребителя в заблуждение и включение в Договор условий, нарушающих потребительские права.
По ее мнению, в случае принятия проекта в таком виде у предпринимателей, которые занимаются реализацией товаров и услуг, появится повод для беспокойства, поскольку существенно расширится перечень составов правонарушений. Так, появятся отдельные санкции за отказ от заключения договора с покупателем в письменном виде, продажу товара по завышенным ценам и некачественный товар, который причинил вред здоровью и жизни покупателей.
Яна Любимова заметила, что в новом кодексе законодатель планирует выделить нового субъекта административного правонарушения – индивидуального предпринимателя. «В действующем кодексе законодатель не отделяет ИП от юридических лиц и не устанавливает для них отдельных санкций.
Вопрос о наказании для ИП решается на усмотрение контролирующего органа», – указала юрист.
В связи с этим, считает она, отделение ИП от других субъектов административной ответственности может существенно ухудшить их положение, поскольку к денежной компенсации вреда, причиненного покупателю, прибавится и фиксированная сумма штрафа, размер которой будет сложно оспорить.
Нарине Айрапетян назвала особенную часть проекта КоАП «сырой» и указала, что некоторые положения кодекса выглядят антинародными, нацеленными на ужесточение мер ответственности.
При этом представляется, что основные задачи законодательства в этой части сводятся не к превенции нарушений, а к обогащению казны. Так, например, в ст. 21.9 за превышение скорости свыше 60 км в час штраф предлагается увеличить до 5 тыс. руб.
(сейчас превышение более 60, но не более 80 км в час – влечет наложение штрафа в размере от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб., а свыше 80 км в час – 5 тыс. руб. – Прим. ред.).
Адвокат полагает, что нарушителя, особенно злостного, возможно, и остановит осознание того, что его ждет «недешевая расплата». «Однако “злостники” отличаются еще и своим нежеланием платить штрафы.
Независимо от того, с чем связано это нежелание – присутствием в поведении элементов девиантного поведения или банальным отсутствием средств, необходимо трезво и разумно оценивать ситуацию, связанную с платежеспособностью среднестатистического гражданина, для которого 5 тыс. руб. если и не вся зарплата, то ее “добрая” часть», – заметила она.
Адвокат полагает, что сохранившаяся возможность оплаты штрафа со скидкой вряд ли спасет ситуацию – первым результатом вступивших в этой части изменений законодательства будет именно рост неплательщиков.
«Накопительная же система нарушений и предлагаемые санкции для водителя, которого уже наказали ранее за нарушение ПДД и в последующем в отношении которого возбуждено дело по ст.
264 УК РФ в виде конфискации транспортного средства, слишком радикальны и не соответствуют заявленным направлениям развития в сфере экономического благосостояния страны в целом и благосостояния отдельного гражданина в частности», – посчитала Нарине Айрапетян.
Геннадий Шаров заметил, что требования, устанавливаемые ст. 30.3 «Неисполнение требований законодательства в сфере организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», существуют и в действующем КоАП, однако в п.
6 предлагается прямо установить ответственность адвокатов за нарушение требований в виде штрафа от 50 до 100 тыс. руб. Мера наказания устанавливается равной как для адвокатов, так и для нотариусов, предпринимателей и аудиторов. При этом вице-президент ФПА указал, что размер предлагаемых санкций в отношении адвокатов настораживает.
«Но напомним, что в Законе о противодействии легализации (отмыванию) доходов содержится норма, учитывающая приоритетное значение адвокатской тайны», – подчеркнул он.
Ольга Рогачёва отметила, что в соответствии с Разделом III, посвященным субъектам административной юрисдикции, большинство дел об административных правонарушениях по-прежнему будут рассматриваться судьями.
Анализ экспертов «АГ» по проекту Процессуального кодекса об административных нарушениях будет опубликован позднее.