В объем закупок у смсп по 223-фз будут учитывать меньше договоров

Утвердив постановление от 7 июля 2021 г. N 1128 Правительство РФ, внесло изменения в постановление от 11 декабря 2014 г.

N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Постановление №1352), которые расширяют сферу применения Постановления №1352 и увеличивают объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП).

В частности, с 1 января 2022 года требования, установленные Постановлением №1352, обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются CМСП.

Из тех, кто не обязан применять Закон №223-ФЗ к СМСП могут быть отнесены хозяйственные общества, которые соответствуют критериям, установленным в статье 4 федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ. При этом проверить соответствие критериям можно на сайте Федеральной налоговой службы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Это значит, что практически все заказчики по Закону 223-ФЗ будут проводить закупки у СМСП с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением №1352.

Чтобы выполнить требования Постановления №1352 заказчикам потребуется учесть особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, предусмотренные Постановлением №1352 и Законом №223-ФЗ в своих положениях о закупках, если ранее эти особенности не были учтены.

При размещении изменений в положение о закупках в единой информационной системе в сфере закупок товаров (далее – ЕИС) следует проверить, чтобы в перечне способов закупок были выбраны конкурентные закупки с учетом особенностей закупок у СМСП.

Также потребуется утвердить перечень товаров, работ, услуг, приобретаемых у СМСП (далее -Перечень), который составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ). Утвержденный Перечень надо разместить в ЕИС, а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В течение года потребуется проводить конкурентные закупки у СМСП, поскольку Постановлением №1352 предусмотрен обязательный норматив — Общий годовой объем закупок у СМСП.

С 01 января 2022г. обязательный норматив увеличен с 20% до 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

При этом годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками по итогам закупок, проведенным только среди СМСП, и объем планируемых закупок, участниками которых являются только СМСП, увеличены с 18% до 20%.

Заказчики на которых распространяет свое действие Постановление №1352 должны ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом размещать годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Отчет) в ЕИС.

При этом заказчикам, на которых Постановление 1352 не распространялось в 2021 году скорее всего не должны будут размещать Отчет в 2022 году, поскольку они не проводили и не должны были проводить закупки у СМСП в 2021 году.

В объем закупок у СМСП по 223-ФЗ будут учитывать меньше договоров

Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 21 июля 2021 г.

Источник

Особенности тендеров с малым бизнесом по 223-ФЗ

Новшества в закупках у МСП для заказчиков по 223-ФЗ | Контур.Закупки

Продолжаем рассказывать о поправках в закупочное законодательство, которые вступят или уже вступили в силу в 2018 году. Сегодня речь пойдет об изменениях для заказчиков по 223-ФЗ в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Они внесены законом № 505-ФЗ от 31 декабря 2017, а также постановлениями Правительства.

Электронная форма

Закупки, которые организуются исключительно для МСП, должны будут проводиться строго в электронной форме. Это положение будет закреплено в части 2 статьи 3 закона 223-ФЗ и начнет действовать с 1 июля 2018 года.

С той же даты в законе появится новая статья 3.4, которая будет регулировать проведение электронных процедур для МСП. В частности, предусмотрен ограниченный перечень способов определения поставщика, а именно:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • конкурс в электронной форме;
  • аукцион в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.

Выбрать иной способ определения поставщика для закупок у МСП заказчики по 223-ФЗ не смогут.

Проводиться торги для малого и среднего бизнеса должны на ЭТП, удовлетворяющих требованиям закона 44-ФЗ и дополнительным требованиям, предусмотренным правительством. Список федеральных площадок, на которых можно будет проводить процедуры для МСП по 223-ФЗ, будет дополнительно утвержден.

В объем закупок у СМСП по 223-ФЗ будут учитывать меньше договоров

ЭТП, на которых проводятся торги по 44-ФЗ

Кроме того, в новой статье 3.4 будут прописаны особенности каждой процедуры, в том числе:

  • порядок и сроки проведения;
  • ценовые ограничения;
  • правила подачи заявки;
  • порядок обеспечения заявки (например, если она обеспечивается деньгами, то средства должны вноситься на спецсчет в банке из перечня, определенного Правительством в соответствии с законом 44-ФЗ).

При нарушениях, допущенных заказчиком по 223-ФЗ, в том числе неосуществлении закупок у МСП, ему полагается наказание в виде обязанности применять положения закона 44-ФЗ. В поправках уточнено, что в этом случае заказчик должен применять нормы закона 44-ФЗ, которые прямо указаны в 223-ФЗ (часть 8.1 статьи 3, которая появится в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года).

Новый объем закупок

Общий объем закупок, которые заказчики по 223-ФЗ должны осуществлять у МСП, остается на прежнем уровне. Это 18% от годового объема. А вот объем прямых закупок у МСП, то есть тех, которые проводятся исключительно среди таких субъектов, изменился. До 1 января текущего года в соответствии с постановлением Правительства № 1352 он составлял 10%.

С начала 2018 года вступило в силу новое постановление № 819 от 19 августа 2016 года. Так вот, в соответствии с ним, объем закупок, прдназначенных исключительно для МСП, вырос с 10 до 15%.

Кто должен закупаться у МСП

В соответствии с постановлением от 15 ноября 2017 № 1383, с 1 января расширился список категорий заказчиков, которые должны заключать договоры с субъектами малого и среднего бизнеса в размере 18% от общего годового объема закупок. Теперь это организации трех типов:

  • заказчики, чей годовой объем выручки более 500 млн рублей;
  • заказчики, в том числе кредитные организации, величина активов которых более 500 млн рублей, при условии, что они сами не относятся к категории МСП;
  • автономные учреждения, которые в предыдущем году совершили закупок (имеются в виду заключенные договоры) на сумму более 250 млн рублей.

Изменение отчета по закупкам у МСП

С 2018 года отчет по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства получил новую форму. Что конкретно изменилось?

  1. Информация о договорах по каждой категории субъектов МСП теперь указывается отдельно.
  2. Договоры, заключенные на срок более 5 лет, составляют отдельную категорию.
  3. Отдельно указывается количество договоров, которые были оплачены в текущем году, но исполняться будут и после его окончания.

Напоминаем, что отчет по закупкам у МСП, произведенным в 2017 году, необходимо опубликовать в ЕИС до 1 февраля 2018 года.

Кратко о других изменениях в 223-ФЗ, которые вступят в силу в 2018 году, читайте в этом материале.

Особенности участия в закупках у СМП и СОНО

Из нашей статьи вы узнаете:

Какие льготы установлены для СМП и СОНО при госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ? По каким правилам заказчик должен осуществлять закупки у СМП (СОНО)? Есть ли какие-то нюансы? Отвечаем в нашей статье.

Кого относят к субъектам малого предпринимательства

К малому бизнесу в Российской Федерации могут быть отнесены следующие субъекты, при условии, что они соответствуют критериям, прописанным в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ:

  • потребительские кооперативы и коммерческие организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия — исключение);
  • ИП и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Определяется малое предпринимательство по следующим критериям:

  • среднесписочная численность работников;
  • объём дохода за период в один календарный год;
  • доля юрлиц в уставном капитале.

Например, субъектом малого бизнеса будет считаться компания, у которой годовой доход не превышает 800 млн рублей, а численность наёмных работников составляет не более 100 человек.

Более подробно об основных и дополнительных критериях, определяющих субъекты малого предпринимательства, мы писали в статье «Критерии бизнеса в 2021 году».

Кто относится к СОНО

СОНО (СОНКО) расшифровывается как социально-ориентированные некоммерческие организации. Такая же расшифровка даётся в Федеральном законе № 44-ФЗ.

Читайте также:  Инвентаризация тмц: порядок проведения и учет результатов в 2023 году. пошаговая инструкция по инвентаризации тмц

К примерам деятельности, которой занимаются такие структуры, относятся:

  • соцобслуживание, а также соцподдержка и защита граждан;
  • помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
  • мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
  • охрана окружающей среды;
  • защита животных и др.

Полный перечень приведён в п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .

Если учредителями организации, занимающейся подобной деятельностью, являются государство, его субъекты либо муниципальные образования, то такая организация не будет относиться к СОНО.

Преимущества СМП и СОНО при участии в закупках по 44-ФЗ

Участие субъектов малого предпринимательства и СОНО регламентируется одними и теми же правилами. В целях поддержки малого бизнеса Федеральным законом № 44-ФЗ для таких участников предусмотрены специальные льготы. Согласно ст. 30 Федерального закона 44-ФЗ госзаказчики должны в обязательном порядке заключать контракты с СМП и СОНО. Заключить контракт можно следующими способами:

  1. Через проведение торгов, участниками которых могут быть только субъекты малого бизнеса или социально-ориентированные некоммерческие организации. Возможные виды конкурсов:
    • открытые,
    • с ограниченным участием,
    • двухэтапные,
    • электронные аукционы,
    • запросы котировок и предложений.
  2. Установить привлечение СМП (СОНО) в качестве субподрядчика как одно из требований к победителю тендера.

Для участия в торгах и заключения контракта потребуется квалифицированная электронная подпись. Выберите подходящий Тариф самостоятельно или с помощью нашего специалиста. Подключение займёт не более одного дня.

Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приёмке.

Для участия потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что юрлицо принадлежит к СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несёт поставщик.

Специфика закупок у СМП и СОНО

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ, проводить закупки у СМП (СОНО) могут любые заказчики. Автономные учреждения и другие юрлица, не являющиеся заказчиками, заключают с СМП (СОНО) контакты о закупке только в случае, установленном ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ.

Обязательный минимум по объёму закупок у СМП и СОНКО — 15 процентов от объёма совокупного годового дохода. Максимальный объём не установлен.

Какое-либо обязательное соотношение закупок у СМП и СОНО в общем объёме законом не установлено, поэтому закупаться можно только у малого бизнеса, либо только у СОНО.

Чтобы найти выгодное предложение, воспользуйтесь услугой Астрал.Поставщик. Гибкие настройки, шаблоны для поиска, мониторинг торгов — всё в одном месте.

Процент объёма закупок у СМП (СОНО) может быть нулевым. Например, если заказчик в течение года осуществлял все закупки только у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Особенности проведения закупок у СМП и СОНО:

  1. Можно осуществлять закупки любых товаров (работ, услуг).
  2. Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей.
  3. Конкурентная закупка возможна любыми способами, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – только по п. 25 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ.
  4. Ограничения указываются в извещении об осуществлении закупки.
  5. Принадлежность к СМП (СОНО) подтверждается информацией об участнике закупок из единого реестра СМСП. Потребовать какие-либо дополнительные документы для подтверждения заказчик не может.
  6. Установлен сокращённый срок оплаты. Он не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания документа о приёмке.
  7. Залог в качестве обеспечения исполнения контракта:
    • устанавливается в зависимости от цены контракта, его размер должен превышать размер аванса;
    • устанавливается заказчиком в зависимости от цены контракта, уменьшенной на размер аванса, если аванс рассчитывается Федеральным казначейством;
    • должен быть возвращён не позднее, чем спустя 15 дней после даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту.
  8. Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств не требуется предоставлять, если СМП (СОНО) подтвердили добросовестность.
  9. Антидемпинговые меры не применяются, если субъект СМП (СОНО) подтвердил добросовестность.

Подготовиться к проведению закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ поможет сервис Астрал.Тендер. Мы сопроводим вас по всем этапам: подготовка документов и участие в торгах, заключение и исполнение контракта. Гибкая линейка тарифов позволит выбрать наиболее подходящий комплекс услуг.

Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства

Ранее при закупках по 44-ФЗ предприятиям и ИП, выступавшим в роли поставщиков, нужно было заполнить декларацию о принадлежности к СМП. Это один из документов, дающий право на участие в различных торгах (тендерах).

С конца 2020 года эта декларация не является обязательной. В соответствии с п.

11 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352, для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства теперь достаточно информации об участнике закупок из единого реестра СМСП.

Заказчики более не могут требовать от исполнителя (субподрядчика) заказа дополнительной информации или документов в качестве подтверждения их принадлежности к субъектам МСП.

Однако может получиться так, что данные о предпринимателе в реестре искажены или ещё не внесены в реестр. В подобной ситуации единственным вариантом подтверждения будет декларация СМП. Образец заполнения:

В объем закупок у СМСП по 223-ФЗ будут учитывать меньше договоров

Приведённая в примере форма заполнения не является обязательной, поскольку строгих требований к форме законодательством не установлено.

Бланк декларации СМП: скачать.

Отчётность по закупкам у СМП (СОНО)

Каждая организация-заказчик должна ежегодно размещать в ЕИС отчёт по закупкам у СМП и СОНО. Если в течение года заказчик не закупал товары (работы, Услуги) у СМП и СОНО, в ЕИС необходимо сформировать нулевую отчётность.

Форма и порядок составления отчёта закреплены http://base.garant.ru/70898286/Постановлением Правительства РФ № 238 от 17 марта 2015 года.

Для размещения отчёта в ЕИС установлен срок — до 1 апреля следующего года (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ). Если крайний день установленного срока выпадает на выходной, отчёт необходимо разместить заранее, в последний рабочий день перед этой датой. Размещение отчёта позднее 1 апреля является нарушением.

Нарушение установленных требований при размещении отчёта ведёт к ответственности в виде штрафа:

  • для ответственного лица (контрактного управляющего или иного уполномоченного работника) — 15 тысяч рублей;
  • для организации-заказчика — 50 тысяч рублей.

В случае представления отчётности с нарушением установленного срока или непредставления отчётности налагается Штраф (ч. 3 ст. 7.30 КоАП):

  • для должностного лица — 50 тысяч рублей;
  • для юрлица — 500 тысяч рублей.

Если объём закупок у субъектов малого предпринимательства и СОНО составляет менее 15 процентов от объёма годового дохода, на ответственное лицо налагается штраф в размере до 50 тысяч рублей.

Закупки у субъектов МСП по 223-ФЗ в 2022 г

В объем закупок у СМСП по 223-ФЗ будут учитывать меньше договоров

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) – это процедуры, которые проводятся заказчиками по закону 223-ФЗ среди организаций и предпринимателей, внесенных в единый реестр субъектов МСП, а также плательщиков налога на профессиональный доход.

С 1 января 2022 года закупки у МСП по 223 фз обязаны осуществлять все заказчики (кроме субъектов МСП). При этом необходимо осуществить определенный объем таких закупок у МСП: 25% — общий норматив, то есть по результатам любых закупок, 20% — по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП.

На сегодняшний день закупки среди МСП осуществляются в соответствии со статьей 3.4 закона 223-ФЗ и с учетом правил, установленных ПП РФ 1352.

Выделим ключевые нюансы таких процедур в 2022 году.

  1. Возможными способами закупок среди только субъектов МСП являются: конкурентные в электронной форме – конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, а также закупки у единственного поставщика.
  1. Чтобы проводить закупки у МСП по 223 ФЗ, недостаточно лишь установить ограничение по участникам. Прежде всего, заказчикам необходимо сформировать перечень товаров, работ, услуг, которые будут закупаться только у субъектов МСП (если начальная (максимальная) цена договора не превышает 200 миллионов рублей), разместить данный перечень в ЕИС и регулярно проводить его актуализацию.
  1. В плане в ЕИС для закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, предусмотрен отдельный раздел. Коды ОКПД2 товаров, работ, услуг в данном разделе должны совпадать с кодами в размещенном перечне.
  1. Заказчику придется вести раздельный учет закупок (абсолютно всех и любой стоимостью, а не только на сумму более 100 тыс. руб.). При этом данный учет должен будет вестись также раздельно в разрезе двух нормативов (25 и 20 процентов) и закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства, так как эти сведения необходимо будет отражать в годовом отчете по МСП.
  1. Также нужно не забывать исключать из расчета нормативов те закупки, которые указаны в пункте 7 ПП РФ 1352, поскольку они не учитываются при расчете годового объема закупок у МСП.
  1. Принадлежность того или иного контрагента к МСП нужно проверять по соответствующему единому реестру МСП, так как именно нахождение в нем организации является подтверждением ее статуса МСП. При этом данные в реестре МСП обновляются ежемесячно, соответственно, следить за тем, кто все еще субъект МСП, а кто уже нет, необходимо на регулярной ежемесячной основе и в ручном режиме. Поскольку данные в ЕИС так быстро не обновляются.
  1. Закупочные процедуры, участниками которых являются только субъекты МСП, проводятся в особом порядке, установленном статьей 3.4 закона 223-ФЗ и постановлением 1352 и являющемся намного более строгим и трудоемким с точки зрения подготовки документации.
Читайте также:  Пособия и выплаты на ребенка в ямало-ненецком автономном округе в 2023 году: федеральные и региональные, размеры выплат, порядок и условия получения, необходимые документы

Основные отличия закупок среди субъектов МСП по 223 фз в 2022 году:

— В части 3 статьи 3.4 определено, в какие сроки должны проводиться конкурентные процедуры и каким способом в зависимости от начальной (максимальной) цены договора.

  • — Установлено, в каком порядке проводятся процедуры.
  • — Закупки могут проводиться только на федеральных электронных площадках, соответственно, участвовать в них могут только те участники, которые зарегистрированы в ЕРУЗ (едином реестре участников закупок).
  • — Обеспечение заявок в виде денежных средств вносится на специальный банковский счет.
  • — Размер обеспечения заявки не может превышать 2% НМЦ договора, а размер обеспечения исполнения договора – 5% НМЦ (если не предусмотрен аванс) или размер аванса.

— Частями 19.1 и 19.2 статьи 3.4 закона 223 ФЗ установлен закрытый перечень документов и информации, представление которых в составе заявки можно предусмотреть в извещении и документации.

— Требовать у участников декларацию, выписку из реестра МСП или с сайта ФНС, а также иные подтверждающие статус субъекта МСП или плательщика НПД документы не допускается.

— В частях 19.5 – 19.8 статьи 3.4 определен состав заявок для каждого вида конкурентной процедуры.

Договор с победителем заключается на электронной площадке.

  1. Оплата по договору, заключенному по 223 ФЗ с субъектом МСП, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке. За нарушение данного срока оплаты в адрес субъекта МСП предусмотрен штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей для должностного лица и от 50 до 100 тысяч рублей для юридического.
  1. По итогам года необходимо подготовить и не позднее 1 февраля разместить в ЕИС отчет по закупкам у МСП. И если данные в отчете будут некорректны или не будут соблюдены установленные нормативы, а также если отчет по МСП вообще не будет размещен, то заказчик до конца года должен будет проводить закупки в соответствии с законом 44-ФЗ, что предусматривает совершенно другой объем трудозатрат и ответственности.
  1. С 1 июля 2022 года вступают в силу изменения ПП РФ 1352, устанавливающие для заказчика право внести в положение о закупке способ неконкурентной процедуры для заключения договоров по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, на электронной площадке по принципу «электронного магазина» согласно следующей схеме: размещение поставщиками предварительных предложений – размещение заказчиком на площадке требований к товарам, работам, услугам и поставщику – определение оператором подходящих предложений – выбор заказчиком подходящих поставщиков – заключение договора на площадке. Сумма договора, заключаемого по результатам такой процедуры, не должна превышать 20 млн. руб.

Это, конечно, далеко не все нюансы осуществления закупок у субъектов МСП. Также необходимо предусмотреть соответствующий раздел в Положении о закупке, где будут отражены все особенности проведения таких закупок, заключения и исполнения договоров. Кроме того, учесть ограничения по требованиям к участникам, по установлению обеспечения заявок, по выбору электронной площадки и т.д.

© Все права защищены.»Международный консалтинг в сфере закупок», 2014 — 2022 г.

При осуществлении закупки только среди СМСП в извещении о закупке и документации о закупке указывается, что участниками такой закупки могут быть только СМСП.

Также заказчики обязаны:

  • утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у СМСП (перечень составляется на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг);
  • разместить перечень в ЕИС, а также на сайте заказчика в сети «Интернет».

В случае если начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 50 млн. рублей и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик обязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у СМСП.

В случае если НМЦД на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг превышает 50 млн. рублей, но не превышает 200 млн. рублей и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик вправе осуществить закупки таких товаров, работ, услуг СМСП.

Если при осуществлении закупки СМСП не подали заявок, либо заявки всех участников закупки, являющихся СМСП, были отозваны или не соответствуют требованиям, предусмотренным документацией о закупке, либо заявка, поданная единственным участником закупки, являющимся СМСП, не соответствует требованиям, предусмотренным документацией о закупке, либо заказчиком в порядке, установленном положением о закупке, принято решение о том, что договор по результатам закупки не заключается заказчик вправе по истечении срока приема заявок осуществить закупку в порядке, установленном положением о закупке (т.е. закупку можно осуществить в обычном порядке без указания, что закупка проводится только среди СМСП).

Участники закупки обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. Форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к СМСП, утверждается заказчиком и включается в положение о закупке.

При осуществлении закупки в электронной форме декларация включается в состав заявки в форме электронного документа. Форма декларации утверждается заказчиком и включается в положение о закупке (Примерная форма декларации приведена на рис.1).

При этом Заказчик не вправе требовать от СМСП иные документы, помимо декларации.

Рис. 1. Примерная форма декларации.

В объем закупок у СМСП по 223-ФЗ будут учитывать меньше договоров

Обеспечение заявки

Если в документации о закупке установлено требование об обеспечении заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2 % НМЦД.

При этом такое обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке (ст. 329 ГК РФ).

Порядок возврата обеспечения заявки

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке на счет, указанный в документации о такой закупке, возвращаются:

  • всем участникам закупки, за исключением участника закупки, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания протокола, составленного по результатам закупки;
  • участнику закупки, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня заключения договора либо со дня принятия заказчиком в порядке, установленном положением о закупке, решения о том, что договор по результатам закупки не заключается.

При этом стоит отметить, что у некоторых заказчиков положением о закупке предусмотрена возможность заключения договора с участником закупки, предложившим лучшие условия после победителя, в случае уклонения победителя от заключения договора.

При этом установлено, что денежные средства (в случае если обеспечение заявки предоставлялось в форме внесения денежных средств) такому участнику возвращаются после заключения договора с победителем.

Получается, что придется вносить изменения в порядок возврата обеспечения заявки в части осуществления закупок у СМСП.

Обеспечение исполнения договора

Если в документации о закупке установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер такого обеспечения:

  • не может превышать 5 % НМЦД, если договором не предусмотрена выплата аванса;
  • устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса.

Если в документации о закупке установлено требование к обеспечению исполнения договора, такое обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке с учетом ст. 329 ГК РФ.

Срок заключения договора

Срок заключения договора должен составлять не более 20 рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также случаев, когда действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки обжалуются в антимонопольном органе либо в судебном порядке. В указанных случаях договор должен быть заключен в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.

Срок оплаты договора

Согласно ПП РФ №1352 при осуществлении закупки максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору или отдельному этапу договора, заключенному по результатам закупки, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора). При этом распоряжением Правительства РФ от 29.05.2013 г. № 867-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» в развитие которого было принято ПП РФ №1352, в п.27 раздела «IV. Снятие финансовых барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства» указано, что «Создание обязательства заказчиков по установлению максимального срока оплаты выполненных работ после подписания закрывающих документов для договоров по которым исполнителем выступает СМСП не более 10 рабочих дней».

Читайте также:  Налоговый вычет при строительстве дома: документы, кому полагается и как получить

Закупки у СМП по 223 ФЗ

Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.

Часть 8 статьи 4 Закона 223 ФЗ закрепляет право Правительства РФ установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМП и требования к содержанию этого отчета.

Также реализовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц»

Положением предусмотрено, что годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. При этом общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объема (п. 5 Положения).

Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ(с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).

  • Результат в цифрах:
  • 100%
  • составляет размер максимального авансирования по коммерческим закупкам для СМиСП

Эксперты Центра Поддержки Предпринимательства, изучив все существующие программы поддержки малого бизнеса, используя накопленный опыт, и тесное взаимодействие с различными государственными структурами, разработали уникальную схему работы по комплексному сопровождению государственных и коммерческих тендеров для малого бизнеса, по условиям которой Вы получите выгодные контракты с авансированием и со всеми возможными преимуществами, а также с минимальными затратами!

Обратитесь к нам, расскажите о Вашем бизнесе или проекте

И мы поможем Вам реализовать идею Вашей мечты!

Рассказать о себе

Основные преимущества закупок субъектов МСП по 223-ФЗ

ФЗ применяет обозначение субъекты МСП — «Малого и Среднего Предпринимательства».

В законодательстве не утвержден формат участия малого бизнеса в конкурентных отборах, но существует  Постановление Правительства № 1352, определяющее условия подобных тендеров.

Регламентирует работу по данному постановлению Акционерное Общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Утверждены условия закупок: если доход корпорации более 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие компании обязаны выделить для МСП тендеров и закупок у единственного поставщика не менее, чем на 18% от годового объема сделок.

Организация утверждает в своем положении о закупочной деятельности ОКПД2 всех товаров, работ и услуг, которые будут закупаться в рамках поддержки у субъектов МСП. При стоимости контракта менее 50 млн.

рублей, заказчик в обязательном порядке проводит тендер для субъектов МСП. Для того чтобы получить 

В случае, если организация не разместит для субъектов МСП нужное количество тендеров и не опубликует данные об этом или опубликует неверную информацию, то с 1 февраля и до конца календарного года заказчику придется размещать контракты в рамках 44-ФЗ, а он, как известно, намного строже — это повлечет за собой огромные финансовые потери.

Виды тендеров определяет сама организация в своем положении о закупочной деятельности. Малое предприятие может поучаствовать в тендере или в закупке у единственного поставщика, а также выйти на аукционом с условием привлечь МСП на субподряд.

Для подачи документации на тендер, также как и по 44-ФЗ, поставщики прикладывают декларацию о соответствии СМП. А с 2017 года предоставляется выписка ФНС из нового Единого реестра СМП.

  1. Результат в цифрах:
  2. 18%
  3. обязаны закупать у малого бизнеса все заказчики по 223 ФЗ

Льготы по тендерам для малого бизнеса в рамках 223 ФЗ:

  • Авансирование по закупкам утверждается от 30% до 100%;
  • Сроки расчетов по выполненным работам — строго от 5 до 15 дней;
  • Размер обеспечения заявки не может быть более 2%;
  • Обеспечение исполнения контракта часто отсутствует;
  • На тендеры не могут подаваться крупные компании-конкуренты;
  • Программа партнерства с дополнительными льготами и возможностью работы без тендера.

Из ближайших нововведений в ФЗ утверждается  Законопроект № 821534–6, который сформирует полный список допустимых способов проведения тендеров и ключевые инструкции для заказчиков (сейчас в ЕИС более 14 тысяч различных способов проведения закупок), а также утвердит перечень электронных площадок по 223-ФЗ. Это упростит формат аккредитации участников на ЭТП и сам процесс подготовки к участию в тендерах.

Требования по проведению закупок у малого бизнеса по 223 ФЗ

В рамках исполнения требований федерального закона и программы развития малого бизнеса, все заказчики обязаны проводить следующие действия:

  1. Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМП;
  2. Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. В рамках календарного года закупить у СМП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  5. Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.

Закупки у СМП могут осуществляться любым способом и в любой форме. Для того чтобы исполнить норматив, ПП РФ 1352 предусматривает 3 механизма.

  1. Во-первых, в 18% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);
  2. Во-вторых, закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП;
  3. В-третьих, в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП. То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (18%).

Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ (с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).

С чего начать, что бы найти подходящую закупку для малого бизнеса по 223 ФЗ

Вы можете заняться самостоятельным поиском нужной информации, купить программу для мониторинга закупок, нанять в штат тендерных специалистов с подходящим опытом или подать заявку в Центр Поддержки Предпринимательства и мы окажем Вам весь комплекс требуемых услуг по самым демократичным ценам с гарантией положительного результата.

  • Результат в цифрах:
  • 1 месяц
  • составляет усредненный срок для заключения первых успешных контрактов

Мы оперативно проверим Вашу организацию на соответствие всем критериям субъектов малого и среднего предпринимательства, закажем выписку из РСМП и сообщим о результате. После этого мы согласуем с Вами договор о сотрудничестве и проведем подготовку учредительных документов и деклараций, требующихся для дальнейшей работы с тендерами и финансированием.

Когда подготовка будет завершена, мы назначим Вам персонального менеджера, который будет в ручную отбирать сделки согласно Ваших критериев, по которым утверждено авансирование и короткие сроки расчетов, а также предоставим доступ в Многофункциональный Кабинет, который обеспечит Вас всей нужной информацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *