Сфера госзакупок: нововведения 2023

В начале июля было принято несколько законопроектов, которые значительно изменят порядок закупок по закону № 44-ФЗ. Главное: закупки станут проще и быстрее. Уменьшатся сроки оплаты, упростится документооборот, изменятся процедуры закупок. Подготовили для вас краткий разбор основных изменений.

Сократятся сроки оплаты по всем контрактам

С 1 января 2022 года у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта. Сроки сократятся и для малого бизнеса, и для остальных поставщиков.

Кто может участвовать2021 годС 1 января 2022 годаС 1 января 2023 года
Только малый бизнес 15 дней 10 дней 7 дней
Все 30 дней 15 дней 10 дней

Увеличится количество закупок для малого бизнеса

Вырастет обязательная доля закупок у СМП и СОНКО — с 15 до 25% совокупного годового объема закупок.

Это хорошо для малого бизнеса, потому что в закупках для этих категорий участников есть льготы по предоставлению обеспечения и по срокам оплаты. Средний и крупный бизнес к таким закупкам не допускается, небольшие компании конкурируют между собой и получают шанс заработать на госконтрактах.

Способов закупки станет меньше

Сократится количество способов закупки. Сейчас действует 11 способов закупок — во всех свои правила для заказчиков и участников. С 2022 года останется три способа: конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме.

Больше не будет двухэтапного конкурса, конкурсов с ограниченным участием и запроса предложений.

Это удобно для поставщиков: чем меньше способов закупки, тем проще разобраться и меньше шансов запутаться в правилах.

Сфера госзакупок: нововведения 2022

Изменятся процедуры проведения закупок

Все конкурентные процедуры будут радикально перестроены — с нынешними у них только названия останутся общие.

Например, электронный аукцион станет проще и быстрее.

Что изменится в электронном аукционе2021 годС 1 января 2022 года
Заявка Из двух частей Единая заявка
Можно внести изменения в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок
Время на подачу ценового предложения 10 минут 4 минуты
Общее время торга Не ограничено Не больше 5 часов

Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми, отличаться будет только срок и способ подачи ценового предложения.

Документы станут электронными

Часть документов нужно будет оформлять и подписывать в электронном виде. В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:

  • акт приемки товара, работы или Услуги;
  • односторонний отказ от исполнения контракта;
  • обжалование.

Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.

Сфера госзакупок: нововведения 2022 Основная информация по закупке сейчас подгружается отдельными файлами. Скачивать каждый файл — долго и не очень удобно

Документация о закупке будет отменена

Часть документов вообще больше не понадобится. В открытых конкурентных электронных процедурах не будет документации. Требование к заявке и инструкция по ее заполнению станут частью извещения об осуществлении закупки.

В большинстве случаев извещение о закупке станет основным документом, в котором будет вся информация. Сейчас пока не так: в извещении содержится только общая информация, а важные детали нужно искать в закупочной документации, которую заказчик прикрепляет к извещению.

Документация о закупке потребуется лишь для закрытых конкурентных процедур — закрытого конкурса или закрытого аукциона.

Появится универсальная предквалификация

Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.

Заказчик объявляет закупку с ценой 25 млн рублей. К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей.

Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.

Обеспечение заявки будет встречаться чаще

Изменения по обеспечению коснулись запроса котировок: заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн рублей. А обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.

Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечение заявки в запросе котировок, это только их право.

Появятся независимые гарантии

Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия.

В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.

Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

Это далеко не все изменения в госзакупках, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков.

Если мы не затронули нововведение, которое вам интересно, но непонятно, — пишите на  secrets@tinkoff.ru. Наши эксперты ответят на все вопросы.

Что меняется в работе специалиста по закупкам с января 2022 года | Компания права Респект

Сфера госзакупок: нововведения 2022

В январе 2022 года не только вступят в силу некоторые правила по оптимизационному закону, но и заработают дополнительные поправки:

  • вырастет обязательная доля всех закупок у СМП и СОНКО (да, и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ);
  • изменятся сроки оплаты некоторых госконтрактов для федеральных нужд;
  • поменяются квоты.

Что изменится из-за оптимизации 44-ФЗ

С января сильно поменяются процедуры определения поставщика (Федеральный Закон № 360-ФЗ от 02.07.2021). Их станет меньше, правила упростятся. Собрал основные изменения в таблицу:

Что меняется Как будем работать с 2022 года
Процедуры Отменяются открытые и закрытые двухэтапные конкурсы, открытые и закрытые конкурсы с ограниченным участием и запросы предложений.
Будут проводить только открытые электронные аукционы, конкурс, запросы котировок и закрытые электронные конкурсы и аукционы.
К числу электронных процедур причислили и закупку у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.
Извещение Оно становится главным и практически единственным закупочным документом.
Дополнительную документацию заказчик будет готовить и публиковать только для проведения закрытых процедур.
Требования к участникам Вводится универсальная предквалификация. Это значит, что в закупках с НМЦК больше 20 млн рублей смогут участвовать компании, в которых есть опыт исполнения контракта на сумму не менее 20% от НМЦК. Например, если НМЦК госзакупки 30 млн, то для участия в процедуре придется предоставить сведения об исполненном контракте в размере 6 млн рублей.
Эти правила не действуют в закупках, в которых к участникам предъявляются доптребования.
Преференции Поправили правила для закупок, в которых есть преференции организациям инвалидов или учреждениям УИС. Например, если победителем оказывается такой участник, цену контракта увеличат на 15% (но не выше НМЦК).
Обеспечение контрактов и заявок Вместо банковских гарантий будут независимые.
Начнут принимать гарантии не только банков, но и других организаций. Например, региональных гарантийных организаций.

Остальные оптимизационные поправки по 360-ФЗ начнут работать в течение 2022-2023 годов.

Что изменится в закупках у малого и среднего бизнеса

Обязательная доля закупок у СМП и СОНКО по 44-ФЗ вырастет. С 2022 года она должна быть минимум 25% от СГОЗ. Сейчас — 15%.

Аналогичные изменения будут и в закупках по 223-ФЗ. ГОЗ для СМСП увеличится до 25% совокупного стоимостного объема договоров.

Долю стоимости договоров с СМСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, увеличили до 20%. Эти правила будут действовать почти для всех заказчиков по 223-ФЗ.

Исключение сделано только для юрлиц, перечисленных в ч. 2 ст. 1 223-ФЗ, если они СМСП.

Закупки снимаются с конкурса

Кабинет готов модифицировать механизм заключения государственных контрактов

Правительство запросило право пересматривать условия госзакупок, включая цены и сроки контрактов. Среди других антисанкционных предложений властей в сфере госзаказа — возможность изъятия части госконтрактов из публичного доступа

Сфера госзакупок: нововведения 2022

Екатерина Кузьмина / РБК

Для поддержки экономики на фоне санкционного кризиса правительство запросило ряд мер, касающихся изменений в регулировании системы государственных контрактов. Часть из них уже принята Госдумой.

В частности, расширены условия закупок у единственного поставщика.

Кроме того, по действующим и заключенным контрактам правительство, региональные власти и муниципалитеты получат право пересматривать условия заключенных госконтрактов.

Принятые предложения фигурируют в проекте правительственного плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (есть у РБК).

Вместе с уже озвученными полномочиями в этом документе есть и другие мероприятия, в том числе право правительства определять «случаи неразмещения контрактов в открытой (публичной) части системы в сфере закупок».

План, с которым ознакомился РБК, был актуален по состоянию на 12:00 мск 2 марта (возможны изменения), его подлинность подтвердили два источника, знакомых с предложениями.

«Цель поправок в данном случае — это максимально упростить и ускорить принятие необходимых решений в сфере госзакупок», — сообщили РБК в пресс-службе правительства, добавив, что расширение полномочий правительства «даст возможность оперативно и более точно регулировать соответствующие вопросы для тех или иных случаев и различных категорий хозяйствующих субъектов». Основной ожидаемый эффект от предлагаемых мер касается поддержки бизнеса — «от малого предпринимательства до крупных промышленных производств», добавили в пресс-службе: «Именно на это направлены усилия правительства, а не на снижение прозрачности системы госзакупок».

Среди послаблений в системе госконтрактов предусмотрено расширение возможности закупок у единственного поставщика. Аналогичная мера применялась в пандемию, когда допускались госконтракты без конкурса, при условии, что приобретаемые товары, работы или услуги используются для предупреждения или ликвидации последствий эпидемии.

Возможность закупать товары и услуги в 2022 году без проведения торгов предлагается дать госкомпаниям (регулируются законом 223-ФЗ) и госорганам (44-ФЗ).

Из плана антикризисных мер следует, что правительство по своему усмотрению сможет определять:

  • группы товаров, работ и услуг, которые можно закупить без конкурса;
  • размеры авансов;
  • случаи изменения условий контракта по соглашению сторон без применения штрафных санкций;
  • особенности установления требований по обеспечению исполнения контракта;
  • случаи неразмещения контрактов в открытой (публичной) части системы в сфере закупок. Речь идет о портале госзакупок, доступ к которому сейчас открыт всем.
Читайте также:  4-ФСС нулевая в 2023 — отчет в соцстрах в 4 квартале

В пресс-службе Минэкономразвития РБК сообщили, что «временное изъятие госконтрактов из публичного доступа необходимо в первую очередь для защиты поставщиков и соисполнителей по таким контрактам от возможного введения дальнейших санкций». В ведомстве заверили, что предлагаемые меры в сфере госзакупок направлены на своевременное обеспечение государственных нужд и социальных обязательств государства перед населением. РБК направил запрос в Минфин.

Кроме того, правительству предлагается дать возможность менять существенные условия контракта для госконтрактов, заключенных до 1 января 2023 года.

Так, власти смогут определять случаи, когда по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, цены, освобождения от наказания и штрафов за нарушения условий контракта, снижения требований к обеспечению заявки на участие в закупке.

В уже принятом Госдумой законе прописаны также нормы, расширяющие права правительства при регулировании госзакупок лекарственных средств, в том числе для закупок у единственного поставщика. В частности, с 1 млн до 1,5 млн руб. увеличивается сумма закупки без конкурса лекарств для одного пациента.

Возможное ограничение доступа к публичной части системы госконтрактов, вероятнее всего, продиктовано стремлением обезопасить информационную систему «от чужих глаз», объясняет директор по спецпроектам группы электронных торговых площадок OTC.ru Сергей Сердюков, знакомый с ходом обсуждения новых мер экспертной группой.

«Возможно, право доступа к ЕИС госзакупок будет оставлено только заказчикам и зарегистрированным поставщикам, прошедшим проверку через ФНС России. В новых нынешних условиях открытость и прозрачность как принципы законодательства о закупках, вероятнее всего, получат новую интерпретацию с точки зрения национальной экономической безопасности», — говорит он.

Закрытым способом уже проводят закупки силовые ведомства, включая Минобороны, ФСБ, Службу внешней разведки, а также подконтрольные им учреждения и предприятия. С 2022 года в этот список вошли Росгвардия и ФСО.

Начиная с 2018 года, когда США ввели жесткий раунд санкций, затронувший миллиардеров Олега Дерипаску и Виктора Вексельберга, правительство выпустило целый ряд постановлений, предоставивших компаниям правовую базу для засекречивания обычно раскрываемой информации, если против такой компании введены или могут быть введены санкции.

Что касается закупок у единственного поставщика по решению правительства, то здесь Сердюков допускает применение практики, применявшейся при строительстве Крымского моста. Тогда возведение объекта выводилось из-под действия 44-ФЗ отдельным постановлением правительства под предлогом ускорения и упрощения реализации проекта.

По словам Сердюкова, рассматривается и перспектива расширения закупок у электронных магазинов и региональных производителей, что должно помочь импортозамещению. «Возможно, будет сформирован перечень номенклатур товаров, работ и услуг, закупка которых будет разрешена через электронные магазины без ограничений или с существенным увеличением нынешних лимитов», — предполагает Эксперт.

В то же время закупки у единственного поставщика сопряжены с риском злоупотреблений со стороны заказчика, который может организовать сделку с аффилированной компанией, предупреждает управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов.

В прошлом году Счетная палата оценила долю неконкурентных закупок для госорганов почти в 75%: это 6,6 трлн руб. из общего объема госзакупок по 44-ФЗ на 8,9 трлн руб. Анализ закупок у одного поставщика по 223-ФЗ аудиторы не проводили. В целом госкомпании закупили товаров, работ и услуг в 2020 году на 19,9 трлн руб. Данных за 2021 год по объему госзакупок еще нет.

Возможность корректировать параметры контракта по соглашению эксперт сервиса «Контур.Торги» Елена Ежова назвала «жизненно необходимой мерой» для поставщиков и заказчиков.

«В условиях санкционных потрясений стороны заказа должны иметь возможность оперативно реагировать на риски и изменять условия сделок.

Иначе мы бы увидели отрицательную динамику участия в торгах и отток компаний с рынка госзаказа, что чревато увеличением нагрузки на бюджет из-за снижения конкуренции», — поясняет она.

Среди важных новелл в нововведениях для контрактной системы — возможность списывать штрафы в случае неисполнения заказа. С введением санкций многие контракты оказались под угрозой задержек из-за срыва поставок.

При этом за каждый день просрочки компания-поставщик платит пени заказчику, которые рассчитываются по формуле, связанной с ключевой ставкой Центробанка, следует из 44-ФЗ. С повышением ставки с 9,5 до 20% и сложностей с поставками могут значительно вырасти суммы и количество случаев начисления неустоек по контрактам, опасается Ежова.

«Участники закупок хотят быть защищенными от тех рисков, на которые они не могут сами повлиять, и здесь должно сработать освобождение их от штрафов и пеней», — заключила она.

Изменения в госзакупках. Что ожидать бизнесу в 2022 году | Rusbase

Госорганы, муниципальные и бюджетные организации, а также фирмы с долей участия государства более 50% не могут просто так приобрести товары и услуги. Их закупочная деятельность регулируется специальными законами. Чтобы стать поставщиком таких компаний и организаций, необходимо выиграть тендер, который проводится по определенным правилам.

Что изменится в 2022 году для бизнеса, который планирует принять участие в торгах, рассказывает Юлия Романова, директор Академии продаж группы электронных площадок OTC.

Изменения в госзакупках. Что ожидать бизнесу в 2022 году Алина Алещенко

Закупочный процесс регулярно претерпевает изменения, его стараются сделать более эффективным и прозрачным для всех: как для заказчиков, так и для исполнителей. Летом в 44-ФЗ и в 223-ФЗ внесли сразу несколько поправок, и они могут стать новым толчком для развития отдела продаж многих компаний. Разберем основные изменения, с которыми нам придется столкнуться уже в 2022 году.

Конкурентных способов закупок станет меньше

По 44-ФЗ в данный момент существует 11 конкурентных закупок: один неконкурентный способ (закупаются у единственного поставщика) и 10 конкурентных, включая подвиды:

  • Аукцион: электронный и закрытый;
  • Запрос котировок;
  • Конкурс: открытый, закрытый, двухэтапный, конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс;
  • Запрос предложений.

Указанный список действовал на протяжении многих лет. В процессе работы участникам стало очевидно, что такое разнообразие процедур является нецелесообразным и необходимо сократить их количество. Предлагалось оставить только уникальные способы и исключить дублирование при проведении торгов.

Таким образом, в новом году останутся 3 основных способа и их подвиды: аукцион (электронный, закрытый и закрытый аукцион в электронной форме), запрос котировок в электронной форме, конкурс (открытый в электронной форме, закрытый и закрытый в электронной форме). Запроса предложений не будет.

На первый взгляд, бизнесу станет проще принимать участие в тендерах, так как сократится не только перечень процедур, но и произойдет упрощение «внутри» самих закупок. Однако не все так однозначно. Компаниям-поставщикам следует обратить внимание на новый порядок проведения торгов. К примеру, изменения коснутся электронного аукциона.

Сроки оплаты по контрактам значительно сократятся

Для бизнеса это однозначно положительное нововведение, оно коснется не только нового года, но и 2023. В настоящий момент в «общих закупках», в которых принимают участие все компании независимо от категории организации, поставщик получает оплату в течение 30 дней с даты подписания акта приёмки. В 2022 году срок уменьшается до 15 рабочих дней, в 2023 — до 10.

Если тендер проводится только среди компаний из числа малого и среднего бизнеса или социально ориентированных некоммерческих организаций, в 2021 году заказчик должен провести оплату в течение 15 рабочих дней, в 2022 — в течение 10, в 2023 — в течение 7.

Это значит, что Исполнитель быстрее получит деньги за выполненную работу и у него будет больше материальных возможностей для развития бизнеса. Таким образом закупки для МСБ и СОНКО становятся более перспективными. 

Обратите внимание, что деньги за выполненную работу с 2022 года можно получить только на основании электронных закрывающих документов — с учетом электронного активирования. Важно своевременно готовить акты приёмки работ и отслеживать их подписание заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) — с этого момента начнется отсчет сроков оплаты.

Сам процесс закупок также ждут изменения

Глобальные изменения в новом году претерпит электронный аукцион. На его примере можно понять, как изменится сам процесс закупок.

Основные реформы коснутся двух аспектов:

  1. Порядок проведения закупки;
  2. Составление заявки.

Основная идея — упростить порядок проведения электронного аукциона.

Зачастую торговая сессия очень сильно затягивается — это этап электронного аукциона, во время которого все компании предлагают ценовые предложения. В настоящий момент время сессии не ограничено, но в 2022 году на нее будет отводиться не более чем 5 часов. Кроме того, время на изменение участником своего ценового предложения сократится с 10 до 4 минут с момента первой подачи.

Подать заявку на участие в электронном аукционе можно будет в один этап. Сейчас она включает в себя две части.

Кроме того, с нового года в нее необходимо будет включать сведения о товарах, работах, услугах, если такое требование предусмотрено, и информацию об организации или ИП. Заявка на участие не будет содержать декларацию о принадлежности организации к МСП. Эту информацию торговая площадка проверит автоматически.

Новые правила коснутся и обеспечения закупок

Обеспечение закупок — это финансовое подтверждение того, что в случае победы поставщику хватит ресурсов выполнить работу. Обычно он предоставляет денежные средства или банковскую гарантию. Сейчас есть два вида:

  1. Обеспечение заявки — это гарантия того, что участник сможет исполнить обязательства по контракту. Требуется на этапе подачи заявки.
  2. Обеспечение исполнения контракта — страховка на тот случай, если выбранный поставщик отправит плохой товар/окажет некачественную услугу или сорвет поставку. Требуется от победителя на этапе заключения контракта.
Читайте также:  Субвенция и субсидия: понятия, различия и общие черты, примеры

В 2022 году на смену банковской гарантии придет независимая. Поставщики смогут получить ёё в большем количестве уполномоченных организаций: в корпорации ВЭБ.РФ, региональных кредитных учреждениях.

Такая гарантия подойдет и для обеспечения исполнения контракта, и для обеспечения заявки. Что это даёт? У бизнеса не всегда имеются свободные средства для участия в торгах, а банк не во всех случаях может за них поручиться. Для многих компаний независимая гарантия может стать решением этой проблемы.

Заказчики будут обязаны закупать больше у малого и среднего бизнеса

Одно из существенных нововведений для небольших компаний — это поправки к 223-ФЗ.

В новом году практически все заказчики обязаны закупаться у малого и среднего бизнеса, если они, конечно, сами не являются МСБ. Годовой объем закупок у таких поставщиков увеличится с 18 до 20% (для тендеров, в которых участвует только МСБ), с 20 до 25% (для тендеров, в которых участвуют все). Для поставщиков — это положительная мера поддержки. 

Новые льготы предполагает и 44-ФЗ. В 2022 году обязательная доля закупок у малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций увеличится с 15% до 25%.

Это значит, что заказчики будут проводить больше торгов, в которых представители малого бизнеса и СОНКО будут соперничать за право заключить контракт с аналогичными компаниями, что «уравнивает» их шансы на победу.

Вывод

В новом году произойдет реформирование сферы закупок. Изменятся все этапы участия в процедурах, начиная от подачи заявки, заканчивая заключением и исполнением контракта. Надеюсь, что это позволит большему количеству компаний участвовать в тендерах и расширять свою базу заказчиков.

В любом случае, поставщику стоит:

  1. Регулярно мониторить подходящие закупки на электронных торговых площадках;
  2. Внимательно изучать требования заказчика к поставщикам в определенном тендере до подачи заявки;
  3. Определять ресурсы, необходимые в случае выигрыша для исполнения контракта.

Фото на обложке: unsplash.com

Госзакупки 2022: 8 изменений, к которым нужно подготовиться поставщикам

13.09.2021

Как заработать на госзакупках в 2022 году? Прежде, ознакомьтесь с масштабными изменениями 44-ФЗ. Они вступят в силу уже с 1 января будущего года. Рассказываем о восьми новшествах, которые коснуться непосредственно поставщиков госзакупок.

  1. Сократятся сроки закупочных процедур. Конкурсные заявки заказчик рассмотрит за два дня, а аукционные — за один.
  2. Гарантии обойдутся дешевле. Термин «банковская гарантия» меняется на «независимую гарантию». Получить её можно будет, в том числе, в некредитных учреждениях:
    • у госкорпорации развития «ВЭБ.РФ»;
    • если вы относитесь к МСП — у региональных гарантийных организаций;
    • если вы зарегистрированы в государстве — члене ЕАЭС — независимую гарантию можно получить в Евразийском банке развития.
  3. При уменьшении обеспечения новая гарантия не потребуется. Достаточно внести изменения в старую. Действовать гарантия будет один месяц, а не два, как сейчас. При этом, размер обеспечения для отдельных категорий поставщиков будет снижен.

  4. Заказчик в обязательном порядке потребует обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если НМЦК от 1 до 3 млн рублей. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.
  5. В закупках, стоимость контракта которых превышает 20 млн рублей, можно будет принять участие при условии наличия успешного опыта исполнения контракта стоимостью не менее 20% от НМЦК.
  6. Например, если заказчик объявил закупку с ценой в 30 млн рублей, вы сможете принять в ней участие, при условии, что за последние три года успешно исполнили контракты на суммы от 6 млн рублей.

  7. Если вы относитесь к субъектам МСП, Шансов заработать на госзакупках у вас будет больше, поскольку с 2022 года обязательная доля закупок у СМП и СОНКО для каждого заказчика увеличивается с 15 до 25% совокупного годового объёма закупок. Принадлежность к СМП декларировать не нужно. Статус будет определён автоматически.
  8. Заказчик сможет изменить существенные условия, даже если это не прописано в контракте. На 30% можно будет менять объем и цену контрактов жизненного цикла и на НИОКР. Для этого потребуется лишь обоснование. Например, если возникнут независящие от сторон обстоятельства, которые стали препятствием для исполнения контракта.
  9. Решение об одностороннем расторжении контракта заказчиком придёт автоматически. Датой получения решения будет считаться день его публикации в ЕИС по часовой зоне нахождения поставщика. Десятидневного срока на исправление больше не будет. Если вы сочтёте действия заказчика неправомерными, потребуется обратиться в ФАС или суд.
  10. Главное изменение — сокращение числа конкурсных способов закупки с 11 до 3. Останутся электронный аукцион, конкурс и запрос котировок. В бумажной форме будут проводить только закрытые закупки и закупку у единственного поставщика. При этом все конкурентные процедуры радикально перестроят. Основной акцент сделан на быстроту и упрощение.

Отдельные изменения потребуют от поставщиков многомесячной подготовки. Что ждёт поставщиков 2022 году, как подготовиться к масштабным переменам уже сегодня, расскажем на бесплатном вебинаре «Поставщик госзакупок 2022».

Полезный гайд: Как участвовать в госзакупках с января 2022 года

г.Москва,

м. Алексеевская, ул. 3-я Мытищинская, д,16, стр. 47,

12 этаж, офис 1211

Порядок проведения и участия в государственных и муниципальных закупках изменяется с 01.01.2022г. Нововведения масштабные и должны сделать закупки доступнее и понятнее.  Уже с первых чисел нового года нам вместе с участниками закупок нужно будет работать по-новому.

  • Обзор основных изменений представляет
  • Партнер антимонопольной практики КГ ЭТАЛОН
  • Мария Нащекина

Сокращается количество конкурентных способов закупок –  остается всего три основных

Конкурентные способы закупки:

  • Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
  • Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
  • Аукционы (открытый аукцион в электронной форме);
  • Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
  • Запрос котировок в электронной форме.

Также сохраняются неконкурентные электронные малые закупки у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

Меняется Процедура проведения закупок

  • При проведении открытых конкурсов и при аукционах Заказчики разрабатывают только извещение, документация необязательна. Но обоснование НМЦК и проект контракта Заказчики обязаны размещать.
  • Заявка в аукционе и запросе подается по единой форме без разделения на части, как раньше. Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми.
  • Иностранные участники подписывают документы электронными подписями, которые выпущены по нормам иностранного государства, международным стандартам и признаны в России.
  • Электронный аукцион проводится через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Сокращается с 10 до 4 минут срок подачи ценового предложения, торги ограничиваются 5 часами.
  • После ценовых предложений участников оператор ЭТП формирует протокол, и заказчик начинает рассматривать заявки. До этого заявка не рассматривается. Это сократит время для проведения аукционов, запросов.
  • При открытом конкурсе первая часть заявки рассматривается в течение 2 рабочих дней (для ряда закупок – 5 рабочих дней), то есть срок рассмотрения также сокращен.
  • Новый вид обеспечения заявки и контракта: независимая гарантия. Расширен перечень организаций, которые вправе выдавать такие гарантии (теперь это не только банки).
  • Обеспечение заявки потребуется при участии в закупке с НМЦК от 1 млн. рублей.
  • Появляется новое основание для отклонения заявки: несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

ВАЖНО: в заявке теперь нужно указывать страну происхождения товара и код страны по классификатору, например, Россия 643 или Китай 156.  Иначе площадка автоматически отклонит заявку, если установлен запрет допуска иностранных ТРУ.

При ограничении допуска (правила второго и третьего лишнего) оператор отклонять заявку не будет. Но не понятно пока, можно ли будет в заявке указать несколько стран, если, например, товар одного производителя происходит из разных стран.   

Минфин России считает, что информация о стране происхождения товара не может быть вариативной. Таким образом, уже на стадии подачи заявки нужно определиться со страной происхождения товара (работ, услуг).

Новые требования к участникам

Одно из важных нововведений — универсальная предквалификация.

При цене закупки выше 20 млн рублей к участию будут допускать только участников, которые подтвердили опыт исполнения контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ с ценой не меньше 20 % НМЦК   за 3 предшествующих года.  Если по такому контракту были начислены штрафы, то они должны быть полностью оплачены поставщиком.

Также, теперь единственный поставщик, заключающий контракт по основаниям 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, должен соответствовать Единым требованиям для участников закупок  (не проводится ликвидация, не офшорная компания, нет задолженности по налогам и т.д.).

Исполнение контракта

На всех этапах проведения закупочных процедур будет предусмотрен электронный документооборот.

В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:

  • акт приемки товара, работы или услуги;
  • односторонний отказ от исполнения контракта;
  • обжалование.

Жалобу уже сейчас можно подать через ЕИС. Она чуть быстрее принимается ФАС в работу. Сроки рассмотрения те же.

Закупки, которые размещены до 01.01.2022г., можно будет исполнять до 01.04.2022 без применения электронного документооборота через ЕИС.

О приятном: существенно сократились сроки оплаты по контрактам

  • 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО
  • 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

Правда, теперь в контракты будет включаться условие, разрешающее Заказчику удерживать из сумму оплаты Штраф, пеню и неустойку, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту.

 И в заключение

Это лишь часть изменений порядка проведения и участия в закупках. Более подробную информацию можно уточнить у юристов КГ ЭТАЛОН. Изменения призваны упростить работу нам, участникам закупок. Ряд процедур, действительно, стал прозрачнее и быстрее. Как это будет работать – увидим в новом 2022 году.

Обеспечение закупок: требования в 2022 году | Контур.Закупки

Требование предоставить обеспечение в закупках не новое. ФЗ от 02.07.2021 № 360-ФЗ обновляет требования для участников закупок с 2022 года.

Читайте также:  Денежные выплаты ветеранам боевых действий в 2023 году

Первый вид обеспечения: обеспечение заявки (ОЗ)

ОЗ – гарантия того, что участник подпишет контракт, если победит в закупке. Подобное обеспечение должны предоставить все участники на этапе подачи заявки (есть ряд исключений).

Участник предоставляет ОЗ:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • в виде денежных средств – их необходимо внести заранее на специальный счёт, открытый в уполномоченном банке (по Распоряжению Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р)
  • в виде независимой гарантии, до конца 2021 года — в виде банковской гарантии

Обеспечение, предоставляемое в виде денежных средств на специальном счёте, заблокируют на этапе участия в закупке. После завершения торгов, если участник не победил, денежные средства разблокируют в полном объёме; если победил, спишут сумму в размере 1% от НМЦК закупки (максимум — 5 тыс. руб.), а остаток от обеспечения разблокируют.

С 2022 года участник сможет подать заявку, только если у него есть установленное заказчиком обеспечение. До конца 2021 года участник сразу направляет заявку, и потом, до окончания срока подачи заявок, денежные средства зачисляются на специальный счёт (либо выпускается банковская гарантия), а затем она включается в реестр.

В Законе № 44-ФЗ прописаны требования к размеру ОЗ: от 0,5% до 5% от НМЦК. В этом диапазоне заказчик самостоятельно устанавливает точный размер обеспечения в конкретной закупке.

Если НМЦК не превышает 1 млн рублей, заказчик может не устанавливать обеспечение заявки. Если ранее данное основание было закреплено в отдельном нормативном правовом акте, то с 2022 года оно указано в Законе № 44-ФЗ.

ОЗ, если НМЦК не превышает 20 млн рублей:

  • 0,5% — 1% от НМЦК (в закупках для СМП, СОНКО может быть установлен только такой размер обеспечения)
  • ОЗ, если НМЦК свыше 20 млн рублей:
  • С 2022 года обеспечение заявки составит:
  • Подача заявки с предоставлением обеспечения в виде денежных средств автоматически подтверждает согласие участника закупки на блокировку денежных средств на специальном счёте в размере обеспечения заявки.

Если участник закупки для обеспечения заявки выбрал независимую гарантию, ему нужно учесть особенности её получения. С 2022 года можно использовать только независимую гарантию: банковская гарантия упраздняется.

Процесс получения и использования независимой гарантии отличается от порядка работы с банковской гарантией. Рассмотрим особенности независимой гарантии:

  1. Независимые гарантии выдают уполномоченные организации (их перечень шире, чем при выдаче банковской гарантии):
  • банки, соответствующие требованиям, установленным Правительством РФ (банк должен быть обязательно включён в перечень банков на сайте Минфина)
  • государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»
  • фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), которые являются участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего бизнеса по ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и соответствуют установленным Правительством РФ требованиям
  • Евразийский банк развития (если участник закупки — юрлицо, зарегистрированное на территории государства — члена ЕЭС, кроме РФ, или физлицо, являющееся гражданином государства — члена ЕЭС, кроме РФ)

Российский участник закупки, чтобы получить независимую гарантию, может обратиться организации 3-ёх типов. Иностранный (евразийский) участник – в Евразийский банк развития.

Чтобы получить независимую гарантию, необходимы дополнительные расходы, чтобы организовать работу комиссии уполномоченной организации и оплатить выдачу гарантии. Такие расходы участнику закупки не возместят. Но, если поставщик вносит денежное обеспечение на специальный счёт и становится победителем закупки, эта сумма будет полностью разблокирована.

  1. Для независимой гарантии, которую предоставляет участник закупки, устанавливаются специальные требования:
  • она должна содержать обязательные реквизиты, включая идентификационный код закупки
  • срок действия независимой гарантии, предоставляемой в качестве ОЗ, составляет не менее 1-го месяца с даты окончания срока подачи заявок

Участник должен самостоятельно проверять информацию, необходимую для включения в независимую гарантию, ещё на этапе проекта. Если обнаружены несоответствия информации требованиям ст. 44 Закона № 44-ФЗ, исполнителю нужно обратиться в организацию, которая занималась выпуском гарантии.

Обратите внимание: сведения о независимых гарантиях включаются в закрытый реестр независимых гарантий. Информация будет доступна участнику в личном кабинете ЕИС.

Возврат и утрата обеспечения заявки

Заказчик не осуществляет возврат независимой гарантии, предоставленной, чтобы обеспечить заявку на участие, лицу или гаранту.

Взыскание по независимой гарантии производят, если:

  1. Отклонена заявка на участие в закупке (исключение – троекратное отклонение заявки на одной ЭТП в течение 1-го календарного квартала), участник не может быть определён как поставщик по Закону № 44-ФЗ.

Если в закупках, проводимых в течение 1-го календарного квартала на одной электронной площадке по 3-ём и более заявкам одного участника закупки, комиссии по закупам решили, что заявки не соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки, отдельным основаниям, указанным в итоговом протоколе (непредоставление документов, несоответствие участника закупки требованиям), то:

  • осуществляется перечисление в бюджет заблокированных на спецсчёте участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой 3-ей такой заявки
  • или предъявляется требование уплатить денежную сумму по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой 3-й такой заявки

Фактически участники уже работают в таком порядке, но требования закона теперь распространяются на 3-кратное отклонение по 2-м частям заявок в течение 1-го квартала на одной ЭТП.

  1. Участник закупки отозвал заявку.
  2. С участником закупки заключён контракт.
  3. Отменена закупка.
  4. Получено решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком от контрольного органа в сфере закупок.
  5. Получено решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения контракта. По ст. 104 Закона № 44-ФЗ при включении информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков из-за его уклонения от заключения контракта, заказчик должен предъявить ему требование уплатить денежную сумму по независимой гарантии, которая была предоставлена участником для обеспечения заявки.

Второй вид обеспечения: обеспечение исполнения контракта (ОИК)

На этапе заключения контракта от участника могут потребовать предоставить ОИК – гарант того, что участник закупки, ставший победителем, исполнит условия контракта.

ОИК предоставляется так же, как и ОЗ, — на выбор: в виде денежных средств или в виде независимой гарантии (в виде банковской гарантии до 2022 года). Размер ОИК устанавливается в диапазоне 0,5% — 30% от НМЦК (стандартный вариант), но, если закупка проводится среди СМП и СОНКО, обеспечение устанавливается не от НМЦК, а от цены, по которой заключается контракт.

Если участники из числа СМП, СОНКО подтвердят свою добросовестность (даже если по закупке применяются антидемпинговые меры), они вправе не предоставлять ОИК и обеспечение гарантийных обязательств.

Подтверждение добросовестности участника закупки – наличие информации в реестре контрактов, заключённых заказчиками, которая подтверждает исполнение данным участником в течение 3-ёх лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3-ёх контрактов (с учётом правопреемства), исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пени). При этом цена 1-го из таких контрактов должна быть не менее чем 20% от НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.

В остальных случаях участники предоставляют ОИК, если оно установлено, денежными средствами или независимой (банковской) гарантией.

При выборе обеспечения:

  • в виде денежных средств участник должен до подписания контракта перечислить необходимую сумму на счёт заказчика. Рекомендуем перечислять сумму заранее, выделяя на операцию 1 банковский и 1 рабочий день
  • в виде гарантии убедитесь, что гарантия включена в реестр на момент подписания контракта. Срок действия гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, обеспечиваемых такой банковской (независимой) гарантией, не менее чем на 1 месяц.

ОИК, перечисленное в виде денежных средств, заказчику необходимо вернуть в срок:

  • не позднее 15-ти дней при закупке для СМП и СОНКО
  • не позднее 30-ти дней при закупке на общих основаниях с момента исполнения поставщиком своих обязательств по договору

В процессе исполнения контракта поставщик вправе изменить способ ОИК и/или предоставить заказчику взамен ранее предоставленного новое меньшего размера, если он уже исполнил часть своих обязательств. Зачастую участнику актуально заменить денежное обеспечение на гарантию.

Третий вид обеспечения: гарантийные обязательства

Гарантийные обязательства фактически являются частью ОИК.

Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) устанавливается в размере до 10% от НМЦК закупки. Участник предоставляет ОГО на выбор:

  • в виде денежных средств на счёт заказчика
  • в виде независимой гарантии до проведения приёмки по контракту или до проведения приёмки по конкретному этапу контракта

ОИК, включая положения о предоставлении данного обеспечения с учётом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, и ОГО не применяются в случае:

  1. Заключения контракта с казённым учреждением.
  2. Осуществления закупки услуги по предоставлению кредита.
  3. Заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием контракта, предмет которого — выдача независимой банковской гарантии.

Участник закупки должен ориентироваться в требованиях, указанных в извещении, проекте контракта и своевременно предоставлять все обеспечения, которые предусмотрены закупочной процедурой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *