Работник может потребовать зарплату в размере, указанном в справке о заработке

Работник может потребовать зарплату в размере, указанном в справке о заработке

«Справка о доходах и суммах налога физического лица» пришла на смену привычной ранее бухгалтерам справке 2-НДФЛ. Форма 2-НДФЛ для работников отменена.

Для соцзащиты необходимо выдавать Справка о доходах работника в свободном виде. Правила ее составления и примерная форма — в этой статье.

Зачем нужна

В отличие от 2-НДФЛ, упомянутая справка не относится к формам налоговой отчетности. Ее назначение — представить данные о заработной плате и иных доходах в органы соцзащиты.

На основе этих данных специалисты рассчитают доход, который приходится на одного члена семьи, и сопоставят его с прожиточным минимумом, установленным в регионе.

Это необходимо для начисления и расчета различных социальных выплат.

Что должно быть в справке

Оформляется документ в компании, в которой работает Гражданин. Надо отметить, что унифицированной формы такой справки не существует. Наниматель может утвердить ее самостоятельно, но вполне вероятно, что форма не разработана. Поэтому у бухгалтеров, к которым сотрудники обращаются за справкой, иногда возникают сложности — что именно в ней указать?

Поскольку справка выдается для органов социальной защиты, то и составляется в соответствии с их требования. В общем случае в ней следует указать:

  • основные реквизиты работодателя — название (для ИП — ФИО), ОГРН, ИНН, КПП (для юрлица), адрес, телефон;
  • реквизиты справки — дата и регистрационный номер;
  • кому она выдана — фамилия, имя и отчество работника, а также его должность;
  • размер доходов лица за три последних полных месяца (месяца обращения за справкой не входит).

Кроме того, в справке часто пишут период, за который она представлена, и размер среднемесячного заработка лица. Подписать справку должны руководитель и главный бухгалтер.

Особые требования

Что касается информативной части, то есть непосредственно размера доходов сотрудника, то некоторые органы соцзащиты требуют представить эти сведения в виде таблицы. Она имеет примерно такой вид:

Месяц
Общая сумма выплат (руб.)
Удержано (руб.)
Выдано на руки (руб.)
октябрь 10 000 1 300 8 700
ноябрь 10 000 1 300 8 700
декабрь 10 000 1 300 8 700
Итого 30 000 3 900 2 6100

Чтобы сотрудник не терял времени, а бухгалтер заново не переделывал справку, лучше узнать заранее, в каком виде должны быть представлены данные.

Внимание! Одно из назначений справки о заработной плате — получение субсидии на оплату жилья. В этом случае она должна содержать данные не за 3, а за 6 месяцев. Такого требование пункта 32 Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.

Примеры справок

В заключение приведем примерные образцы справки о доходах за 3 месяца для органов социальной защиты. Безусловно, она может выглядеть и иначе, но главное, чтобы в ней были указаны все необходимые данные.

Работник может потребовать зарплату в размере, указанном в справке о заработкеСправка о доходе — вариант 1
Работник может потребовать зарплату в размере, указанном в справке о заработкеСправка о доходе — вариант 2
Работник может потребовать зарплату в размере, указанном в справке о заработкеСправка о доходе — вариант 3

Выдаем справку для службы занятости

Работодатель обязан выдать уволенному работнику справку о среднем заработке, необходимую для назначения пособия по безработице. Документ требуется работнику в том случае, если после увольнения он не нашел работу и планирует встать на учет в центр занятости.

В справке фиксируются данные за три предыдущих месяца до даты увольнения, и на ее основании бывшему сотруднику назначается пособие по безработице.

Автор рассказывает, как составить справку, какие данные необходимо в нее включить и как правильно рассчитать средний заработок.

Размеры пособия по безработице и стипендий, выплачиваемых в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, напрямую зависят от зарплаты гражданина по последнему месту работы. При этом в обязанности бывшего работодателя входит выдача справки о среднем заработке для предоставления ее в службу занятости.

Выплаты безработным

Основы государственной политики содействия занятости населения прописаны в Федеральном законе от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости).

Для признания гражданина безработным надо, чтобы он был трудоспособным, не имел работы и заработка1, был зарегистрирован в органах службы занятости, искал работу и был готов приступить к ней (абз. 1 п. 1 ст.

3 Закона о занятости). Из данного правила есть и исключения. К примеру, не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие 16-летнего возраста, пенсионеры, индивидуальные предприниматели (абз. 3 ст. 2 и п. 3 ст.

3 Закона о занятости).

Роструд открыл информационный портал «Работа в России» (www.trudvsem.ru).

Это государственный общероссийский банк вакансий, который содержит актуальную информацию региональных служб центров по трудоустройству.

Также на сайте можно получить квалифицированную юридическую помощь, ознакомиться с нормативными документами по трудовому законодательству, уточнить адреса и контакты региональных служб занятости.

Государство гарантирует безработным (п. 1 ст. 28 Закона о занятости):

  • выплату пособий по безработице (в т.ч. во время болезни);
  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости (в т.ч. во время болезни);
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Отметим, что размер пособия по безработице и выплачиваемых стипендий напрямую зависит от заработной платы гражданина по последнему месту его работы (см. Таблицу 1). Именно поэтому в пакет документов, предоставляемых гражданином в службу занятости, входит справка о среднем заработке (абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона о занятости).

Таблица Размер социальных выплат безработному гражданину, который в течение 12 мес., предшествовавших началу безработицы, работал не менее 26 недель.2

Работник может потребовать зарплату в размере, указанном в справке о заработке

При этом во всех случаях сумма выплат, увеличенных на размер районного коэффициента, не должна быть ниже минимальной величины пособия и не может превышать его максимальную величину (абз. 5 п. 1 ст. 33 Закона о занятости). В 2012 г.

минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная – 4900 руб. (абз. 2 постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 888 «О размерах минимальной и максимальной величин пособий по безработице на 2012 год»).

В иных случаях пособие по безработице начисляется в первом (6-месячном) периоде выплаты и во втором (6-месячном) периоде выплаты в размере его минимальной величины.

К примеру, если гражданин не работал более года, либо в течение предыдущих 12 месяцев не имел оплачиваемой работы более чем 26 недель, либо был уволен за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия (п. 1 ст. 34 Закона о занятости).

Расчет среднего заработка

В данном случае следует воспользоваться Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Минтруда от 12.08.2003 № 62 (далее – Порядок).

Расчетный период

Средний заработок работника исчисляют за последние три календарных месяца – с 1-го до 1-го числа, предшествующих месяцу увольнения (п. 3 Порядка).

Из расчетного периода исключают время, а также начисленные за эти периоды суммы, если (п. 4 Порядка):

  • за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством;
  • работник получал пособие по временной нетрудоспособности либо пособие по беременности и родам;
  • работник не работал в связи с простоем, возникшим по вине работодателя, либо по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
  • работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
  • работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством;
  • работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в соответствии с законодательством.
  • работнику>

В определении ВС РФ от 08.06.2006 № КАС06-151 прозвучало, что п. 3 Порядка по своему содержанию не исключает возможность включения в состав расчетного 3-месячного периода последнего месяца работы, в котором было произведено увольнение, если это отвечает интересам работника.

Речь здесь идет о случаях, когда сотрудник увольняется в последний день месяца, и если при таком расчете средний заработок оказывается выше, чем при использовании трех предыдущих месяцев.

Учитываемые выплаты

При расчете среднего заработка следует учесть все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат (п. 2 Порядка). К таковым относятся: оклад, надбавки, доплаты, премии и т.д. Отметим, что заработную плату, окончательно рассчитанную по завершении года, учитывают в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода вне зависимости от времени ее начисления (подп. «и» п. 2 Порядка).

Премии и вознаграждения принимают в следующем порядке (п. 9 Порядка):

  • ежемесячные за одни и те же показатели – не более одной за каждый месяц расчетного периода;
  • за период работы, превышающий один месяц, за одни и те же показатели – не более одной в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;
  • вознаграждения по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет, иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, – в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода вне зависимости от времени начисления.

Может получиться и так, что работником время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью либо имели место исключаемые периоды. В этом случае премии и вознаграждения учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с зарплатой) (п. 9 Порядка).

Работник уволен из организации 20.02.2012. Рассчитаем учитываемые для среднего заработка выплаты при условии, что:

  • должностной оклад составляет 21 000 руб.;
  • в ноябре сотрудник отработал 15 из 21 рабочего дня, в декабре – 22 из 22, в январе – 10 из 16 дней;
  • ежемесячные премии выплачиваются в организации вместе с заработной платой за данный месяц;
  • квартальная (7000 руб.) и годовая премии за 2011 год (15 000 руб.) выплачены в январе 2012 года.

Учитываемые выплаты:

Должностной оклад: 15 000 руб. + 21 000 руб. + 13 125 руб. = 49 125 руб.

Ежемесячные премии: 1500 руб. + 3000 руб. + 1000 руб. = 5500 руб.

Квартальная премия: 7000 руб. / 59 дн. × 47 дн. = 5576,27 руб.

Годовая премия: (15 000 руб. / 12 мес. × 3 мес.) / 59 дн. × 47 дн. = 2987,29 руб.

Учитываемые выплаты за расчетный период:

49 125 руб. + 5500 руб. + 5576,27 руб. + 2987,29 руб. = 63 188,56 руб.

Расчет среднего заработка

Для определения среднего заработка используют средний дневной заработок (п. 7 Порядка).

Работник может потребовать зарплату в размере, указанном в справке о заработке

В свою очередь средний заработок рассчитывают так (п. 7 Порядка):

Работник может потребовать зарплату в размере, указанном в справке о заработке

При этом среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде определяют в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели (п. 7 Порядка).

Работник уволен из организации 10.09.2012. Рассчитаем среднюю заработную плату работника для предоставления сведений о ее размере в центр занятости при условии, что:

Всё о справке 182н

Работник может потребовать зарплату в размере, указанном в справке о заработкеВ пакет обязательных документов, которые работодатель должен выдать увольняющемуся работнику, входит справка по форме 182н. Данный бланк был утвержден Приказом Минтруда России № 182н от 30.04.2013 г.

При прекращении с работником трудовых отношений страхователь обязан в соответствии с п. 3 части 2 ст. 4.

1 Закона №255-ФЗ в последний день работы (службы, иной деятельности) или позже, в трёхдневный срок после подачи бывшим работником заявления, предоставить ему сведения о заработной плате, на которую страхователем начислялись страховые взносы в ФСС РФ, а также сведения об исключаемых периодах (ч. 3.1 ст. 14 Закона №255-ФЗ), за два календарных года, предшествующих году прекращения трудовых отношений или году подачи заявления и текущий год.

Приказом от 9 января 2017 г. №1н Минтруд внёс изменения в справку 182н. Поставлено разграничение о внесении страховых взносов в период до 31 декабря 2016 года и с 1 января 2017 года. Изменения произведены в связи с переходом социальных выплат под контроль Федеральной налоговой службы. Исправлены пункты 3 и 4 справки, сноска «3».

  • в пункте 3 после слов «Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» дополнить словами «(за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года)»;
  • в пункте 4 после слов «Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» дополнить словами «(за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года)»;
  • сноску «3» после слов «Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» дополнить словами «(за период по 31 декабря 2016 года включительно), и плательщиками страховых взносов, которые применяют тарифы страховых взносов в размере 0 процентов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года)».

Для чего же нужна справка 182н

Застрахованные в ФСС лица имеют право на компенсации и пособия из бюджета за период временной нетрудоспособности.

Согласно нормам закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года, расчет размера всех видов пособий осуществляется на основании среднего заработка за 2 года, предшествующих году, когда наступила необходимость расчета пособия. Поэтому в справке 182н отображается общий размер всех выплат работнику за это время. При этом учитываются только те выплаты, на которые начислялись взносы в Фонд социального страхования.

Кроме среднего заработка для расчета пособия нужно определить средний дневной заработок.

И если при расчете пособия по нетрудоспособности весь заработок за указанный выше период делится на 730 (количество дней в 2 годах), то при расчете пособия, связанного с материнством, заработок за 2 года делится на количество отработанных дней в этом периоде. Именно для этого и нужно в форме 182н указать все дни, когда работник болел или находился в отпуске, связанном с материнством.

Справка 182н — это документ, который поможет специалисту бухгалтерской службы, начислить то или иное пособие сотруднику:

  • компенсация лицам, находящимся на больничном листе;
  • беременным и родившим женщинам;
  • тем, кто осуществляет уход за детьми до достижения ими полуторалетнего возраста.

Как оформить справку 182н

  • Сведения в бланк 182н можно вносить от руки (шариковой ручкой любого темного цвета) или заполнять на компьютере.
  • Справка подписывается руководителем предприятия (или лицом, уполномоченным действовать от его имени), а также главным бухгалтером (при этом использование факсимильных подписей исключено).
  • Справка заверяется печатью организации.

Ошибки, неточности и помарки в документе не допускаются. При наличии ошибок необходимо заполнить и выдать работнику новый документ.

Кто формирует справку 182н

Справку 182н обычно формирует специалист отдела бухгалтерии работодателя. Справка формируется на основании бухгалтерских данных и отчетности страхователя.
Разделы справки 182н
Справка состоит из четырех разделов:

  • Название и реквизиты компании страхователя (работодателя).
  • Сведения о сотруднике, которому выдаётся этот документ.
  • Подробные данные о выплатах, которые получал сотрудник за 2 года. Также в справке отражаются текущие начисления.
  • Периоды, которые работник отсутствовал на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности, либо же из-за материнства.

Данные о страхователе (работодателе)
В первом разделе документа указывается дата выдачи справки, ее номер по внутреннему документообороту работодателя.

Далее указывается полное название организации (с расшифрованной организационно-правовой формой), а также наименование местного территориального фонда социального страхования, в котором обслуживается организация.

Далее следует указать код подчиненности организации, ее ИНН и КПП, адрес и действующий телефон для связи.

  1. Данные о застрахованном лице
  2. Данные о заработной плате

Далее, во второй раздел документа, в справку 182н необходимо внести сведения о работнике: его ФИО, данные из паспорта (серия, номер, где и кем выдан), адрес регистрации по месту жительства (здесь в графе «субъект» нужно указать край, область или республику РФ) и номер пенсионного страхового свидетельства (СНИЛС).
В третий раздел бланка вписываются периоды и суммы (цифрами и прописью) выданной заработной платы.

Следует помнить, что существует лимит для каждого года: за 2015 год сумма, не должна превышать – 670 тыс.руб., за 2016 год – 718 тыс.руб. и за 2017 год – 755 тыс.руб.

Если работник отработал не полный календарный год, в справку нужно внести сведения только за те месяцы, которые он числился в организации.

Данные о днях временной нетрудоспособности
В четвертом разделе следует также по порядку указать периоды, когда работник был нетрудоспособен (с указанием конкретных дат начала и конца каждого периода и их продолжительности). Здесь же надо вписать причину, по которой сотрудник отсутствовал на рабочем месте.

Справка обязательно заверяется подписью главного бухгалтера, руководителя и печатью организации.

Стоит отметить, что согласно Законодательству РФ справка по форме 182н, в обязательном порядке должна быть выдана работодателем сотруднику в день увольнения.

В случае если работник по каким-либо причинам не воспользовался возможностью забрать эту справку, организацией должно быть направлено письмо в адрес уволенного сотрудника с напоминанием об этом или с просьбой о разрешении выслать этот документ почтой. Отправить посредством почты справку о доходах по форме 182н работодатель может лишь после письменного разрешения уволенного сотрудника.

Если после увольнения прошло время, и у бывшего сотрудника появилась необходимость в этой справке, ему достаточно написать заявление на имя бывшего работодателя с просьбой оформить справку о доходах по форме 182н. Отказать в выдаче такого документа работодатель не имеет права.

Сотрудник может требовать справку по форме 182н неограниченное число раз. Работодатель сроком не позднее чем через три дня после получения заявления от сотрудника, должен представить эту справку. Такая обязанность работодателя – страхователя предусмотрена ст. 62 Трудового кодекса РФ.

Если работник не может найти бывших работодателей или не может самостоятельно получить у них справки по каким-либо другим причинам, он может обратиться к нынешнему работодателю с заявлением о запросе данных о зарплате, полученной им у других работодателей – ч. 7.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ.

Работник может потребовать зарплату в размере, указанном в справке о заработкеЗаявление должно быть составлено работником по утвержденной форме приложение № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 № 21н. В нем он должен указать наименование конкретного работодателя (его можно взять из записи в трудовой книжке).

Работодатель должен в течение 2 рабочих дней отправить в свой территориальный орган ПФР запрос по установленной форме приложение № 2 к Приказу № 21н.

Запрос можно направить либо по почте, либо в электронном виде (с использованием ЭЦП) – приложение № 3 к Приказу № 21н.

Требование пояснений по зарплате ниже средней от ФНС — почему приходят в 2021 году и что делать?

Работник может потребовать зарплату в размере, указанном в справке о заработке

С 2020 года ФНС начала запрашивать пояснения у предприятий, которые выплачивают заработную плату работникам ниже среднего размера по субъекту РФ по соответствующему коду деятельности. Что это означает? Как реагировать на такое требование? Какие последствия могут наступить при оплате труда немного выше МРОТ? Мы разобрались в ситуации и постарались наиболее точно ответить на эти и другие вопросы в этой статье.

Глава 21 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) регулирует нормы размера и выплаты заработной платы работникам. В абзаце 3 статьи 133 ТК РФ указано, что размер оплаты труда сотрудника, отработавшего целый месяц на полной ставке, не может быть менее МРОТ.

В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ регионы имеют право устанавливать свой минимальный размер оплаты труда, который не может быть менее регионального. В этом случае размер минимальной заработной платы работников должен равняться региональному МРОТ или быть выше при условии, что сотрудник отработал целый месяц на полной ставке.

Максимальный размер оплаты труда не ограничен нормами ТК РФ. На это указывает статья 132 ТК РФ.

Следовательно, налоговые инспекторы не могут обязать организацию выплачивать заработную плату своим сотрудникам в размере средней по субъекту РФ по соответствующему коду вида деятельности. Так почему же ФНС рассылает такие требования компаниям?

Может ли ФНС требовать пояснения в отношении размера зарплаты

Требование предоставить пояснения могут быть заявлены налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и другими нормативными правовыми актами, включая приказы и постановления.

Запрашивать пояснение в отношении зарплаты специалисты ФНС могут на основании пункта 5 Общедоступных критериев оценки риска, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Этот документ применяется для планирования выездных налоговых проверок.

То есть такие требования основаны не на фактах выявленных ошибок или непредставлении информации, а на выявлении проблемных финансовых ситуациях при оценке бизнеса.

Официальное требование ФНС о представлении пояснений в отношении низкого размера заработной платы работников выглядит следующим образом.

Работник может потребовать зарплату в размере, указанном в справке о заработке

То есть налоговые инспекторы могут запросить предоставление информации от организации по итогам проведенной камеральной проверке Расчета по страховым взносам (РСВ).

В представленном документе указано, что на предприятии выплачивается заработная плата ниже средней по региону. В связи с этим ФНС предлагает компаниям проанализировать свою деятельность в отношении финансового обеспечения и уровня доходов, выявить причины, которые влияют на размер оплаты труда сотрудников и предоставить ответ по сложившейся ситуации в налоговую службу.

Предоставление пояснения по налоговому требованию

Всем компаниям и индивидуальным предпринимателям желательно представлять налоговым органам все пояснения своевременно. Такие действия позволяют сформировать хорошее «личное отношение» инспектора к налогоплательщику.

Ответы и пояснения следует направлять в адрес налоговых органов исключительно на бумажном носителе или в электронном виде по каналам связи. Именно так компания сможет, при необходимости, доказать, что она является ответственным налогоплательщиком и выполняет все требования ФНС.

В документе можно написать любую причину и дополнительную информацию в произвольной форме, так как утвержденного шаблона пояснений нет. Ответ оформляется на официальном бланке компании при его наличии. В тексте пояснения обязательно должна быть отражена следующая информация:

  • наименование, ИНН и КПП предприятия;
  • наименование налогового органа;
  • номер и дата выставленного требования.

Письмо должно быть пописано генеральным директором или другим ответственным лицом, а также заверено печатью юридического лица.

Для примера, если компания была зарегистрирована недавно, можно отметить, что объемы производства еще не достигли запланированных. Или же можно указать, что учредителями общества было принято решение о приобретении производственных станков или другого необходимого оборудования, которые позволят увеличить объемы производства, если такие сделки действительно производились в прошедшем году.

Но есть отдельная категория организаций, к которым может быть также направлено соответствующее требование, – наиболее пострадавшие от пандемии коронавируса отрасли. Таким компаниям можно посоветовать указать в виде причины сложившуюся ситуацию в стране, что привело к временному приостановлению ведения деятельности и значительному сокращению производства.

Если в компании действительно наблюдается ухудшение финансового положения, что привело к снижению уровня оплаты труда сотрудников, то стоит рассмотреть ранее принятую политику по развитию бизнеса и составить новый бизнес-план. Возможно, компании следует привлечь третье лицо для проведения анализа деятельности фирмы и определения новых управленческих решений. Все принятые решения необходимо отразить в пояснении на требование.

Последствия для организации при выплате заработной платы ниже среднего

Как было отмечено ранее, выплата заработной платы в размере менее средней по субъекту РФ не является нарушением ни трудового, ни налогового законодательства. Но данный факт может привлечь внимание ФНС и привести к выездной налоговой проверке.

Если компания действительно выплачивает не самую высокую зарплату своим сотрудникам, например, из-за недавнего открытия или уменьшения количества продаж (при сдельной оплате труда), но не менее регионального или общероссийского МРОТ, то никаких последствий не будет.

Однако факт выплаты маленькой зарплаты при больших объемах продаж и выручки может означать, что в организации выплачивается «серая» заработная плата. При выявлении факта выплаты неофициальной зарплаты предприятие может быть привлечено к ответственности за сокрытие достоверной информации и уклонение от уплаты налогов.

Ответственность за неуплату налогов и сборов предусмотрена статьями 122 НК РФ (20% или 40% от суммы неуплаченных налогов) и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или от 200 тысяч до 500 тысяч рублей соответственно). При привлечении к ответственности по уголовной статье возможны и другие виды наказаний. Дополнительно организацию могут привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства.

Возможные несоответствия в требованиях

Но при более подробном изучении информации выявляются и некоторые разногласия в данных требованиях. Например, размер средней заработной платы указывается не по региону, а по всей России, или же не по определенному коду ОКВЭД, а общий.

Также, при определении средней заработной платы может быть не учтен размер бизнеса, так как для малого бизнеса – это один показатель, а для крупных предприятий – другой.

Если не вдаваться в нюансы, указанные в требовании, то в большинстве случаев, при условии, что компания действительно ничего не скрывает, представила аргументированный ответ и, при необходимости, доказательства (понесенные убытки, минимальная выручка, срок действия фирмы менее 2-3 лет при небольших объемах продаж), то все вышеперечисленные несоответствия не важны – налоговые инспекторы не назначат выездную налоговую проверку. А даже если и приедут, то никаких существенных ошибок не найдут.

Риски руководителя и главного бухгалтера, предоставляющих своему работнику справку о доходах в размере, превышающем официальную зарплату

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Вопросы налогового законодательства » Риски руководителя и главного бухгалтера, предоставляющих своему работнику справку о доходах в размере, превышающем официальную зарплату

Распечатать

К заявительнице Ч.

, которая является бухгалтером в управляющей компании, обратился их сотрудник, работающий слесарем-сантехником и попросил предоставить справку о доходах по форме 2-НДФЛ для предоставления последней в кредитную организацию для получения кредита. При этом работник просил существенно завысить в справке его доходы, чтобы получить желаемую сумму кредита, одновременно утверждая, что проблем с выплатой кредита у него не возникнет.

  • Заявительница спрашивает: какие риски ответственности имеются для управляющей компании как работодателя обратившегося к ним работника, а также риски руководителя и её лично, если она выполнит просьбу работника.
  • Ответ юриста.
  • По смыслу пунктов 4, 6 статьи 226 НК РФ, работодатель как налоговый агент обязан удерживать и перечислять сумму налога на доходы физических лиц.
  • Статьей 123 НК РФ  за невыполнение обязанности по удержанию или перечислению соответствующих налогов в установленный законом срок предусмотрена ответственность работодателя в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Сведения об официальных размерах сумм налога и, соответственно, о размере заработной платы работников в налоговых органах имеются и по общему правилу не подвергаются сомнению.

Также, в силу пункта 1 статьи 102 НК РФ, данные сведения относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну. Более того, статьями 13.

14 КоАП и 183 УК РФ предусмотрена, соответственно, административная и уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну.

С учетом этого, в соответствии с действующим законодательством, взаимодействие кредитных организаций и налоговых органов, в частности при проверке платежеспособности работника перед выдачей кредита, возможно лишь в одностороннем порядке (т.е.

предоставление  сведений от кредитных организаций налоговым органам).

При этом, налоговый орган во всех случаях несоответствия размеров дохода в представленных работодателем сведениях и сведениях, полученных от третьих лиц, будет исходить из того, что работодатель не в полном объеме удерживает и перечисляет сумму налога.

Согласно Введению к «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной Приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@, «В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.».

В соответствии с частью 3 указанной Концепции, «К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.».

Таким образом, информация о размере заработной платы, полученная налоговым органом из кредитной организации или от самого работника, относится к информации, полученной из внешних источников, и может служить основанием для проведения налоговой проверки.

При выдаче справки с «завышенными» доходами определенные риски для работодателя существуют и в рамках трудовых отношений с работником.

Предоставление работником указанной справки в налоговый либо иной контролирующий орган (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) может послужить основанием для проведения соответствующей проверки.

Более того, в  рамках проведения проверки в отношении работодателя, работник может помимо представления справки с «завышенными» доходами, лично дать свидетельские показания.

Также, имеют место риски обращения работника с соответствующим заявлением по факту невыплаты заработной платы или выплаты ее части в неофициальном размере в инспекцию по труду, уполномоченную осуществлять контроль и надзор в области соблюдения трудового законодательства, обеспечения трудовых прав работников. При этом, выданная работодателем справка с «завышенными» доходами может стать подтверждением доводов работника. По результатам обращения работника государственный инспектор труда в пределах своих полномочий осуществляет мероприятия по установлению и подтверждению факта нарушения трудового законодательства. Ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ, которой предусмотрены санкции в виде административного штрафа, административного приостановления деятельности, дисквалификации.

Кроме того, в целях признания судом решения работодателя об отстранении работника или увольнения его незаконным работник вправе обратиться в суд. В силу статьи 234 ТК РФ, «Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.».

В соответствии со статьей 394 ТК РФ, «В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.».

Таким образом, при принятии судом решения о восстановлении работника на работе при расчете среднего заработка для оплаты времени вынужденного прогула работником может быть представлена справка о доходах, размер которых был изначально завышен.

Таким образом, выдача справок с «завышенными» доходами также может привести для работодателя к проверкам со стороны контролирующих органов и возникновению иных неблагоприятных последствий в виде материальных и временных затрат в случае, если работник  воспользуется данной справкой и обратиться в суд, прокуратуру, инспекцию по труду.

Что касается личной ответственности заявителя и директора их управляющей компании, то необходимо также  отметить, что выдача подобной справки о доходах теоретически может рассматриваться как содействие в незаконном получении кредита, что охватывается составом преступления, предусмотренным статьей 159.1 УК РФ.

В силу части 1 статьи 159.1 УК РФ, под мошенничеством в сфере кредитования понимается хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений. В зависимости от квалификации  наказание может заключаться в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работах, лишении свободы.

Следует отметить, что уголовная ответственность носит личный характер, юридическое лицо не является субъектом уголовного права.

В каждом конкретном случае, как правило, руководитель или главный бухгалтер будут нести ответственность в качестве организатора или пособника совершенного преступления.

При этом, представляется, что со стороны работодателя отрицать свою информированность о том, что сведения в справке о размере доходов его работника, являются недостоверными, будет затруднительно.

Однако, в данном случае, на пути правоохранительных органов стоит неразрешимая практически задача – доказать общий умысел с работником именно на хищение денежных средств. Судебной практики привлечения к ответственности по статьям 33 (норма о соучастии) и 159.1 УК РФ руководителя или главного бухгалтера, предоставившего работнику справку с «завышенными» размерами доходов, не сложилось.

Следует отметить, что состав преступления, предусмотренный статьей 159.1 УК РФ, близок с составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.11 КоАП, за незаконное получение кредита.

Однако, отрасль административного права такого института, как соучастие не содержит, в связи с чем риска понести административную ответственность совместно с  работником для работодателя не имеется.

На основании изложенного, при решении вопроса о выдаче работнику справки о доходах в «завышенных» размерах, Ч.ой Т.А.

с учетом приведенных рисков было рекомендовано обязательно учитывать в первую очередь характер сложившихся отношений с работником, а также цель предоставления справки, размер суммы планируемого кредита и ежемесячных платежей,  разницу между  «завышенными» доходами и официальными.

Соболев Алексей Владимирович,

Юрист ООО «ЮК «Бизнес Аналитика»,  тел. 8 912 753 60 15, почта: Sobolev@b-a.su

Консультация дана в ноябре 2014 г.

Право работника на информацию при получении зарплаты

C 24 апреля 2012г. вступили в силу поправки к Трудовому Кодексу РФ, в соответствии с которыми законодатель достаточно подробно регламентировал вопрос о том из чего складывается зарплата и каким образом информировать работников.

Ни для кого не секрет, что работники имеют право на информацию, тем более на полную информацию относительно своей заработной платы. Однако не всегда работодатели доводят до работников информацию о составляющих частях зарплаты.

Этому способствовует отсутствие детального перечня информации, подлежащей обязательному раскрытию работодателем и незнание работниками своих трудовых прав.

Как следствие, работники не могут разобраться почему заработной платы меньше, чем в прошлом месяце; где обещанная премия? В соответствии с новой редакцией Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника.

Раскрытию подлежат:

  1. составные части заработной платы, причитающиеся ему за соответствующий период;
  2. размеры иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежная компенсация за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
  3. размеры и основания произведенных удержаний;
  4. общая денежная сумма, подлежащая выплате.

Несомненно наличие исчерпывающего перечня информации, подлежащей доведению до работника, будет способствовать более полной защите работника от неправомерных действий работодателя, защите его права на информацию и права на справедливую заработную плату.

Также необходимо отметить, что в перечь информации, подлежащей раскрытию, законодатель включил размер денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска и иных выплат.

Денежная компенсация рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, которая с 26 декабря 2011г. установлена в размере 8%.

Особое внимание необходимо обратить на то, что заработная плата может выплачиваться либо непосредственно у работодателя, либо на счет в банке. В последнем случае работодателю необходимо подать соответствующее заявление с просьбой перечисления средств, указав номер счета и все обязательные реквизиты счета.

Получение заработной платы на счет в банке не лишает работника на информацию относительно заработной платы. Также необходимо помнить о том, что для работника предпочтительнее получать заработную плату не в месте нахождения работодателя, а на счет в банке.

Это вызвано тем, что не всегда работодатели производят отчисления в Фонд социального страхования, Пенсионный Фонд РФ, в связи с чем у работников, которые получают зарплату в офисе работодателя без должного оформления расчетных листов и ведомостей, могут возникнуть проблемы с пенсией и справка о заработной плате может показать гораздо меньшую сумму, нежели вы получали на руки.  Поэтому настоятельно рекомендую придерживаться следующих правил при получении заработной платы:

  1. проявлять повышенный интерес к содержанию расчетных листков, ведомостей;
  2. обращать внимание на наличие подписей главного бухгалтера и (или) директора, печать;
  3. всегда забирать расчетный листок домой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *