Опубликован проект новой пенсионной реформы

С 2019 года в России стартовала очередная пенсионная реформа.

Ее целью является обеспечение устойчивого роста пенсий к 2024 году с темпами, превышающими инфляцию — такое поручение Правительству дал Президент В. Путин.

Одним из первых изменений, внедренных Правительством в рамках новой реформы, стал закон о повышении пенсионного возраста на 5 лет. Теперь оформить страховую пенсию можно в 65 лет мужчинам и 60 — женщинам.

Но повышение пенсионного возраста было только первым этапом реформы — в целом ее программа довольно обширная. Из уже озвученных и даже частично реализуемых изменений можно выделить следующие:

Окончательное содержание реформы так до сих пор и не сформировалось — программа постоянно дополняется и корректируется. Например, в закон о повышении сроков выхода на пенсию вносил свои поправки Президент В. Путин.

В результате этих поправок пенсионный возраст женщинам повысили только до 60 лет вместо 63.

Позже по инициативе Президента был изменен порядок индексации пенсий для тех, кто получает социальную доплату до прожиточного минимума (их стали индексировать сверх ПМП) и так далее.

Повышение пенсионного возраста (таблица выхода на пенсию с 2019 по годам)

С 1 января 2019 года поэтапно увеличивается общеустановленный пенсионный возраст, при достижении которого можно оформить страховую пенсию по старости. К концу переходного периода (к 2028 г.) повышение составит 5 лет для мужчин и женщин. Согласно окончательному содержанию закона, график выхода на пенсию по годам имеет следующий вид:

Срок выхода на пенсию по старому закону
Пенсионный возраст по новому закону, лет
Выход на пенсию после повышения
Муж.
Жен.
В первой половине 2019 г. 61 – 0,5 = 60,5 * 56 – 0,5 = 55,5 * Во второй половине 2019 г.
Во второй половине 2019 г. В первой половине 2020 г.
В первой половине 2020 г. 62 – 0,5 = 61,5 * 57 – 0,5 = 56,5 * Во второй половине 2021 г.
Во второй половине 2020 г. В первой половине 2022 г.
2021 г. 63 58 2024 г.
2022 г. 64 59 2026 г.
2023 г. и т.д. 65 60 2028 г. и т.д.

Примечание: в 2019 и 2020 гг. предусмотрена льгота, снижающая срок выхода на пенсию на полгода (поправка В. Путина).

Для удобства ниже представлена таблица, по которой можно определить дату выхода на пенсию в зависимости от года рождения.

Таблица выхода на пенсию по годам рождения в России по новому закону

Пенсия по старому закону
Мужчины
Женщины
В каком году выйдут на пенсию
Дата рождения
ПВ
Дата рождения
ПВ
2019 январь-июнь 1959 60,5 январь-июнь 1964 55,5 июль-декабрь 2019 г. (+0,5)
июль-декабрь 1959 июль-декабрь 1964 январь-июнь 2020 (+0,5)
2020 январь-июнь 1960 61,5 январь-июнь 1965 56,5 июль-декабрь 2021 г. (+1,5)
июль-декабрь 1960 июль-декабрь 1965 январь-июнь 2022 г. (+1,5)
2021 1961 63 1966 58 2024 г. (+3)
2022 1962 64 1967 59 2026 г. (+4)
2023 1963 и т.д. 65 1968 и т.д. 60 2028 г. и т.д. (+5)

Примечание: ПВ — пенсионный возраст по новому закону с учетом поправок Президента.

Таким образом, под действие переходных положений нового закона попадают:

  • мужчины 1959-1962 годов рождения (для них пенсионный возраст будет составлять соответственно от 60,5 до 64 лет);
  • женщины 1964-1967 годов рождения (с 55,5 до 59 лет).

Первыми в 65 и 60 лет по новому закону на пенсию будут выходить в 2028 году:

  • мужчины, начиная с 1963 г.р.;
  • женщины, начиная с 1968 г.р.

Какие изменения в пенсионной реформе предложил В. Путин

29.08.2018 г. в телеобращении к россиянам Президент России Владимир Путин предложил свои меры по смягчению последствий от принятия решения о повышении возраста пенсии. Он предложил скорректировать закон следующим образом:

  1. Снизить пенсионный возраст для женщин. Было предложено повысить возраст выхода на пенсию женщинам не на 8 лет, а на 5 (как и мужчинам), т.е. установить нормативное значение на уровне 60 лет.
  2. Ввести досрочные пенсии многодетным матерям с 3 и 4 детьми. Президент предложил предоставить подобную льготу для матерей:
    • имеющих троих детей — на 3 года раньше срока;
    • имеющих четверых детей — на 4 года раньше.
    • Отметим, что женщинам, родившим пять и более детей, законодательство уже предусматривает льготный выход на пенсию — в 50 лет при наличии 15 лет страхового стажа (согласно ст. 32 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ). Эти изменения в ходе пенсионной реформы останутся без изменений.

  3. Смягчить сроки пенсии в течение 2019-2020 гг.: предусмотреть оформление выплат на 6 месяцев раньше срока для тех граждан, которые первыми столкнутся с этим повышением (те, кто по старому закону должен был оформлять пенсию в течение 2019-2020 гг.).
  4. Предусмотреть возможность досрочного выхода при продолжительном стаже. На 2 года раньше установленного срока смогут выйти женщины, имеющие страховой стаж более 37 лет, и мужчины при стаже более 42 лет. Правительство в своем законопроекте изначально предлагало предоставлять такую возможность женщинам и мужчинам при длительном стаже 40 и 45 соответственно, что на практике было бы сложно реализуемо.
  5. Ввести дополнительные гарантии для предпенсионеров. В течение переходного периода предложено предусмотреть ряд мер, направленных на поддержку и защиту интересов граждан предпенсионного возраста (за 5 лет до наступления срока выхода на пенсию):
    • ответственность работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу предпенсионеров по причине возраста (вплоть до уголовной ответственности);
    • программы стимулирования работодателей на прием и сохранение на работе предпенсионеров;
    • программы повышения квалификации, получения новых навыков, переобучения;
    • увеличение максимального размера пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста (11280 руб. вместо 4900 руб.);
    • предоставление 2-х дней в году для прохождения бесплатной диспансеризации с сохранением зарплаты;
    • предоставление всех федеральных льгот, в том числе налоговые льготы на землю, имущество, а также региональных (по решению органов местного самоуправления) при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет несмотря на повышение пенсионного возраста до 60/65 лет.

Все вышеперечисленные предложения были оформлены в качестве поправок и представлены на рассмотрение в Госдуму. В ходе заседания 26 сентября 2018 г. депутаты единогласно приняли все предложенные Президентом меры по смягчению реформы пенсионного возраста. На следующий день (27 сентября) законопроект в окончательном содержании был принят, а 3 октября подписан Президентом.

Опубликован проект новой пенсионной реформы

Фото pixabay.com

Досрочный выход на пенсию по новому закону

С 2019 года изменяются условия для некоторых льготных категорий граждан, имеющих право на досрочное оформление страховой пенсии по старости. Изменения были внесены в том же законе № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., увеличившим общеустановленный возраст пенсии.

Порядок назначения досрочной пенсии изменяется для:

До конца 2018 года пенсионные выплаты этим гражданам назначались при условии выработки специального стажа по профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по прошествии периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. В 2019 г. этот период равен одному году, в 2020 — двум и так далее, а с 2023 г. будет действовать окончательное значение — 5 лет.

Отметим, что нормативы по профессиональному стажу остались неизменными. Кроме того, закон не предусматривает какие-либо ограничения по роду деятельности в течение периода отсрочки. Гражданин может продолжить работать на прежнем месте, перейти на другое место работы или уволиться.

Гарантированный пенсионный продукт в 2023 году

Уже в 2023 году Правительство РФ планирует отменить накопительную пенсию, которая фактически не работает, и заменить ее добровольным накопительным компонентом пенсии — гарантированным пенсионным продуктом. Ранее эту программу называли индивидуальным пенсионным капиталом, но в последствии от этого названия отказались.

Суть программы гарантированного капитала обсуждается довольно долго, но соответствующий законопроект так и не был опубликован. Планируется, что в окончательном содержании проект представят к концу 2022 года, а введут уже с 1 января 2023 года.

В общих чертах концепция ГПК заключается в следующем:

  • Гражданин добровольно соглашается отчислять из своей заработной платы взносы на гарантированный пенсионный продукт. Ставка взносов будет равна от 1 до 6% (предполагается, что гражданин сам сможет устанавливать процентную ставку).
  • Государство со своей стороны гарантирует сохранность внесенных средств, а также предоставление налоговых вычетов на сумму уплаченных взносов.
  • В особых случаях можно будет забрать свои пенсионные накопления, не дожидаясь выхода на пенсию (например, из-за тяжелой болезни, получения инвалидности и т.п.).

Подробнее о программе читайте в статье по ссылке.

Индексация пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента В. Путина пенсии в России до 2024 года должны индексироваться с темпами, превышающими индекс рост цен. В связи с этим в правила проведения ежегодной индексации страховых пенсий внесли изменения (их закрепили в законе № 350-ФЗ от 03.10.2018 г.):

  • С 2019 по 2024 год их будут индексировать с 1 января, а не с 1 февраля, как это делали раньше.
  • Коэффициент индексации установили фиксированным, а не зависящим от прогнозного значения инфляции.

Планы по индексации с 2019 по 2024 г. можно представить в виде таблицы:

Год

Индексация (%)

2019 2020 2021 2022 2023 2024
7,05 6,6 6,3 5,9 5,6 5,5

Согласно прогнозам Минэкономразвития, инфляция в ближайшие несколько лет не должна превышать целевых показателей — 4%. Соответственно, до 2024 года пенсии будут индексировать опережающими инфляцию темпами.

Начиная с 2025 года, индексировать пенсии будут по старым правилам — с 1 февраля и на величину индекса роста цен за прошедший год.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

Пенсионная реформа, запланированная на период 2019-2024 гг., не ограничивается только вышеизложенными изменениями. Модель развития пенсионной системы регулярно дополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года прозвучало довольно много предложений, которые могут быть реализованы в рамках проводимой реформы.

  • По поручению В. Путина была скорректирована схема индексации пенсий, к которым назначена социальная доплата до прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2020 г. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2019 г. поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2019 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Власти готовят новую пенсионную реформу под грифом «секретно» — МК

Глава Минфина Антон Силуанов сообщил о том, что его ведомство совместно с ЦБ готовит новую пенсионную реформу. Речь идет о проекте добровольных пенсионных накоплений для россиян, идею которого ранее уже одобрил президент Путин.

В 2022 году ведомства должны внести в Госдуму соответствующий законопроект. Примечательно, что работа над ним ведется в чиновничьих коридорах под грифом «секретно».

Поэтому о контурах будущей реформы и ее эффективности «МК» поговорил с экспертами.

Проблема с накоплениями в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС), на формирование которых работодатели до 2014 года отчисляли 6% из фонда оплаты труда, продолжает волновать умы монетарных властей.

Восемь лет назад на уже накопленные на счетах средства был объявлен мораторий, который до сих пор не сняли. Остался вопрос, что делать с уже сформированными капиталами.

С 2016 года Центробанк и Минфин ломают головы над новыми схемами, а несколько лет назад уже и президентом была одобрена концепция перевода накоплений из ОПС в негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение (НПО) на добровольной основе.

Учитывая особую чувствительность населения к пенсионной схеме, власти закрыли текущую работу грифом «секретно». И вот 16 февраля Антон Силуанов приоткрыл завесу тайны над новой пенсионной реформой.

«Мы сейчас работаем вместе с Банком России, у нас здесь общая позиция.

В наших планах в этом году подготовить необходимые нормативные правовые решения и выйти к законодателям с таким проектом», – сообщил министр.

Напомним, что еще в 2019 году правительство говорило о новой системе пенсионных накоплений в России. Проект подразумевал разработку «гарантированного пенсионного плана» (ГПП). Согласно этой инициативе, россияне должны были получить право выбирать вариант накопления денег на негосударственную пенсию.

Предполагалось, что граждане смогут самостоятельно перечислять деньги на пенсионные счета в дополнение к уже существующим социальным взносам, которые платят работодатели. При этом вносимую сумму можно будет менять неограниченное число раз и в течение полугода после заключения договора об участии в ГПП с Пенсионным фондом допустимо забрать средства.

Власти обещали запустить эту систему уже в 2022 году, но, видимо, пандемия скорректировала эти сроки.

Что касается содержания готовящегося документа, то в публичное пространство «утекают» лишь некоторые детали и предложения. Скорее всего, прямой раздачи замороженных 8 лет назад накоплений не планируется, но, по крайней мере, государство хочет «перезапустить» эту систему.

Известно также об инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), который предлагает выделить всем молодым людям по 10 тыс. рублей в качестве стартового капитала в добровольной пенсионной системе. Однако опрошенные «МК» эксперты осторожны в оценках инициативы монетарных властей.

Скептики указывают, что нерешенные старые проблемы не дадут возможность её реализовать.

Евгений ГОНТМАХЕР, доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ: 

«Все, что происходит вокруг проекта дополнительного пенсионного страхования, выглядит каким-то управленческим бессилием, потому что власти не ответили на уже имеющиеся вопросы, а хотят реализовать новый проект.

Во-первых, они так и не объяснили, что будет с «замороженной» с 2014 года частью пенсионных накоплений. Пока мы знаем, что мораторий продлили до 2024 года включительно, но всем хотелось бы понимать, что будет с этим проектом дальше.

У людей сейчас остаются эти счета, деньги с них продолжают инвестироваться, но сами счета не пополняются. С финансовой точки зрения, это абсурд.

С одной стороны, дали людям возможность хотя бы немного поучаствовать в обеспечении собственной пенсии, управлять деньгами, с другой — от этого же процесса в итоге на полпути «отрезали».

Во-вторых, Минфин и ЦБ пытаются уже несколько лет создать эрзац — гарантированный пенсионный продукт или что-то подобное. У них каждые два года появляются какие-то идеи, как заманить людей в пенсионное страхование.

Сейчас фактически предлагается людям дополнительно к 22%, которые платит работодатель за них, еще какие-то деньги из собственных доходов удерживать и куда-то вносить. Здесь неминуемо встает вопрос о доверии населения к пенсионной системе в целом.

Очевидно, что у людей его давно нет.

В-третьих, уже давно были сделаны расчеты и опубликованы исследования о том, что в условиях низких зарплат у подавляющего большинства работников просто нет денег, чтобы из своего скромного бюджета платить куда-то еще на протяжении десятилетий.

Предложение положить молодому человеку на счет 10 тыс. рублей выглядит странной полумерой.

Нужно 1 млн рублей при нормальном подходе положить – вот тогда человек призадумается о судьбе этого капитала и захочет как-то поучаствовать в увеличении этих денег, преумножить их, чтобы на пенсии получить достаточный доход».

Александр САФОНОВ, профессор Финансового университета при Правительстве РФ:

«Все предложения о новом формате накопительной пенсионной системы известны. Во-первых, речь идет о передаче в собственность граждан накоплений, которые они делали в системе обязательного накопительного пенсионного страхования с 2001 до 2015 года. Но это передача не означает, что деньги можно будет получить на руки.

Просто можно будет направить их в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и дальше самостоятельно определять стратегию инвестиционных портфелей. При этом на эти средства будут распространены принципы защиты вкладов физических лиц. Защита будет касаться только самих отчислений в НПФ, а вот гарантировать доходность не будут.

За этим придётся следить самостоятельно. Если ранее у гражданина был свой счёт в НПФ, куда он сам откладывал деньги, то в новой концепции он сможет соединить и личные средства, и то, что было накоплено в обязательной накопительной пенсионной системе.

Также обсуждается вопрос о передаче ему права распоряжения средствами в НПФ, которые перечислял работодатель в рамках корпоративных пенсионных программ.

Реформа предполагает и более четкую систему налогового стимулирования участия граждан и работодателей в накопительной системе.

Кроме того, обсуждается вопрос контроля за размещением активов в более широкий круг ценных бумаг (сейчас это ограниченный перечень, включающий в основном акции крупнейших компаний и госбумаги).

Также система будет предусматривать возможность частично использовать накопленные средства на неотложные нужды – в частности, оплату медицинских операций, долгов по кредитам, но с последующим возвратом заимствованной суммы.

Самое главное: реформа должна окончательно прекратить действие не работающей с 2015 года обязательной накопительной пенсионной системы и передать имеющиеся там средства гражданам для размещения в НПФ.

Эта реформа не касается обязательной страховой пенсионной системы, поэтому вопрос об индексации пенсий работающим пенсионерам будет обсуждаться отдельно. Инициатива РСПП с выдачей фиксированной суммы молодым людям, мне кажется, интересна, но она вряд ли будет поддержана.

Сейчас приходиться тратить больше денег на индексацию пенсионерам».

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28729 от 21 февраля 2022

Заголовок в газете: Реформа под грифом «секретно»

Новый проект реформы ПФР в 2023 году: изменения для пенсионеров, работающих граждан, льготных категорий

фото из открытых источников Яндексфото из открытых источников Яндекс

Еще в том году, в Правительстве РФ начали обсуждать вопрос о проведении очередного этапа пенсионной реформы. На сегодняшний день, Министерство труда подготовило основательные законопроекты, которые подтверждают намерения главных ведомств о проведении серьезной реформы. Власти намерены объединить работу двух значимых фондов — ФСС и ПФР уже в 2023-ом году. 

Ожидаемо, что такое объединение скажется и на деятельности подразделений, и на процедуре назначения и выдаче пенсий, пособий и выплат гражданам. Эксперт в области трудового законодательства И. Сивакова, рассказала как слияние двух структур скажется на работающих гражданах, пожилом населении, льготных категориях граждан.

Отметим, что Минтруд в конце января опубликовал соответствующий проект закона «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования РФ», если коротко — Социальный фонд России.

По проекту, единый фонд будет выполнять все функции двух структур: назначать и выплачивать страховые, социальные, государственные пенсии, соц доплаты, ЕДВ, пособия по временной нетрудоспособности и выплаты, связанные с рождением ребенка.

фото из открытых источников Яндексфото из открытых источников Яндекс

Единый тариф для всех взносов

Предлагается установить единый тариф для перечисления взносов — 30%. Работодатель будет перечислять такой взнос одним платежом, а в фонде средства будут распределяться по направлениям. Напомним, сейчас на мед страхование идет 5,1%, на пенсионное — 22%, социальное — 2,9%.

Важно, что предельную базу для начисления единого тарифа, планируют сделать максимальной, т.е. как сейчас по пенсионному страхованию.

А это приведет к тому, что работодатель будет платить больше за соц страхование (оплата больничных, отпусков), ведь взносы начисляются с заработной платы до тех пор, пока показатели не достигнут предельной базы в течение года.

Список застрахованных лиц расширятЗаконопроект Министерства труда включает работающих без трудового договора в список застрахованных лиц, на случай временной нетрудоспособности и материнства.

Это коснется тех, кто выполняет обязанности работника по договору подряда или возмездного оказания услуг. Таких лиц наделят правом на получение больничных и пособия по уходу за ребенком. А те, на кого они работают, будут платить и за пенсионное страхование, и за социальное. Уточняется, что самозанятых это пока не коснется.

По прогнозам эксперта, слияние двух фондов не должно отразиться на размере пенсионных выплат. А вот «больничные» выплаты и выплаты по рождению детей должны стать выше, на фоне того, что работодатели будут платить больше за соц страхование, уточняют в ведомстве.

Однако, многие россияне предполагают, что такая оптимизация приведет к увеличению сроков принятия решений по заявлениям на выплаты и пособия:

Светлана Иванцова, Киров: «У нас итак полный бардак в пенсионном, а потом еще хуже станет. Пособие будут по пол года назначать.

«Роман Мерзляков, Санкт-Петербург: «Мне видится единственная цель такой реформы — сокращение рабочих мест, а как модно сейчас говорить оптимизация. В итоге пенсий и пособий будут ждать как манны небесной.

Я в том году уволился,а получил индексацию к пенсии через четыре месяца только, а с этим единым фондом еще дольше будет.»

А что думаете вы по поводу объединения фондов? делитесь своим мнением в х

Что ждет российских пенсионеров: новая пенсионная реформа, снижение пенсионного возраста, возврат накопительной части пенсии, объединение ПФР и ФСС

Объединение ПФР и ФСС с 1 января 2023 года

В ближайшем будущем планируется объединить в единую структуру Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Проект федерального закона «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования в РФ» подготовлен и уже находятся на рассмотрении.

Планируется, что уже с 1 января 2023 начнет функционировать новый внебюджетный фонд, который будет унитарной некоммерческой организацией, учредителем которой станет Правительство РФ.

Власти видят в этом только положительный эффект в виде экономии площадей, занимаемых двумя фондами, экономии на административном аппарате и т.п. Для граждан значительно упростится порядок назначения и получения пенсий и иных выплат за счет функционирования единой справочно-информационной базы.

При всех плюсах создания нового внебюджетного фонда есть и существенный недостаток, который отразится в первую очередь на простых гражданах.

С 1 января 2023 года предлагается производить уплату единого социального взноса в том же размере, но единым платежом, исходя из единой облагаемой базы в размере 1 565 000 рублей. Соответственно, сумма взносов увеличится. Не в интересах работодателя производить оплату увеличенных взносов за свой счет.

Таким образом, оплата будет произведена за счет средств, полученных от уменьшения заработной платы работников, выданной на руки. Такое положение дел, вряд ли обрадует российских граждан.

Накопительную часть пенсии могут увеличить

В январе 2022 года стало известно о том, что представители партии «Единая Россия» выступили с предложением об освобождении от налогообложения, софинансировании государством и страховании накопительной части пенсии. Соответствующий проект может быть принят с большой долей вероятности, так как исходит от партии власти.

Накопительную часть пенсии нужно вернуть людям

В конце января 2022 года депутат от «Партии Роста», а также экс-глава Минсоцразвития России Оксаной Дмитриевой было озвучено предложение о признании провальной системы обязательных пенсионных накоплений. Она высказала предложение о выплате гражданам денежных средств, перечисленных в виде накоплений за период 2002 — 2014 годы.

В руках управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов сосредоточено порядка 5 триллионов рублей. Такая сумма образована за счет перечисления 6% из 22% пенсионных взносов на обязательную накопительную пенсию граждан с 2002 по 2014 годы.

«Пострадавшими стали граждане 1967 г. р. и младше – это они делали отчисления на накопления с 2002 по 2014 г. Затем, начиная с 2014 г., постоянно продлевается так называемая заморозка пенсионных накоплений (сейчас она продлена до 2024 г. – прим. Ред.)», — рассказала Дмитриева в интервью «АиФ».

При этом, депутат особо отметила, что многие негосударственные пенсионные фонды банкротятся или попросту исчезают и на лицо обман граждан, которым эти НПФ обещали высокую доходность и ежемесячную накопительную пенсию.

При этом, депутат особо отметила, что многие негосударственные пенсионные фонды банкротятся или попросту исчезают, на лицо обман граждан, которым эти НПФ обещали высокую доходность и ежемесячную накопительную пенсию.

«И ежемесячные накопительные пенсии ни УК, ни НПФ фактически не выплачивают. Всего 107 тыс. человек в стране получают ежемесячные накопительные выплаты.

Когда человек достигает пенсионного возраста, ему чаще просто выдают единовременную выплату по номиналу тех взносов, которые он перечислил. Таких в стране уже 11 млн человек. Получается беспроцентный кредит, который предоставили граждане.

Но это же неправильно! Люди и накопительной пенсии не получат, и страховой недосчитались», — сказала Оксана Дмитриева.

По её словам, этот обман до конца еще не вскрылся из-за увеличения пенсионного возраста.

«В 2022 г. в 55 лет на пенсию должны были бы массово выходить женщины 1967 г. р. И тут бы выяснилось, что пенсия у них меньше, чем у их коллег, которые старше на один год, с такой же зарплатой, стажем и др.

Почему? Да потому что на протяжении 12 лет у них отнимали 6% взносов на накопления. Люди не должны отвечать своими пенсионными деньгами за эксперимент, который проводило государство», — резюмировала депутат.

Возвращать деньги НПФ конечно же не хотят, в связи с чем, в ближайшем будущем будет подготовлен законопроект, по которому те самые накопительные взносы станут начальным капиталом для новых добровольных накоплений к пенсии.

«Естественно, они будут бороться за свои 5 трлн руб., из которых почти 3 трлн находятся в НПФ, а 2 трлн – в ВЭБ. Никто не хочет отдавать деньги.

Моя позиция такая: надо всё подробно разъяснить гражданам и предоставить им выбор – дальше экспериментировать с накопительной пенсией или перевести имеющиеся деньги в страховую часть с соответствующей переиндексацией.

Во втором случае их страховая пенсия станет больше», — сказала Оксана Дмитриева.

Возврат прежнего пенсионного возраста или остановка повышения возраста выхода на пенсию

У большинства населения вызывает негодование повышение пенсионного возраста. Многие эксперты считают, что необходимо вернуть прежний возраст выхода на пенсию или, в крайнем случае, остановить его дальнейшее повышение (сейчас — это на 1,5 года больше прежнего возраста выхода на пенсию: 56,5 лет – для женщин и 61,5 год – для мужчин).

  • По мнению Оксаны Дмитриевой, повышение пенсионного возраста в нынешних условиях абсурдно, так как за последние два года продолжительности жизни населения в России снизилась на два года, смертность растет, а количество пенсионеров только за последние два года сократилось на 2 миллиона человек.
  • Таким образом, возврат прежнего пенсионного возраста или остановка повышения возраста выхода на пенсию очевидна, необходима и продиктована, в первую очередь, неутешительными социально-демографическими показателями в стране.
  • Источник
  • Источник

Пенсии могут отменить: Минфин скрывает новую реформу

В Государственной думе потребовали рассекретить план пенсионной реформы, поскольку отсутствие широкого общественного обсуждения подрывает доверие к власти. Почему на будущее граждан России наложили специальный гриф? Что от нас скрывают?

Секретность законопроекта о новой добровольной накопительной пенсионной системе в России раскритиковал депутат Госдумы Сергей Миронов. У себя в «Твиттере» он опубликовал пост-послание министру финансов Антону Силуанову – видимо, иного способа достучаться до небожителя уже нет:

Доверие граждан к власти подрывается именно такими реформами, которые проводятся без широкого общественного обсуждения, а потом навязываются как снег на голову. Призываю главу Минфина Антона Силуанова проинформировать депутатский корпус о том, что именно собирается разрабатывать Минфин в отношении накопительной пенсионной системы.

Чиновники уже не первый год ломают головы над очередной пенсионной реформой – то ли пятой, то ли шестой по счёту.

Сначала с нами поделились проектом пенсионного капитала, потом слово «капитал» ушло, на его место пришёл «гарантированный пенсионный продукт» – в обществе его восприняли негативно, переименовали, и мы уже увидели «гарантированный пенсионный план».

Все три инициативы вне зависимости от названия, по сути, одно и то же – ежемесячные отчисления процентов с заработной платы. Говорят, добровольные. Точнее, говорили. А теперь вообще ничего не говорят – гриф «секретно».

Зачем секретность?

Эксперты называют три возможных причины, по которым законопроект ушёл в тень приватности. Вариант первый, самый безобидный – концепция, которую подготовил Минфин, ещё совсем сырая и, соответственно, какой-то единой государственной позиции на её счёт нет, а на нет, как известно, суда нет – народного.

Вариант второй, менее безобидный, – чиновники посидели и решили, что на добровольных отчислениях далеко не уехать, поэтому решили перевести накопления в обязательно-принудительный порядок. Греф «секретно» наложили, дабы не волновать людей раньше времени, а если быть точными – до парламентских выборов.

Вариант третий – самый «людоедский» – отмена государственной пенсионной системы как таковой, к нему склоняется экономист Антон Шабанов.

Это могут быть первые зародыши перехода с государственной пенсии на полностью частную с ликвидацией Пенсионного фонда. Это вполне возможно как вариант развития событий. Непонятно, что там будет по итогу, но в любом случае законопроект важный, потому что он будет касаться всех нас.

Предположение, озвученное Антоном Шабановым, выглядит экстремальным, но сбрасывать его со счетов никак нельзя. Люди в существующей социальной модели – «вторая нефть», то есть источник доходов (а не расходов!) бюджета. Население, по Силуанову, должно генерировать денежный поток, а не «проедать» его, тогда как пенсии – это главная статья расходов.

Серый кардинал правительства

В Научно-исследовательском финансовом институте, который готовит справочные материалы для Минфина России, давно призывают к тотальной отмене государственных пенсий. Его директора Владимира Назарова не без оснований называют серым кардиналом федерального правительства. Его рекомендации сначала ложатся на стол для обсуждения, а затем обретают твёрдую форму закона:

Ничего хорошего пенсионная система человечеству сейчас не несёт. Она подрывает стимулы к труду, к накоплениям, снижает горизонты полноценной жизни человека, поэтому пенсионная система будет заменена добровольными накоплениями и инвестициями в человеческий капитал.

Мы можем быть благодарными Владимиру Назарову за то, что он открыто «сливает» планы своих коллег из правительства, которые обсуждаются за плотно закрытыми дверями.

Кстати, именно Назаров и его институт подготовили проект о повышении пенсионного возраста.

Одобрили, приняли, ничего не добились – дефицит как был, так и остался, а теперь на очереди новая реформа, к которой Назаров, конечно же, имеет непосредственное отношение.

Кроме того, директор научно-исследовательского финансового института открыто выступает за введение в России платного образования и здравоохранения. По словам Назарова, покупка услуг может заставить людей оставаться на рынке труда как можно дольше, фактически до гробовой доски.

Приглашение на биржу

По последней просочившейся информации, копить на старость предлагается, вкладывая деньги в ценные бумаги. Центральный Банк, ещё не обременённый грифом «секретно», представлял нам третий тип индивидуального инвестиционного счёта (ИИС), который планируется как раз под эти цели.

Инициатива более чем сомнительная.

Во-первых, если сберегать в облигациях федерального займа, то толком ничего не накопишь – деньги «сожрёт» инфляция, а во-вторых, с каких средств откладывать? Те, у кого низкие зарплаты, всё равно не смогут накопить себе на пенсию, а те, у кого зарплата от 80 тысяч рублей и выше, знают более доходные инструменты. Зачем запирать деньги на 20-30-40 лет на ИИС? Депутат Госдумы Михаил Емельянов называет эту идею бессмысленной:

Такая мера хороша для развитых экономик, когда у людей есть свободные деньги, чтобы накапливать на будущую пенсию. А нашего уровня зарплат и в целом доходов населения не хватит, чтобы накопить на пенсию. Я считаю, что эта мера бессмысленная, показушная.

Что бы ни прописали в новом законопроекте, суть не меняется: деньги будет предложено доверить государству в надежде, что оно их вернёт. И новый ГПП (план или продукт, не важно) просто станет новой итерацией ИПК (индивидуальный пенсионный капитал), который был заморожен правительством в 2014 году.

Люди тогда уже один раз поверили чиновникам, согласились стать частью новой накопительной системы, а вскоре государственные мужи посидели, подумали и решили, что идея была не самой хорошей, а вот новая точно получится удачной. Экономист Михаил Делягин сравнил действия чиновников с пирамидой Мавроди:

У Мавроди был МММ, потом у него был МММ-2005, потом МММ- 2011 и даже МММ-2012. Здесь то же самое. У нас заморозили наши накопительные взносы, по сути дела, украли их, после чего говорят: «Ребят, про те деньги, которые мы заморозили, вы, пожалуйста, забудьте и несите нам деньги ещё – мы с ними что-нибудь интересное сделаем».

Внесение законопроекта по пенсионной реформе в правительство запланировано на 15 декабря 2021 года. Затем он поступит на рассмотрение Госдумы. Очень любопытно, снимут ли гриф «секретно» с документа при попадании в нижнюю палату парламента или депутаты нового созыва приравняют пенсионный вопрос к оборонным статьям бюджета и объявят его государственной тайной.

Конечно, любые тайны здесь абсолютно безнравственны. Минфин обязан немедленно раскрыть планы очередного реформирования пенсионной системы. И если правящая партия не заставит правительство это сделать – значит, нам нужна другая правящая партия.

Минфин готовит новую пенсионную реформу — люди сами будут копить себе на пенсию — Финансы на vc.ru

13 января стало известно о том, что Министерство Финансов собирается внести в Госдуму проект закона о пенсионной реформе. Это уже пятая реформа за последние 20 лет — от введения баллов до повышения возраста выхода на пенсию.

{«id»:347963,»gtm»:null}

Новая реформа, предположительно, будет затрагивать накопительную часть пенсии, которая была введена в 2002 году, а в 2015 была заморожена и заморозка продлевается до сих пор. На накопительную часть пенсии работника направлялись 6% от 22% его пенсионных отчислений, сейчас все 22% направляется на страховую пенсию.

Страховая часть идет на выплаты текущим пенсионерам, а накопительная должна была идти на персональный счет работника в ПФР или в Негосударственный пенсионный фонд и инвестироваться в высококачественные активы. Однако, после падения цен на нефть и Крыма, денег в Пенсионном фонде стало не хватать и накопительную часть перевели на страховую и до си пор продлевают.

Текущая пенсионная система России входит в ТОП-5 в мире по эффективности Правда в пятерке с конца ТОПа. Пенсионная система одна из самых неэффективных в мире.

Однако, как я уже сказал, Минфин готовится внести в Госдуму проект нового закона, где накопительная часть снова будет разморожена, а ее будущее будут определять сами граждане — куда инвестировать деньги помимо ПФР и НПФ.

Так как подробности законопроекта пока неизвестны, я хочу рассказать вам об идеальном варианте новой пенсионной системы, в частности, судьбы 6% — накопительной части пенсии. Что бы я сделал, если бы мог влиять на законопроект:

  1. Добавить в список направлений, куда может отчисляться накопительная пенсия специально предназначенный Инвестиционный Пенсионный Счет, похожий на ИИС (индивидуальный инвестиционный счет).
  2. Гражданин сам может выбрать куда инвестировать свои пенсионные накопления — по ограниченному списку стратегий или инвестировать самостоятельно (по закрытому списку, исключая низколиквидные и высоковолатильные активы, маржинальную торговлю и спекулятивные сделки).
  3. Гражданин также может добровольно перечислять личные средства на этот счет. Такие перечисления должны будут предъявляться к налоговому вычету.
  4. Ограничить вывод денежных средств со счета на 20 лет, или до возраста 50 лет, смотря что наступит раньше.
  5. После «разморозки» счета позволить гражданину выводить средства в любом виде — в виде дивидендов с активов, частями или полностью.
  6. Денежные средства погибшего гражданина переходят по наследству в полном объеме на общих основаниях и размораживаются.
  7. В любой момент по своему желанию гражданин может изменить направление поступления отчислений (ПРФ, НПФы).

Таким образом, человек сможет видеть сколько пенсионных накоплений он имеет и самостоятельно распоряжаться ими как во время накопления, так и после разморозки счета. Такая прозрачная модель позволит тем, кто не доверяет государственным структурам или сомневается в эффективности пенсионных фондов, самим выбрать активы.

Такая модель также удобна и для государства — если человек, выбравший самостоятельное накопление неэффективно распорядится отчислениями, то ответственность за это полностью будет на нём, а не на государстве в полном объеме, как сейчас. Естественно, человек сам должен осознавать важность своих действий, и то, что часть его пенсии зависит от него.

{«contentId»:347963,»count»:2,»isReposted»:false,»gtm»:null}

{«id»:347963,»gtm»:null}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *