Нормы труда и отдыха водителей внесли в ПДД

С 1 января 2021 года в правила организации труда и отдыха водителей внесены изменения. Раньше специальному режиму работы подчинялись только штатные водители коммерческих организаций на автомобилях массой от 3.5 тонн и пассажирских автобусов.

Теперь же требования Постановления Правительства РФ №424 касаются также индивидуальных предпринимателей с личными авто, используемыми для ведения бизнеса, сотрудники компаний на служебных авто и вахтовики, которым теперь придется устанавливать тахографы. При этом, изменения не коснутся международных перевозчиков, водителей государственных, военных, охранных, служебных и специализированных автомобилей.

Нормы труда и отдыха водителей внесли в ПДД

Новые нормы работы водителей

Согласно Постановлению №424, нормы работы и отдыха (режим труда) водителей теперь выглядят следующим образом:

  • максимальная продолжительность нахождения за рулем – 4.5 часа (допускается превышение на 1 час);
  • максимальная продолжительность нахождения за рулем в сутки – 9 часов (дважды в неделю допускается 10 часов) или 11 часов, если нужно доехать до стоянки;
  • максимальная продолжительность нахождения за рулем в неделю – 56 часов (две недели – 90 часов);
  • перерыв между периодами непрерывного управления авто – 45 минут (либо дважды — 30 и 15 минут);
  • минимальное время отдыха в сутки – 11 часов (допускается 9 часов трижды за неделю);
  • минимальное время отдыха в неделю – 45 часов.

Режим труда может быть нормированным (работа по четко определенным по времени сменам), разрывным (периодами с перерывами при неравномерности перевозок) или ненормированным (в случае производственной необходимости). Следует понимать, что ненормированный график допускается только с согласия профсоюза, а время работы не должно превышать 9 часов в сутки, 56 в неделю или 90 часов в течение двух недель.

Согласно ФЗ№196, контролировать соблюдение этих нормативов должен работодатель или владелец бизнеса, для чего утверждаются Правила внутреннего трудового распорядка и график работы водителей. Установленные правила затем отражаются в трудовом договоре, где четко прописывается режим работы, график работы и условия оплаты для каждого рабочего графика.

Соблюдение установленных нормативов труда и отдыха водителей контролируется сотрудниками ГИБДД и транспортной инспекции (проверка показаний тахографа). Несоблюдение нормативов труда и отдыха, а также отсутствие тахографа на машине – это административное Правонарушение (11.23 КоАП РФ).

Важно! За нарушения рабочего графика водителя (превышено время непрерывного управления, суммарное время работы, отсутствие сменщика в ночное время, отсутствует график работы) предусмотрены штрафы – 1500-2000 рублей (водитель), 7000-10000 рублей (должностное лицо), 15000-25000 рублей (ИП) или 20000-50000 рублей (юридическое лицо).

Рабочее время водителей

Водитель не может постоянно находиться за рулем, и его рабочее время включает не только управление автомобилем. Обычно смена представляет собой:

  • время за рулем авто;
  • обязательные специальные перерывы между периодами управления машиной;
  • время, не связанное с управлением авто.

В периоды, когда водитель не за рулем и не отдыхает, он тратит время на предрейсовый осмотр ТС и личный медосмотр до и после поездки, заправку автомобиля, стоянку под загрузкой, устранение неисправностей, простой по вине работодателя.

Важно! Если водитель по договору работает 8 часов в смену, то время управления авто (не более 4:30 часа непрерывно), специальные перерывы (45 минут, или 30 и 15 минут) и время не за рулем должны укладываться в эту восьмичасовую рабочую смену. Простой не по вине водителя специальным перерывов не считается.

Кроме того, согласно новым правилам труда и отдыха, в рабочее время теперь не засчитывается время, когда автомобилем управляет сменщик водителя, и время охраны груза.

Нормы труда и отдыха водителей внесли в ПДД

Учет рабочего времени водителя

Водитель, согласно трудовому договору, не может выполнять свои служебные обязанности, если в организации работодателя отсутствует график работы. Поэтому график – документ обязательный, составляется ежемесячно и содержит подробную информацию о количестве рабочих дней и выходных, времени рабочих смен, отдыха и перерывов на питание.

График работы водителя является важным элементом системы учета рабочего времени сотрудника и начисления заработной платы. На сегодняшний день существует два типа учета:

  • Ежедневный – учитывается количество отработанных дней в неделю и установленных законодательством часов работы в день (стандартная 40-часовая неделя по 9 часов за рулем + допустимые 10 часов дважды в неделю). Учитывается не количество часов управления авто, а количество часов нахождения на рабочем месте.
  • Суммированный – учитывается длительность рабочего дня (количество отработанных часов) за месяц. Длительность рабочего дня не должна превышать 10 часов.         

Возможен ли 12-часовой рабочий день? Да, в некоторых случаях это допускается, если:

  • необходимо доехать до места стоянки или закончить срочную перевозку;
  • водитель работает на автомобиле Скорой помощи, такси, почтовой, коммунальной, связной, аварийной, инкассаторской и некоторых других служб, а также при вахтовой работе;
  • водитель управляет городским или пригородным автобусом.

Полностью ненормированный график работы разрешен для водителей машин МЧС, МВД, аварийно-спасательной службы, ведомственной охраны, геологоразведочных партий, органов власти и самоуправления, а также при международных перевозках. Ненормированное рабочее время в течение суток может иметь любую продолжительность, но не должно превышать 40 часов в неделю.

Пример расчета рабочего времени водителя

Рабочее время водителя рассчитывается с учетом всех видов деятельности в течение смены (время за рулем + время не за рулем + специальные перерывы):

Вид деятельности Фактическое время Рабочее время
Управление транспортным средством 4 часа 4 часа
Второй водитель на рабочем месте, но не за рулем 4 часа 2 часа (минимум 50%)
Предрейсовый медосмотр 15 минут 15 минут
Охрана груза и автомобиля 2 часа 36 минут (минимум 30%)
Отдых от управления автомобилем 20 минут 20 минут

Важно! Если у водителя в течение рабочей 8-часовой смены есть обязательный обеденный перерыв, то специальные перерывы каждые 4 часа 30 минут ему не требуются.

Нормы труда и отдыха водителей внесли в ПДД

Отдых водителя

Отдых водителя – время между рабочими периодами, сменами (рабочими днями) и рабочими неделями, а также основной и дополнительный (при ненормированном рабочем дне) отпуск.

Согласно правилам, продолжительность каждого вида отдыха выглядит следующим образом:

Вид отдыха Продолжительность
Перерыв на отдых и питание в течение рабочего дня От 30 минут до 2 часов.
Ежедневный (междусменный) отдых Минимум в 2 раза дольше рабочей смены (иногда – не менее 9 часов)
Еженедельные выходные дни Минимум 42 часа непрерывно.
Ежегодный отпуск Минимум 28 календарных дней (+3 дня при ненормированном графике работы).
  • Ежедневный перерыв на отдых и питание – 0.5-3 часа, или два перерыва суммарно от 0.5-2 часа при рабочем дне более 8 часов.
  • Ежедневный отдых между сменами – непрерывный отдых продолжительностью в 2 раза больше, чем предшествующая рабочая смена (включая время обеда), либо не менее 11 часов (трижды в неделю допускается 9 часов).
  • Выходной день (еженедельный отдых) – 1-2 дня при непрерывности отдыха не менее 42 часов. Количество выходных должно быть не меньше, чем полных недель в месяце, но их порядок в неделе устанавливается индивидуально.
  • Ежегодный отпуск – минимум 28 календарных дней + 3 дополнительных дня при ненормированном рабочем графике + 7 дополнительных дней при работе во вредных или опасных условиях.

Точная продолжительность разных видов отдыха водителя определяется Внутренними правилами организации и графиком рабочего времени сотрудников.

Особенности режима труда и отдыха отдельных категорий водителей

Некоторые категории водителей имеют несколько отличный от общепринятого режим труда и отдыха.

  • Водители такси не могут иметь ненормированного рабочего дня, а в учет его рабочего времени дополнительно входят время на прием и сдачу автомобиля сменщику, неизбежные простои между выполнением заказов и ухода за машиной после смены.
  • Водители грузовых авто и автобусов в вопросах труда и отдыха руководствуются п.26 ПДД: непрерывное время за рулем  не более 4.5 часа (перерыв 45 минут), время за рулем в сутки не должно превышать 9 часов (дважды в неделю можно по 10 часов), за неделю — не более 56 часов и за 2 недели – не более 90 часов. При этом, в горной местности водитель автобуса длиной более 9.5 метров или тяжеловесного грузовика с крупногабаритными грузами может непрерывно управлять авто не более 8 часов.

Отдельная тема — водители городских и пригородных автобусов. Они могут непрерывно находиться за рулем 5 часов (перерыв 2-3 часа и в первые 4 часа специальные перерывы по 15 минут). Перерыв между сменами в рабочее время не учитывается и не включает перерыв на прием пищи.

  1. Это законно, если режим работы водителя отличается от режима работы остальных сотрудников компании?

Да, это допустимо, так как у водителя транспортного средства своя специфика работы и свой круг обязанностей. Но если режим труда и отдыха отличается, этот факт обязательно должен быть прописан в Правилах внутреннего распорядка организации и трудовом договоре, а водитель должен быть под роспись ознакомлен со своим графиком работы.

  1. Почему учет рабочего времени ведется двумя способами?

Потому, что в разных организациях водители имеют разный график работы и режим труда и отдыха. При стандартных трудовых сменах одинаковой продолжительности, рабочее время водителя учитывается поденно (тахограф + путевые листы).

Если режим работы нестандартный (например, дальние перевозки или срочные выезды), то в разных днях водитель может работать разное число часов, не соблюдая дневную норму, и необходимо использовать суммированный учет (число рабочих часов в месяц).

  1. Как соблюдать рабочий режим водителю, если на автомобиле не установлен или неисправен тахограф?

Согласно новым требованиям к режиму труда и отдыха водителя, для большинства водителей езда без тахографа запрещена. Согласно ФЗ№196, работодатель обязан обеспечить автомобиль приборами учета. Если сотрудники ГИБДД обнаружат отсутствие тахографа, то водитель и его работодатель будут оштрафованы согласно 11.23 КоАП РФ.

Если же тахограф сломался в пути, то водитель имеет право управлять авто, но ехать должен только на базу или в СТО для ремонта (на ремонт дается не более 7 суток).

  1. Можно ли оплатить со скидкой Штраф ГИБДД за нарушение режима труда и отдыха?

Нет. Этот штраф оплатить с 50%-ной скидкой не получится – придется платить полную сумму штрафа. Внести платеж можно на официальных интернет-ресурсах ГИБДД, Ространснадзора или Госуслугах.

Нормы труда и отдыха водителей внесли в ПДД

В заключении отметим, что несоблюдение режима труда и отдыха водителей опасно, так как усталость часто ведет к потере концентрации и тяжелым ДТП с жертвами.

Читайте также:  Обновились контрольные соотношения по 6-НДФЛ для отчетности в 2023 году

Поэтому ГИБДД внимательно следит за тем, чтобы участники дорожного движения садились за руль отдохнувшими и строго соблюдали требования законодательства — обязательно делали перерывы каждые 4.

5 часа нахождения за рулем как минимум на 45 минут.

В каждой организации, нанимающей водителей на работу, должны существовать Правила внутреннего распорядка и график работы водителей, которые должны быть отражены в трудовом договоре и соответствовать трудовому законодательству и требованиям ПДД. Несоблюдение режима труда и отдыха водителей – это административное правонарушение, которое моет быть зафиксировано по тахографу и наказывается серьезными штрафами.

Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года — Блог МониторингАвто

Нормы труда и отдыха водителей внесли в ПДД

  • С 1 января 2021 года считать рабочее время водителей нужно будет по новым правилам. Разбираемся, что изменится и к чему готовиться перевозчикам:
  • В октябре Минтранс внесло в правила расчёта рабочего времени водителей ряд изменений. Согласно Приказу №424, новые правила распространяются на:– работодателей (организации и ИП)
  • – ИП, управляющих автомобилями самостоятельно (иными словами «частников»).
  • Важно отметить: обновлённые правила не затрагивают международные автоперевозки и водителей, перемещающихся по территории предприятия, не выезжая на дороги общего пользования.

Правила расчёта рабочего времени водителя: что изменилось?

Согласно новому приказу, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.

Первый перерыв после начала управления автомобилемБыло: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.

Станет: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.

Длительность перерываПерерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.

Продолжительность ежедневной работыЕжедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).

Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.

В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.

Режим труда и отдыха водителей: что еще изменилось?

В соответствии с положениями нового приказа:

– Время перерыва и работы, не связанной с управлением транспортным средством, будет считаться рабочим.

– Время, в течение которого водитель находится в составе экипажа, но не управляет ТС, не будет считаться рабочим, однако тоже должно быть оплачено. Размер выплаты определяется коллективным договором или локальным актом работодателя.

– Рабочий день водителя может быть разделен на части при условии его согласия.Максимальное время перерыва между частями рабочего дня не должно превышать 5 часов (и 3 часов для водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении).

Новые правила режима труда и отдыха водителей в 2021 году

Регуляторная гильотина добралась до режима труда и отдыха водителей. С 1 января 2021 года уже действует новый порядок, обязательный для организации труда всех водителей, независимо от форм собственности работодателей. В статье расскажем, что изменилось, и как с новыми правилами работать специалистам по охране труда.

Приказ Минтранса №424: новый режим труда и отдыха водителей

Минтранс России утвердил приказ от 16 октября 2020 года № 424. Этот документ отменил действовавший ранее Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Срок действия новых правил ограничен, они будут действовать до 1 января 2027 года.

Важно! Новый порядок утвержден Минюстом России, поэтому каждый руководитель компании, в штатном расписании которой есть водители, обязан следовать новому порядку.

  • Новые правила режима труда и отдыха водителей не распространяются:
  • ✓ на водителей органов государственной и муниципальной власти, ведомственной охраны, автомобили аварийно-спасательных служб, в том числе противопожарной охраны
  • ✓ на международные грузовые и пассажирские перевозки, а также на силовые службы
  • ✓ на внутризаводской промышленный транспорт, не выезжающий за пределы предприятия на дороги общего пользования

На всех остальных работодателей правила распространяются, и об этом необходимо помнить всем, в том числе индивидуальным предпринимателям, даже если они ведут свой бизнес в одиночку. Отдельный раздел посвящен организации труда на вахтовой основе.

Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей в 2021

Новый режим труда и отдыха водителей существенно отличается от отмененного приказа № 15. Поэтому необходимо внимательно изучить приказ № 424 и применять его в работе.

Специалистам по охране труда и руководителям компаний необходимо издать новые распорядительные документы по основным изменениям в режиме труда и отдыха водителей: в своих локальных нормативных актах прописать продолжительность работы, установить специальные перерывы, перерывы для отдыха и питания, а также урегулировать вопросы предоставления отдыха, как ежедневного, так и еженедельного.

Главные изменения в режиме труда и отдыха водителей по приказу 424

Рабочего времени водителей

Из рабочего времени исключили период, когда водитель лично не управляет автомобилем, а находится в кабине и является, по сути, сменщиком, страховкой на случай недомогания другого водителя. То есть новые правила-2021 четко определили, что именно входит в рабочее время:

  • непосредственно управление транспортным средством
  • специальные перерывы
  • текущий ремонт машины на линии
  • ожидание загрузки груза, пассажиров
  • ожидание приезда станции технического обслуживания
  • предрейсовый и послерейсовый медосмотры
  • осмотр технического состояния автомобиля механиком гаража

Обратите внимание! Нельзя исключать из рабочего времени простой по вине работодателя или третьих лиц. А вот простой по вине самого водителя из рабочего времени должен быть исключен.

В рабочее время больше не включают время, когда водитель сам осуществляет охрану груза или автомобиля при поломке: водитель не может бросить машину и товарно-материальные ценности, так как отвечает за них. Поэтому работодатель обязан оплачивать это время так, как это установлено в коллективном договоре, или в другом локальном нормативном акте.

Входит в рабочее время Не входит в рабочее время
Текущий ремонт ТС Охрана ТС
Ожидание загрузки-выгрузки Сопровождение перевозки в качестве сменного водителя
Медосмотры (предрейсовый и послерейсовый) Простой по вине водителя
Осмотр ТС перед выездом и после возвращения с линии

Продолжительность рабочего времени

Согласно Трудовому кодексу, нормальная продолжительность работы водителей должна быть не более 40 часов в неделю. Сам работодатель по согласованию с представительным органом работников, а при изменениях – в дополнительном соглашении к трудовому договору, прописывает конкретную продолжительность смены, не превышающую норму ТК РФ.

Пример

Зачастую происходят ситуации, когда из-за дорожных пробок или других обстоятельств, водитель управляет транспортным средством больше установленной продолжительности смены. В этой ситуации допускается ввести суммированный учет рабочего времени. Однако сделать это можно только заручившись поддержкой представительного органа работников.

Коллеги возразят, что не в каждой организации, а уж тем более у ИП есть такие представители работников.

В этом случае необходимо согласовать режим суммированного учета с представителями трудового коллектива – с самими водителями на собрании, например.

Без обсуждения с трудовым коллективом вводить новый режим труда и отдыха не допускается. Это требование указано в пункте 5 Приложения к приказу Минтранса №424.

Нормы труда и отдыха водителей внесли в ПДД

  1. При суммированном учете рабочего времени работнику можно установить, например, смену 10 часов, и ее можно продлить в исключительной ситуации – если рейс не закончен, а работнику нужно отдохнуть, добраться до места организованной стоянки.
  2. Не запрещено ввести 12-часовую смену для водителей городского транспорта, медицинских организаций, коммунальных служб, вахтовиков, а также личных водителей руководителя организации.
  3. Разделение рабочего времени

По новым правилам, теперь рабочее время лиц, управляющих ТС, можно разделить на несколько частей (пункте 7 Приложения к приказу Минтранса №424). В отмененном приказе № 15 такого послабления не было, за исключением водителей общественного транспорта.

Пример

Допустим, водителю установили разбить смену на части. До перерыва работник обязан отработать пять часов минимум. Перерыв не может превышать 5 часов для всех водителей, и 3 часа – для водителей, управляющих общественным, в том числе и пригородным транспортом.

Ненормированный рабочий день

По новым правилам, такой режим труда можно установить только для отдельных категорий работников. Например, нельзя установить ненормированный рабочий день для таксистов. И опять же настаиваем: нельзя вводить ненормированный режим без согласования с представительным органом работников. Поэтому, не нарушайте право, если вводите режим труда и отдыха водителей.

Что нужно учитывать при организации работы водителя:

  1. Водитель может находиться за рулем 9 часов в смену. Допускается увеличить это время на 1 час, но не реже 2 раз в неделю если для этого есть уважительная причина, например, чтобы закончить поездку или проехать к месту отдыха
  2. Запрещается трудиться за рулем более 56 часов
  3. В течение 2 недель подряд работник не должен находиться за рулем более 90 часов, в противном случае, работодатель попадет на крупный штраф, также как и водитель, если он знал, что в его организации разработан режим труда и отдыха, но проигнорировал его.

Специальные перерывы

В новых правилах, утвержденных приказом Минтранса №424 конкретизировали специальные перерывы для водителей:

  • перерыв на обед, не включаемый в рабочее время, не менее 30 минут и не более 2 часов
  • специальный перерыв через каждые 4,5 часа управления ТС. Продолжительность – не менее 45 минут

Ежедневный отдых водителя

Новые правила урегулировали время ежедневного отдыха водителя. Теперь работники должны отдыхать вдвое больше, чем работали накануне. Например, если водитель отработал за рулем девять часов, после этого ему положен отдых 18 часов. Проверяющий из надзорного органа посмотрит табель и путевые листы.

Еженедельный отдых водителя

Кроме ежедневного отдыха, новыми правилами прописан еще и еженедельный отдых. Каждую неделю водитель должен отдохнуть в общем итоге не менее 45 часов. Какой конкретно день выходной, должно, как минимум, следовать из правил внутреннего распорядка.

Читайте также:  Медработникам утвердят новые правила начисления зарплаты

Как накажут компанию, если не соблюдать новый режим труда и отдыха водителей

Отвечать за неисполнение нового приказа будет не только работодатель, но и сам водитель. Административная ответственность водителей, работодателей и ответственных должностных лиц за нарушение режима труда и отдыха предусмотрена статьей 11.23 Кодекса об административной ответственности.

К ответственным должностным лицам относятся: руководитель организации, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, а также ответственный за техническое состояние транспортного средства и диспетчер.

Нарушение Санкция Кто оплачивает штраф
Управление транспортным средством без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха Штраф на водителя в размере от 3000 до 5000 рублей Сам водитель, если он был должным образом ознакомлен с локальным нормативным актом, устанавливающим режим труда и отдыха
Несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха Штраф:

  • ·         на водителя в размере от 1500 до 2000 рублей;
  • ·         на должностных лиц от 7000 до 10 000 рублей;
  • ·         на ИП от 15 000 до 20 000 рублей;
  • ·         на юридическое лицо от 20 000 до 50 000 рублей
Водителя оштрафуют только если в организации разработан и утвержден режим труда и отдыха.В остальных случаях ответственность будет нести только работодатель

Обратите внимание! Работодателю запрещено оплачивать штрафы вместо водителя. Водитель в данном случае является гражданином, и должен выплачивать административный штраф лично, со своих счетов. Согласно ч. 1 ст. 32.

2 КоАП РФ административный штраф должно оплатить лицо, привлеченное к административной ответственности в срок не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Если работодатель компании может каким-либо образом, как правило, из прибыли, возместить работнику его потери, то для бюджетных организаций подобное действие является нецелевым использованием, и ни один главный бухгалтер не пропустит такое нарушение.

Режим работы (труда и отдыха) водителя: новые правила 2022

  • Главная ›
  • Статьи ›
  • Режим работы (труда и отдыха) водителя: новые правила 2022

Режим труда и отдыха водителей автомобилей был существенно изменен Приказом Минтранса России № 424. Новые правила будут применяться до конца 2026 года.

Особенности режима труда и отдыха водителей в 2022 году будут рассмотрены в нашем материале.

Новые правила затрагивают работающих по найму водителей автомобилей и ИП, самостоятельно управляющих автомобилем в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Изменения не относятся к водителям автомобилей, занятых в таких сферах:

  • обслуживание органов государственной власти;
  • междугородние перевозки;
  • ведомственная охрана;
  • оперативно-розыскная деятельность.

Также исключением являются водители скорой помощи и пожарных автомобилей, водители-военнослужащие и др. Исчерпывающий перечень водителей, которых не затронули нововведения, приведен в п. 1 Приложения к Приказу Минтранса № 424.

В соответствии с новым Приказом Минтранса режим труда и отдыха водителей претерпел немало изменений, в частности:

  • Расширен перечень водителей, которым разрешено не соблюдать утвержденные требования. А вот водители, входящие в состав вахтовых бригад, теперь смогут работать только по общепринятым правилам. Для них необходимо составлять график работы и придерживаться установленного режима труда и отдыха водителей в 2022 году.
  • Отменены ограничения рабочего времени для 5-ти и 6-дневной рабочей недели (8 и 7 часов в день соответственно). В Приказе Минтранса о режиме труда и отдыха водителей указано только общее ограничение — продолжительность рабочей недели может составлять не более 40 часов.
  • Максимально допустимое время управления автомобилем — 9 часов в день. При необходимости водитель транспортного средства сможет увеличивать его до 10 часов, но это можно делать не более 2 раз в неделю. Еще на 2 часа можно увеличить время движения, чтобы завершить перевозку или доехать до места стоянки.
  • Отменен суммированный учет на период до 6 месяцев. Обновленный режим работы труда и отдыха водителя предусматривает, что теперь продолжительность периода для суммированного учета всегда будет составлять 1 месяц. Но если профсоюз даст одобрение, этот период может быть увеличен до 3 месяцев.
  • Теперь можно разделять смену на части, перерыв между которыми должен наступить не позднее чем через 5 часов после того, как водитель приступил к работе. Но это допускается только с согласия водителя и после получения одобрения профсоюзного органа. Время перерыва между частями рабочего дня не входит в рабочее время водителя.
  • Водители должны отдыхать не менее 45 часов в неделю (ранее было 42 часа).
  • Минимальная продолжительность ежедневного отдыха для водителей, по отношению к которым применяется суммированный учет рабочего времени, в 2022 году составит 11 часов вместо 12.

Применение тахографов

В 2022 году режим труда и отдыха водителя по тахографу будет полностью совпадать с режимом, который утвержден для остальных групп водителей. 

Тахографы применяются для непрерывной регистрации данных о скорости и маршруте движения, продолжительности управления автомобилем и отдыха водителя. Требования к тахографам регламентируются Приказом Минтранса России № 440, их необходимо учитывать при разработке графика работы.

Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей

Проверка режима труда и отдыха водителей осуществляется сотрудниками ГИБДД, а также представителями Ространснадзора и Роструда. Они имеют право останавливать транспортные средства не только на постах, но и на дорогах.

Для того, чтобы контроль режима труда и отдыха водителей был проведен в соответствии с законодательными нормами, проверяющие органы должны быть снабжены системами учета и контроля, которые позволят в автоматическом режиме проанализировать данные с тахографов.

Ответственность для нарушителей режима

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей. Отвечать придется и водителям, и их работодателям. Размер штрафа указан в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:

  • для водителей – 1,5-2 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 7-10 тыс. руб.;
  • для ИП – 15-25 тыс. руб.;
  • для юрлиц – 25-50 тыс. руб.

Кроме того, работодателям и ответственным должностным лицам будут грозить штрафные санкции в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства. Нужно отметить, что штраф за режим труда и отдыха водителей организации и должностные лица будут уплачивать только в том случае, если они утвердили график работы с нарушением законодательных норм.

Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2022 году

Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:

  • Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
  • Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.

В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:

  • управление автомобилем;
  • специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
  • выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.

Таковы особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей, действующие в 2022 году. Нормальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов.

При этом в Приказе № 424 отсутствует строгое требование работать по 8 или 7 часов в день.

Допускается, чтобы количество рабочих дней и их продолжительность изменялись, но при этом должен соблюдаться режим труда и отдыха водителя автобуса или иного транспортного средства.

 Дистанционный медосмотр водителей

Таблица режима труда и отдыха водителя на 2022 год с учетом внесенных новшеств представлена ниже.

Нормы труда и отдыха водителей в 2022 году

Показатель Ежедневный учет рабочего времени Суммированный учет рабочего времени
Продолжительность еженедельного рабочего времени 40 часов Учетный период должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях — не более 3 месяцев.
Продолжительность смены Может меняться при условии, что соблюдена указанная еженедельная норма времени.
  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Возможно увеличение максимальной длительности рабочего дня на 2 часа до 12 часов. Но это возможно только если:

  • необходимо завершить перевозку;
  • водитель следует к месту стоянки.
Максимальная суммированная длительность перерывов, устанавливаемых между частями смены Для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3 часов; Для прочих водителей – не более 5 часов.
Ненормированный рабочий день
  • Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
  • Общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 последовательные календарные недели.
  • Превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха.
Еженедельный отдых 45 часов Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха. 45 часов
Возможность сокращения еженедельного отдыха Работодатели имеют право сокращать время еженедельного отдыха до 24 часов 1 раз в течение двух идущих подряд недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.
Ежедневный отдых Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов. Возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3 раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха. Допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3 часов, а последняя – не менее 9 часов.
Перерывы для отдыха и питания Перерыв для отдыха и питания предоставляется в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2 часов. Если водитель управляет транспортным средством в течение 4 часов 30 минут, по окончании этого периода водителю нужно предоставлять специальный перерыв длительностью 45 минут. При этом отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.
Читайте также:  Использование материнского капитала на покупку земельного участка

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

© 2006 — 2022 Все права защищены.

При полном и частичном использовании материалов, активная ссылка на spmag.ru обязательна, при условии соблюдения правил перепечатки.

Режим отдыха водителей: изменения с 2021 года (приказ Минтранса от 16.10.2020 № 424)

Классификация рабочего времени и периодов отдыха для водителей транспортных средств аналогична той, что приведена в ст. 329 ТК РФ. Однако нужно учитывать, что период исполнения обязанностей водителя, помимо времени непосредственного управления транспортным средством, включает и другие виды времени занятости.

Для всех компаний обязательно предоставлять отдых для водителя. И норму отдыха контролируют проверяющие органы.

Главное отличие периодов отдыха от рабочего времени в том, что:

  • сотрудник освобождён от исполнения должностных функций;
  • водитель вправе использовать это время по своему усмотрению.

Нормы отдыха для водителей с 2021 года

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также условий труда водителей автомобилей с 2021 года утверждены приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Их применяют для организации работ транспортного персонала.

Согласно новому положению, обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня.

При длительности рабочего дня более 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. При этом каждый из них не может быть менее 30 минут.

  • Как и по другим сотрудникам, порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
  • Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня).
  • При суммированном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. В некоторых случаях допустимо отклонение его продолжительности:
  • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.

Если водители работают в составе экипажей, они не могут дробить отдых и обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.

Каждую неделю с 2021 года водитель должен отдыхать не менее 45 часов. И предоставлять это свободное время нужно не позднее чем на 7-й день после окончания предыдущего времени недельного отдыха.

Допустимо сокращать время еженедельного отдыха, но не более чем до 24-х часов не чаще 1 раза в 2 недели. При этом недополученное время необходимо использовать в течение 3-х недель после этого. Оно может быть присоединено к другому ежедневному либо еженедельному отдыху.

Контроль и ответственность за соблюдение нормы отдыха для водителей

Для транспортных средств, на которых должно быть установлено соответствующее оборудование, можно контролировать режим работы и отдыха водителей по тахографу (приказ Минтранса России от 26.10.2020 № 438).

В настоящее время подобными устройствами должны быть оснащены:

  • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн;
  • автобусы.

С помощью тахографов проверяющие органы (ГИБДД, Роспотребнадзор, Роструд) могут выявлять нарушение режима труда и отдыха водителя и применять к нарушителям соответствующие санкции.

В качестве наказания для работодателя применяют административные штрафы – согласно ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ. За нарушение труда и отдыха водителей они составляют:

  • для водителя – от 1500 до 2000 руб.;
  • для должностных лиц нанимателя – от 7000 руб. до 10 000 руб.;
  • для ИП – от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для организаций – от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Новые правила ПДД с 2020 года для водителей грузовиков и автобусов: за рулем – не более 4.5 часов

В Правила дорожного движения внесены важные поправки, закрепляющие количество часов, в течение которых за рулем могут находиться водители грузовых автомобилей и автобусов. Соответствующие поправки подписал председатель правительства Дмитрий Медведев.

Речь идет о давно обсуждаемом внесении в ПДД уточняющего раздела для водителей-профессионалов, в котором будут прописаны нормы времени управления транспортным средством и отдыха, которое должны соблюдать физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, а также автобусов.

С официальным текстом постановления от 20 декабря 2019 года № 1733 можно ознакомиться здесь

Что именно меняется для водителей большегрузов и автобусов? Как теперь нужно будет отдыхать и сколько ехать? Давайте разберемся с этими насущными вопросами, изучив документ, вносящий изменения в Правила дорожного движения.

Вопрос/Ответ

Какие изменения вносятся в ПДД?

Несмотря на то что в Законе «О безопасности дорожного движения» прописаны требования для водителей соблюдать режим труда и отдыха, а соответствующие транспортные средства оборудуются приборами, отслеживающими данный вид нарушений, – так называемыми тахографами, четкой инструкции, прописывающей режим труда и отдыха, не было.

Напомним, что с 1 ноября 2019 года устанавливать тахографы на свои грузовики будут обязаны физические лица (сейчас это распространяется на юрлиц и ИП). А через год, с начала июля 2020, тахографы, в том числе, будут ставить и на городские автобусы.

По крайней мере, достаточно конкретно для того, чтобы и водители понимали, когда уже хватит крутить руль, и контролирующие органы имели более четкий и проработанный инструментарий и основания для проверок. Напомним, что тахографы, в частности, имеют право проверять сотрудники ДПС.

Почему эти изменения вносят именно в ПДД?

Конечно, их можно было бы закрепить в одном из многочисленных приказов или инструкций, но изменение настолько важно для безопасности на дорогах, что законодатель решил его прописать не где-нибудь, а в самом главном документе для всех водителей – Правилах дорожного движения. Разночтений по поводу нарушения установленных правил в этом варианте не будет, и им придется следовать четко: от и до.

А чтобы при обучении в автошколе и поисках в Правилах нормы водителям-профессионалам было легче ориентироваться, в ПДД тема выделяется отдельным пунктом под номером 26. Что еще раз подчеркивает всю важность внесенной нормы.

Сколько согласно новым правилам может находиться за рулем водитель?

  • Итак, пункт 26 Правил предписывает:
  • управлять ТС без остановки на отдых не более 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством;

далее обязательно должен следовать 45-минутный отдых. При этом заметим, что перерыв на отдых должен быть не менее этого периода времени. Все это будет отражаться в записи тахографа, поэтому несоблюдение норм, являющееся нарушением, может быть легко выявлено и выписан штраф.

Перерыв на отдых отсчитывается с момента начала управления транспортным средством или с момента начала очередного периода управления транспортным средством;

Законодатель также предусмотрел, что 45-минутный период можно разбить на части. То есть в течение 4.5 часов можно будет остановиться один раз минимум на 15 минут, а после первого периода движения остановка должна продлиться не менее 30 минут.

Для того чтобы не было разночтений, в постановлении прописано следующее:«Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут».

Какое время можно управлять автомобилем водителю-профессионалу?

Время управления транспортным средством не должно превышать:9 часов в сутки;56 часов в течение календарной недели;90 часов в течение 2 календарных недель.

Возможно ли проехать за рулем более 9 часов без штрафа?

Это допускается – за рулем можно находиться до 10 часов, но делать так можно не более 2 раз в течение календарной недели. Законодатель понимает, что нормальное и безопасное место для стоянки дальнобойщики могут найти не всегда, поэтому дали определенный коридор для действий. А чтобы этой преференцией водители не пользовались на постоянной основе, ограничили их в течение недели.

Что если не получается найти место для стоянки?

И еще пару слов о поисках стоянки. При отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения, с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха.

Период превышения времени нахождения за рулем при поисках стоянки после 4.5 часов в дороге составляет 1 час;Если после 9 часов управления в сутки отыскать место для стоянки не получается, для поисков предусмотрено 2 часа.

Сколько положено отдыхать, и как это закреплено в новом пункте ПДД?

Водитель должен отдыхать от управления ТС не менее 11 часов в сутки (ежедневный отдых) и не менее 45 часов в течение 6 суток (еженедельный отдых).

Можно ли отдыхать меньше?

  1. Допускается сокращение ежедневного отдыха до 9 часов, «но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха».

  2. Недельный отдых можно сократить до 24 часов, но делать это можно не чаще одного раза в две недели.

  3. Более того, сэкономленное на отдых время должно быть отгуляно в течение последующих трех недель.

Какой предусмотрен штраф за нарушение?

  • В соответствии с частью 3 статьи 11.23 КоАП за нарушение периода труда и отдыха установлены следующие штрафы:
  • На водителя – в размере от 1.5 тысяч до 2 тысяч рублей;на должностных лиц — от 7 тысяч до 10 тысяч рублей; на ИП – от 15 тысяч до 25 тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 тысяч до 50 тысяч рублей
  • Отметим, что за превышение лимитов режима труда, а также отсутствие тахографов или их неисправность на грузовых автомобилях будут наказывать, в том числе, ИП (индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц (компании), а не только водителей, как было раньше.

Как будет проходить проверка, если на автомобиле свыше 3.5 тонн не установлено тахографа?

В теории, должностное лицо может использовать любые фактические данные (свидетельские показания, показания камер видеонаблюдения). Но такое вряд ли будет происходить – слишком велика вероятность ошибки и судебных тяжб для уполномоченных следить за безопасностью дорожного движения сотрудников.

Когда постановление вступает в силу?

С января 2020 года.

Настоящие положения применяются к физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3.5 тонны, и автобусов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *