Минфин РФ подготовил рекомендации о проведении госзакупок во время нерабочих дней (с 30 марта по 3 апреля), введенных соответствующим указом президента РФ Владимира Путина, говорится в сообщении на сайте министерства.
В официальном письме участникам контрактной системы, также размещенном на сайте ведомства, Минфин рекомендует перенести или отменить те или иные этапы проведения закупок, в которых сроки исчисляются только рабочими днями.
Так, по оценке министерства, переносу на рабочие дни подлежат сроки подачи заявок (при условии, что они исчисляются рабочими днями – ИФ), которые истекают в нерабочие дни.
Необходимость такого переноса сроков Минфин объясняет тем, что, согласно нормам закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), заказчики должны обеспечить минимальный, предусмотренный 44-ФЗ, срок подачи заявок.
При этом министерство отмечает, что если в подобных закупках (требующих переноса сроков подачи заявок) истек срок, в течение которого заказчик мог вносить соответствующие изменения, то следует отменить процедуру определения поставщика, ссылаясь на пандемию коронавирусной инфекции как на обстоятельство непреодолимой силы.
Также переносу на рабочие дни подлежат даты подачи окончательных предложений о цене контракта (при проведении открытых конкурсов в электронной форме и электронных аукционов).
В письме Минфина отмечается, что имеются закупки, сроки проведения которых (их отдельных этапов – ИФ) переносу на рабочие дни не подлежат.
К ним министерство отнесло электронные аукционы, в конкурсную документацию которых включена проектная документация.
Срок проведения таких аукционов должен оставаться неизменным, даже если он приходится на нерабочие дни – дело в том, что такие аукционы должны проводиться через 4 часа после завершения сроков подачи заявок.
Минфин указывает также, что ряд этапов закупок госзаказчики могут выполнять как в рабочие, так и в нерабочие дни. Речь идет о совершении тех или иных действий по истечению сроков рассмотрения и оценки заявок на участие в закупках (их частей), заключения контракта.
Если эти сроки истекают в нерабочие дни, то согласно статье 193 Гражданского кодекса РФ, формально они оканчиваются в ближайший за ними рабочий день.
Поэтому Минфин считает, что заказчики вправе совершать те или иные действия по соответствующим этапам закупок как в нерабочие, так и в рабочие дни.
Также в письме Минфина отмечается, что те госзаказчики, на которых не распространяется действие президентского указа, могут в течение нерабочей недели не только руководствоваться этими рекомендациями, но и при необходимости проводить срочные закупки любых товаров, работ, услуг у единственных поставщиков.
Минфин объясняет разнообразие своих рекомендаций, в частности, тем, что в 44-ФЗ установлены различные требования к исчислению сроков осуществления тех или иных действий при проведении госзакупок.
Так, например, часть сроков исчисляется исключительно в рабочих днях.
При этом ситуацию усложняет статья 193 ГК РФ, согласно которой, если тот или иной срок истекает в нерабочие дни, то днем окончания срока считается ближайший за ними рабочий день.
В письме Минфина отмечается также, что в течение нерабочих дней Федеральное казначейство будет осуществлять свои контрольные функции «без учета отнесения дней, определенных указом президента РФ, к категории нерабочих дней». Ранее само Казначейство разместило на сайте Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок информацию о том, что в течение нерабочей недели ЕИС будет работать в штатном режиме.
Аналогичные заявления сделали или планируют сделать электронные торговые площадки, отобранные правительством РФ для проведения госзакупок.
В частности, ЭТП «ТЭК-Торг» объявила, что будет обеспечивать проведение торгов в обычном режиме, а автоматизированные средства площадки будут учитывать дни с 30 марта по 3 апреля как рабочие.
О работе в штатном режиме сообщили также «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП, «Росэторг»), «РТС-тендер» и некоторые другие.
Как сообщалось, ранее президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому дни с 30 марта по 3 апреля текущего года были определены, как нерабочие.
При этом в документе указаны организации, на которые эта норма не распространяется.
В их число вошли непрерывно действующие, медицинские и аптечные организации, организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости, а также ряд других.
Кроме того, в течение нерабочей недели свою работу должны продолжать органы власти различных уровней, а также средства массовой информации.
Минфин разъяснил порядок работы в контрактной системе в нерабочие дни в ноябре 2021 (223-ФЗ и 44-ФЗ)
В соответствии с пунктом 1 Указа № 595 дни с 30 октября по 7 ноября 2021 г. являются нерабочими днями.
223-ФЗ и 44-ФЗ
Если срок подачи заявок исчисляется исключительно рабочими днями (например, в случае осуществелния закупок среди МСП) и дата окончания приходится на нерабочий день или включает его, то Минфин рекомендует внести изменения в документацию, извещение и продлить срок подачи заявок чтобы соблюсти сроки, установленные Законом о закупках.
Другие сроки, которые истекают в нерабочие дни, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день. Действия могут быть осуществлены заказчиком и участниками как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день.
Особенности по 44-ФЗ
Если даты проведения торгов, подачи окончательных предложений приходятся на нерабочие дни, то даты будут перенесены на ближайший рабочий день. Данный перенос осуществит оператор ЭТП автоматически.
Даты проведения электронных аукционов, у которых в документацию о закупке включена проектная документация, переносу не подлежат.
Полный вариант документа размещен на официальном сайте Минфина России Письмо «Об осуществлении закупок в нерабочие дни».
Московское УФАС России
В соответствии с пунктом 1 Указа № 595 дни с 30 октября по 7 ноября 2021 г. являются нерабочими днями.
223-ФЗ и 44-ФЗ
Если срок подачи заявок исчисляется исключительно рабочими днями (например, в случае осуществелния закупок среди МСП) и дата окончания приходится на нерабочий день или включает его, то Минфин рекомендует внести изменения в документацию, извещение и продлить срок подачи заявок чтобы соблюсти сроки, установленные Законом о закупках.
Другие сроки, которые истекают в нерабочие дни, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день. Действия могут быть осуществлены заказчиком и участниками как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день.
Особенности по 44-ФЗ
Если даты проведения торгов, подачи окончательных предложений приходятся на нерабочие дни, то даты будут перенесены на ближайший рабочий день. Данный перенос осуществит оператор ЭТП автоматически.
Даты проведения электронных аукционов, у которых в документацию о закупке включена проектная документация, переносу не подлежат.
Полный вариант документа размещен на официальном сайте Минфина России Письмо «Об осуществлении закупок в нерабочие дни».
полная версия статьи
Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса | Контур.Закупки
С марта 2020 года появилось много законодательных нововведений из-за пандемии коронавируса. Рассмотрим, какие изменения в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Изменения в закупках по 44-ФЗ
Можно поменять цену и срок выполнения работ
До конца 2020 года срок и цену контракта допускается менять по соглашению сторон, когда коронавирусная пандемия препятствует выполнению обязательств (ст. 65 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
Для получения отсрочки поставщик должен обосновать задержку письменно.
Обосновать её можно, к примеру решением правительства России или местной администрации, которое вводит режим повышенной готовности в стране или регионе либо официально объявляет распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы.
Однако, менять условия контракта допускается только вместе с пропорциональным изменением его обеспечения:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- когда цена контракта снижается, заказчик обязан вернуть исполнителю часть средств
- если выросли срок или цена контракта, то уже Исполнитель должен выплатить заказчику разницу
- если обеспечением служила банковская гарантия, исполнителю потребуется отозвать старую гарантию и запросить новую
Малому бизнесу разрешили не обеспечивать контракт и гарантийные обязательства
Данное правило действует до конца 2020 года (ст. 64 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Теперь заказчик сам определяет, нужно ли обеспечивать контракт и гарантийные обязательства по закупке, если она отвечает двум требованиям:
- участвуют исключительно малые предприятия (ст. 30 44-ФЗ)
- закупка не предполагает аванс
Пени будут рассчитываться от цены каждого отдельного этапа контракта
Данное изменение также оказалось в числе срочных поправок из 98-ФЗ, однако, крайнего срока оно не имеет, то есть, сохранится и после 2020 года.
Доступно больше закупок у единственного поставщика
У заказчиков появилось право покупать товары, Услуги или работы у единственного поставщика, чтобы:
- предотвратить заражение коронавирусом
- ликвидировать последствия его распространения
Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год
- В чем главное отличие?
- Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ
Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.
В чем главное отличие?
№ 44-ФЗ
Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.
Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.
№ 223-ФЗ
Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.
Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.
Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ
Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.
Кто является заказчиком | |
|
|
Кто поставщик | |
Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых. В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса. | |
Для кого могут установить преимущества | |
Некоторые закупки проводят с преимуществом для:
Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО. |
Установить приоритет могут:
Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров. |
Какими способами проводят закупки | |
|
Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика. Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:
В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении. |
На каких площадках проводят электронные торги | |
Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка. Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru. Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года. | Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою. Закупки публикуют в ЕИС, если
Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ. |
Какая электронная подпись (ЭП) нужна для участия | |
Квалифицированная электронная подпись (КЭП):
Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ). |
Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка. Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП. Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее. Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП). |
Финансовое обеспечение | |
Обеспечение заявки (ОЗ) Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей. В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке. Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки. Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта. Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта. Победитель может предоставить ОИК:
СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ. Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ. Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору. |
Обеспечение заявки В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ. Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:
Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ. Обеспечение контракта В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки. |
Стоимость участия в торгах | |
Победитель закупки платит площадке за победу:
|
В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей. В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить Тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика. |
Антидемпинговые меры | |
Если участник снизил цену больше, чем на 25 %, он предоставляет обеспечение контракта в полуторном размере либо платит обычное обеспечение и подтверждает свою добросовестность исполненными контрактами. | В законе требований нет. Заказчик вправе установить меры против демпинга в положении о закупках. |
Сроки проведения закупки | |
Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта. Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП. | В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него. Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке. |
Изменение и расторжение договора | |
В контрактах по 44-ФЗ нельзя менять существенные условия договора. Подавая заявку, участник соглашается со всеми условиями проекта контракта. Расторгнуть Договор можно: по соглашению сторон, в одностороннем порядке — условия должны быть прописаны в контракте, по решению суда. | Все условия изменения и расторжения контракта заказчик указывает в положении о закупках. |
Какие отчеты составляют заказчики | |
Госзаказчики размещают в ЕИС:
|
Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:
|
Обоснование цены | |
Госзаказчики должны обосновать начальную максимальную цену каждого контракта. | Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта. Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ. |
Требования к образованию сотрудников заказчика | |
|
Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего. Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование. |
Можно ли жаловаться на заказчика | |
В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:
Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней. Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье. |
На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках. Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ). |
сравнение 44-фз и 223-фз 223-фз 44-фз
Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ для чайников, в чем разница между 44-ФЗ и 223-ФЗ
Самым наглядным отличием №44-ФЗ от №223-ФЗ, бросающимся в глаза, становится объем законодательного акта: текст первого закона примерно в 10 раз больше, чем второго. На этом различия между документами не заканчиваются. А потому имеет смысл рассмотреть более внимательно и подробно, в чем состоят основные различия между №44-ФЗ и №223-ФЗ, причем для большей наглядности – в табличной форме.
- Базовые отличия
- Заказчики закупочных мероприятий
- Поставщики товаров или услуг
- Привилегированные участники
- Виды торгов
- Этп для проведения закупок
- Временной регламент закупочных мероприятий
- Способы идентификации участников
- Отчетность, обязательная для заказчиков
- Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика
- Возможность и порядок изменения/расторжения договора
- Процедура обжалования действий заказчика
- Часто задаваемые вопросы
- В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?
- Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?
- На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?
Базовые отличия
№44-ФЗ | №223-ФЗ |
Действие законодательного акта регламентирует закупки, которые проводятся всеми государственными и муниципальными организациями. Положения №44-ФЗ устанавливают жесткие требования к каждому из этапов процедуры.Любое нарушение, допущенное участниками госзакупки предусматривает серьезные санкции, прежде всего – для исполнителей, которые заносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Четкое соблюдение требований закона гарантирует заключение госконтракта и своевременную оплату поставленных товаров или услуг. | Содержит общие правила проведения закупок компаниями с государственным участием. Подробные условия реализации мероприятия разрабатывает сам заказчик. Поэтому торги, проводимые разными организациями, достаточно серьезно отличаются по многим параметрам – от требований к участникам до критериев определения победителя. |
Заказчики закупочных мероприятий
№44-ФЗ | №223-ФЗ |
Заказчиками при проведении госзакупок становятся бюджетные учреждения двух видов – государственные и муниципальные. | Перечень заказчиков для закупок по №223-ФЗ включает:
|
Поставщики товаров или услуг
№44-ФЗ | №223-ФЗ |
Один из немногих пунктов, общих для обоих Федеральных законов. Поставщиками выступают хозяйствующие субъекты, имеющие статус юрлица, ИП или самозанятого. |
Привилегированные участники
№44-ФЗ | №223-ФЗ |
Правила проведения госзакупок предусматривают предоставление различных льгот и преференций следующим категориям поставщиков:
Например, доля закупок у социально ориентированных НКО и субъектов малого предпринимательства должна составлять не менее 15% для каждого государственного заказчика. |
Положения №223-ФЗ устанавливают преференции и льготы двум категориям участников:
Доля последней группы поставщиков должна составлять не менее 20% от ежегодного объема закупок. |
Виды торгов
№44-ФЗ | №223-ФЗ |
Положения ФЗ допускают проведения закупки одним из 10 способов:
|
Федеральный закон требует от заказчика четко прописать формат проведения закупки – конкурентный или неконкурентный. К первым относятся:
Вторые предусматривают закупки у единственного поставщика. Их проведение регламентируется необходимостью соблюдения ряда дополнительных условий.Для проведения закупок с участием представителей малого и среднего бизнеса используются только конкурентные формы торгов и восемь аккредитованных ЭТП. |
Этп для проведения закупок
№44-ФЗ | №223-ФЗ |
Государственные закупки организуются и проводятся на восьми аккредитованных ЭТП (электронных торговых площадках). Их актуальный перечень размещается в свободном доступе на специализированном интернет-ресурсе ЕИС Закупки. Участие в торгах в качестве заказчика и поставщик предусматривает обязательную регистрацию в этой Единой информационной системе. | Организация и проведение закупок осуществляется на полутора сотнях ЭТП. Многие из них созданы ключевыми заказчиками.Как и для предыдущего пункта действует ограничение, касающееся закупок с участием субъектов, отнесенных к малому или среднему бизнесу. Подобные торговые процедуры проводятся исключительно на восьми ЭТП, аккредитованных в соответствии с требованиями №44-ФЗ. |
Временной регламент закупочных мероприятий
№44-ФЗ | №223-ФЗ |
Все процедура проведения государственной закупки, включая сроки каждого из этапов — публикации извещения, приема заявок, их последующего рассмотрения, заключения государственного контракта с победителем – жестко регламентирована положениями Федерального закона. | Сроки проведения каждого из этапов закупки определяет заказчик при разработке тендерной документации. Положения №223-ФЗ регламентируют только самые общие требования к реализации мероприятия, в том числе – в отношении длительности отдельных стадий. |
Способы идентификации участников
№44-ФЗ | №223-ФЗ |
Заявка и ценовые предложения участника госзакупки в обязательном порядке подписываются КЭП или квалифицированной электронной подписью. Других вариантов идентификации поставщика или заказчика Федеральный закон не допускает. | Требования к идентификации поставщика или заказчика устанавливаются внутренними правилами электронной торговой площадки. На законодательном уровне допускается использование разных видов цифровой подписи – квалифицированной (КЭП), квалифицированной с расширением для конкретной ЭТП, неквалифицированной (НЭП). |
Отчетность, обязательная для заказчиков
№44-ФЗ | №223-ФЗ |
Заказчик размещает на интернет-портале ЕИС Закупки следующие виды отчетности:
|
В обязательства заказчика входит размещение на ЕИС Закупки до 10 числа месяца, следующего за отчетным, данных об итоговой стоимости:
По итогам года до 1 февраля следующего размещается еще два отчета:
|
Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика
№44-ФЗ | №223-ФЗ |
Поставщик предоставляет три вида обеспечения:
|
В зависимости от правил проведения закупки возможны два вида обеспечения:
|
Возможность и порядок изменения/расторжения договора
№44-ФЗ | №223-ФЗ |
Основанием для расторжения государственного контракта становится обоюдное согласие сторон. Еще одной причиной подобных действий становится наличие в договоре возможности расторжения в одностороннем порядке. Изменения существенных условий контракта прямо запрещено положениями №44-ФЗ. Урегулирование спорных ситуаций происходит в суде. | Условия, вынесенные в подзаголовок статьи, определяются заказчиком, подробно расписываются в договоре и в обязательном порядке указываются в тендерной документации. |
Процедура обжалования действий заказчика
№44-ФЗ | №223-ФЗ |
Федеральный закон содержит подробное описание процедура подачи жалобы в органы ФАС. Срок для ее составления и подачи – 2 дня. На рассмотрение и принятие решения отводится следующие 5 рабочих дней. | Жалоба на нарушение положений №223-ФЗ или правил тендерной документации на проведение закупки направляется в органы ФАС. Срок рассмотрения – 7 рабочих дней или месяц (при нарушении антимонопольного законодательства). |
Часто задаваемые вопросы
В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?
Первый ФЗ регламентирует, причем очень жестко, порядок проведения закупок на удовлетворение государственных нужд. Второй касается более общих правил реализации закупок, которые проводятся компаниями с серьезным государственным участием.
Намного более строгие требования к участникам закупок содержатся в №44-ФЗ. Это подтверждается и заметно более внушительным, превышающим примерно в 10 раз, объемом законодательного акта.
№44-ФЗ определяется требования к закупочным процедурам, осуществляемым государственными и муниципальными учреждениями. №223-ФЗ регламентирует аналогичные закупки, которые проводятся компаниями, на половину или более принадлежащими государству.
Отличия 44‑ФЗ и 223‑ФЗ по госзакупкам: таблицы сравнения на 2021 год
Отличия 44‑ФЗ и 223‑ФЗ по госзакупкам: таблицы сравнения на 2021 год
Органы власти, а также государственные и муниципальные организации, которые закупают для своих нужд товары (работы, услуги) за счет бюджетных средств, делают это в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ.
Бюджетные учреждения, которые закупают товар (работу, услугу) за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, обязаны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ.
В настоящей статье мы расскажем подробнее, чем различаются эти два закона.
Первое, что бросается в глаза, это объем законов — 44-ФЗ во много раз больше, чем 223-ФЗ. Объясняется это просто. Закон № 44-ФЗ распространяется на закупки всех госзаказчиков и строго регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а поставщикам — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.
Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков
Но в то же время, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.
Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков.
Согласно закону, заказчики самостоятельно разрабатывают собственные положения о закупках, в которых описывают требования к участникам и способы определения поставщика.
В результате участие в закупках по 223-ФЗ является достаточно сложным, так как участникам приходится каждый раз изучать положение о закупках у каждого конкретного заказчика
Все остальные различия по 44-ФЗ и 223-ФЗ приведем для наглядности в сравнительных таблицах.
Кто заказчик и поставщик
Закон № 44-ФЗ | Закон № 223-ФЗ | |
Заказчики |
|
|
Поставщики |
|
|
Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса
Как и где проходят торги
Способ проведения тендера | |
Закон № 44-ФЗ | Закон № 223-ФЗ |
Конкурентные способы:
Закупки по 44-ФЗ проводятся в электронной форме на электронных торговых площадках (ЭТП), перечень которых утверждается Правительством РФ. |
Конкурентный способы;
Электронные процедуры могут проводиться на любой электронной площадке, кроме закупок у субъектов малого и среднего бизнеса (они проводятся только на тех ЭТП, которые используются при закупках по закону № 44-ФЗ). |
Неконкурентный способ:
Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единого поставщика, установлен законом 44-ФЗ (коммунальные услуги, расходы, связанные с командировками сотрудников, аренда помещений и земельных участков и т.д.). |
Неконкурентные способы:
Случаи закупок у единственного поставщика каждый заказчик определяет самостоятельно. |
На каких ЭТП проводятся торги | |
Восемь федеральных ЭТП:
Для работы на площадках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок (ЕИС). Регистрация бесплатна. |
Больше 150 ЭТП. Ограничений по выбору площадки нет. Регистрация может быть платной. Закупки у МСП можно проводить только на ЭТП, отведенных для госзакупок по 44-ФЗ (см. «Госзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года»). |
Какая электронная подпись нужна для участия в торгах
Закон № 44-ФЗ | Закон № 223-ФЗ |
Квалифицированная электронная подпись (КЭП). | КЭП (для работы на восьми ЭТП по 44-ФЗ), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП). |
Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час
Обеспечение исполнения заявки и контракта
Обеспечение заявки | |
Закон № 44-ФЗ | Закон № 223-ФЗ |
В закупках с начальной минимальной ценой (НМЦ) до 1 млн рублей обеспечение может не устанавливаться. В остальных случаях:
Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет. |
Не требуется при НМЦ менее 5 млн руб. При НМЦ свыше 5 млн рублей заказчик может установить размер обеспечения, но не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика. |
Обеспечение контракта | |
От 5 до 30 % от НМЦ (см. «Госзакупки по 44‑ФЗ: как изменились правила обеспечения контрактов с июля 2019 года»). Способ обеспечения выбирает сам поставщик: – внести денежные средства на счет заказчика; – предоставить банковскую гарантию (см. «Реестр банковских гарантий по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ»). Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в онлайн‑режиме Для субъектов малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те субъекты, кто имеет опыт исполнения контрактов. | Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом. Все условия он прописывает в положении о закупке. |
Стоимость участия в тендерах
Закон № 44-ФЗ | Закон № 223-ФЗ |
Плата не взимается со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки. |
В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. В бумажных закупках, как правило, плату за участие не берут. |
Жалобы и расторжение контракта
Обжалование действий заказчика | |
Закон № 44-ФЗ | Закон № 223-ФЗ |
Алгоритм подачи жалобы прописан в 44-ФЗ. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение. | Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного — в течение 1 месяца |
Расторжение контракта | |
Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке (см. «Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ» и «Как расторгнуть госконтракт по соглашению сторон»). Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя. | Заказчик прописывает все условия в своем положении о закупках. |
Ответственность за нарушения
Закон № 44-ФЗ | Закон № 223-ФЗ |
Статьями 7.29–7.32.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за любые возможные нарушения законодательства о закупках. | Ст. 7.32.3 КоАП РФ. Предусмотрена ответственность за очень небольшое число нарушений и только непосредственно закона 223-ФЗ. |
В закладки Поделиться 3 165