Минфин разработал новый порядок оценки заявок по 44-фз

Оценка заявок на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ — это определение наилучшего варианта из всех поступивших предложений путем сопоставления ряда показателей. Для проведения данной процедуры необходимо использовать определенные критерии. Заказчики предварительно прописывают, какие из этих показателей необходимо применить и какая величина их значений считается предельной.

На начальном этапе конкурса заявки проходят проверку на предмет правильности оформления документации и ее соответствия нормативным требованиям. При установлении факта отсутствия какого-либо документа заявка может быть отклонена.

Заказчики не имеют права превышать свои полномочия и самостоятельно устанавливать правила оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ. Они обязаны действовать в соответствии с требованиями законодательства.

Методика оценки конкурсных заявок на участие в закупках и соответствующие критерии регулируются следующими законодательными актами:

  • ст.32 №44-ФЗ;
  • Постановлением Правительства РФ №1085 от 28.11.2013г.

Минимальное количество показателей, используемых для проведения оценки — два, один из которых — цена контракта.

Критерии оценки конкурсных заявок по 44-ФЗ делятся на две категории:

  1. Стоимостные. Это все ценовые характеристики. Например, стоимость контракта, цена товара, затраты на ремонт, стоимость жизненного цикла. Часто заказчики ограничиваются оценкой стоимости договора. Но в случае рассмотрения заявок на поставку оборудования важное значение для экономии средств госбюджета имеет размер затрат на его ремонт и эксплуатацию. Допустимая величина стоимостных критериев установлена на уровне 70% и 60% для поставки товаров и работ/услуг соответственно.
  2. Нестоимостные. Это качество товара, показатели его соответствия требованиям экологических нормативов, квалификация и репутация поставщика, наличие у него необходимого оборудования. Предельная величина нестоимостных критериев 30% и 40% для поставки товаров и работ/услуг соответственно.

Победителем конкурса признается поставщик, предложивший контракт с наилучшими условиями исполнения, оцененными как минимум по двум критериям, а не исключительно самую низкую цену.

В виде исключения, например, для закупки технологически сложных товаров и услуг, возможно утверждение заказчиком дополнительных критериев, не относящихся ни к стоимостным, ни к нестоимостным показателям.

Нововведения

С 09.07.2020г. в силу вступили изменения в ПП №1085, которые коснулись критериев оценки конкурсных заявок на заключение контрактов по проведению работ в сфере строительства.

Нововведения предусматривают применение ограниченного списка критериев оценки заявок, поданных в электронном виде:

  • суммарная стоимость всех государственных контрактов, выполненных конкретным поставщиком;
  • общее количество заключенных и выполненных государственных договоров на поставку соответствующих работ;
  • максимальная стоимость выполненных государственных контрактов.

Цель внесенных изменений заключается в том, чтобы поспособствовать определению победителя конкурса, обладающего высокой квалификацией, обеспечить качественное выполнение работ и полное исполнение контракта, исключить возможность субъективной оценки заявок заказчиком.

Кроме того, данные нововведения направлены на расширение количества поставщиков строительных работ по госзакупкам и исключение коррупционных действий.

Цена договора и стоимость контракта жизненного цикла

Первым и самым важным критерием при оценке заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ является цена контракта и стоимость жизненного цикла. Чем меньше значение данного показателя, тем выше балл, который получает поставщик.

Иногда участники конкурса, желая заплатить за возможность заключения контракта, устанавливают цену ниже нуля. Это не противоречит законодательству и значительно повышает шансы получить максимальный балл и победить в конкурсе.

Расчет данного критерия производится следующим образом:

Минфин разработал новый порядок оценки заявок по 44-ФЗ

  • Затем полученные результаты следует умножить на коэффициент значимости, согласно Приложению к ПП №1085.
  • Пример расчета:
  • допустим, КЗ = 0,7.
  • В таком случае, рейтинг первого поставщика равен 71,43 * 0,7 = 50.
  • Рейтинг второго поставщика равен 100 * 0,7 = 70.

Минфин разработал новый порядок оценки заявок по 44-ФЗ

Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров

Предположим, целью заказчика является закупка оборудования. От марки объекта поставки зависят дальнейшие затраты на его эксплуатацию и ремонт.

Заказчик в содержании конкурсной документации должен отметить, что предстоящие траты в большом размере негативно отобразятся на оценке заявки участников, поэтому лучшим признается вариант поставки с наименьшими затратами в отношении ремонта и эксплуатации объекта договора.

К данному критерию могут прилагаться параметры, которые окажут влияние на результат оценки:

  • полный список расходов по эксплуатации и ремонту закупаемого оборудования;
  • единица измерения соответствующих затрат;
  • срок службы оборудования.

Минфин разработал новый порядок оценки заявок по 44-ФЗМинфин разработал новый порядок оценки заявок по 44-ФЗ

Рейтинг определяется путем умножения полученного результата на коэффициент значимости критерия.

Если данный параметр по всем заявкам имеет равное значение, он исключается из перечня используемых критериев и не участвует в оценке.

Итоговое значение стоимостного показателя рассчитывается путем увеличения результата вычислений цены контракта на полученную величину расходов, связанных с эксплуатацией.

Качественные характеристики

При оценке качественных характеристик могут учитываться следующие показатели:

  • наличие службы контроля качества продукции;
  • проведение экологических мероприятий;
  • уровень технологий, применяемых в производстве;
  • наличие мероприятий, направленных на охрану труда, и соблюдение техники безопасности.

Данный показатель оценивается субъективно. Он вычисляется путем определения средней величины из всех баллов, поставленных членами комиссии.

Квалификация участника

Для оценки квалификации поставщика важны следующие показатели, определенные в количественном выражении:

  • уровень квалификации сотрудников;
  • опыт конкурсанта (количество ранее заключенных договоров на аналогичные поставки);
  • наличие соответствующего производственного оборудования;
  • деловая репутация компании;
  • финансовые показатели, определяемые на основании бухгалтерских отчетов.

Все показатели должны быть подтверждены документально (копии контрактов, дипломов, сертификатов, трудовых книжек/договоров и т.д.).

Пример нестоимостных критериев:

Минфин разработал новый порядок оценки заявок по 44-ФЗ

Согласно ПП №1085, для оценки заявок на участие в открытом конкурсе используется 4 варианта формул или шкал.

Формула, применяемая для вычислений рейтинга с учетом количества предоставленных документов:

Минфин разработал новый порядок оценки заявок по 44-ФЗ

Предельно допустимые нижние и верхние лимиты количественных значений характеристик квалификации:

Минфин разработал новый порядок оценки заявок по 44-ФЗМинфин разработал новый порядок оценки заявок по 44-ФЗ

Шкала считается самым простым методом оценки заявок. Она представляет собой диапазоны допустимых значений критериев в соотношении к баллам.

Минфин разработал новый порядок оценки заявок по 44-ФЗ

Победителем конкурса при любом способе оценки объявляется участник, предложение которого по результатам произведенных вычислений получило наибольший рейтинг.

Опыт как критерий оценки в госзакупках: примеры рискованных требований из споров за 2019 – 2021 годы | Компания права Респект

Минфин разработал новый порядок оценки заявок по 44-ФЗЗакон N 44-ФЗ не дает однозначного ответа на вопрос, какие требования к опыту можно установить для оценки заявок. Допустимы ли условия о том, что учитываются только госконтракты, работы, выполненные за определенный период или на конкретной территории? Об этих и других ситуациях читайте в обзоре.

Оценка опыта исключительно по госконтрактам

АС Дальневосточного округа решил, что заказчик имеет право принимать во внимание только опыт работы по госконтрактам. Это позволяет выбрать наиболее подходящего исполнителя. Требование не препятствует участию в конкурсе и никому не создает преимуществ. Участники без опыта могут конкурировать с другими за счет цены. ВС РФ не стал пересматривать дело.

К аналогичному выводу приходили Пермское и Приморское УФАС.

Однако встречается и противоположный подход. АС Северо-Западного округа и 8-й ААС признавали, что такое условие незаконно, поскольку ставит участников в неравное положение. Суд отклонил довод о том, что заказчик не может проверить, выполнен ли договор по Закону N 223-ФЗ без нарушений.

Учет только контрактов, выполненных без нарушений

ФАС указала: само по себе применение штрафа за нарушение контракта не говорит о том, что у участника нет опыта его исполнения. Требование дает необоснованное преимущество отдельным участникам.

9-ый ААС решил иначе. Данное условие не препятствует участию в конкурсе. Оно направлено на выявление лучшего исполнителя.

Ограничение опыта работы определенной территорией

Заказчик сильно рискует, если учитывает исключительно опыт исполнения контрактов на определенных территориях. Это условие незаконно, поскольку ограничивает конкуренцию. К такому выводу приходили антимонопольные органы, когда в зачет шел только опыт работы:

В последнем случае контролеры привели примеры более ранней судебной практики с аналогичным подходом.

Учет опыта за определенный период

ФАС считает, что календарные рамки для опыта недопустимы. Такой подход применяли, когда заказчики ограничивали как период заключения контракта, так и период исполнения.

Ограничение стоимости исполненных контрактов

Не стоит устанавливать условие о том, что при оценке в зачет идут только контракты и договоры с ценой не ниже определенного значения. Антимонопольные органы усмотрели ограничение конкуренции, когда заказчики отсекали работы с ценой, не превышавшей:

  • 30% от НМЦК – ФАС;
  • 50% от НМЦК – Саратовское УФАС.

Источник: КонсультантПлюс

Минфин разработал новый порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд

Минфин разработал новый порядок оценки заявок по 44-ФЗ

Проект устанавливает порядок оценки заявок, предельные величины значимости критериев оценки заявок, требования к форме порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах, а также особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг (в т.ч. при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению и др.).

Читайте также:  Адаптация персонала в организации 2022

Предлагается признать утратившим силу Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 “Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Планируется, что новое Положение об оценке заявок вступит в силу с 01 января 2022 года.

При проведении аукционов и запроса котировок в электронной форме будет применяться только критерий, предусмотренный подпунктом “а” пункта 3 нового Положения.

Оценка по такому критерию будет осуществляться путем присвоения порядкового номера в соответствии ‎с подпунктом “б” пункта 1 части 5 статьи 49, подпунктом “б” пункта 1 ‎части 3 статьи 50, пункта 1 части 5 статьи 74, подпунктом “б” пункта 1 ‎части 5 статьи 76 №44-ФЗ.

  • При этом положения раздела II нового Положения не применяются.
  • При оценке заявок по опыту работ (услуг) к оценке будут принимать опыт за 5 последних лет ‎до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
  • Также, разработчик НПА устранил пробел в прошлой норме и включил в Порядок требование о приемке к оценке исполненных участником закупки ‎с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке на участие ‎в закупке подтверждающего документа) гражданско-правовых ‎договоров, в том числе заключенных и исполненных в соответствии ‎с №44-ФЗ.
  • При осуществлении закупки, по результатам проведения ‎которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, ‎что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34, частью 56 статьи 112 №44-ФЗ, а также контракт, предусматривающий выполнение ‎работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
  • 1)критерии, предусмотренные подпунктами “б” и “в” пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
  • 2)для оценки заявок по критерию, предусмотренному ‎подпунктом “г” пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель, предусмотренный подпунктом “в” пункта 23 настоящего Положения;
  • 3)в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке ‎по показателю, предусмотренному подпунктом “в” пункта 23 ‎настоящего Положения, его детализирующим показателям ‎устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного (исполненных) договора (договоров), предусматривающего (предусматривающих) выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
  • объект капитального строительства (за исключением ‎линейного объекта);
  • линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
  • автомобильная дорога;
  • особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
  • объект культурного наследия;

4)в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке ‎по показателю, предусмотренному подпунктом “в” пункта 23 настоящего Положения, его детализирующим показателям устанавливается положение ‎о принятии к оценке исключительно исполненного (исполненных) договора (договоров), относящегося (относящихся) к одному или нескольким договорам из числа следующих:

  • контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона ‎(при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает ‎проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
  • контракт, предусмотренный частью 161 статьи 34 ‎Федерального закона;
  • контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 ‎Федерального закона;
  • договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах  ‎втором – четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе ‎линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Документ: Проект Постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/10-21/00121272

Разъяснения Минфина о применении нового порядка оценки конкурсных заявок с 2022 года

Минфин разъяснил, что формулы из раздела II положения по ПП 2604 предусматривают, что заявке присваивают 100 баллов, если в ней содержится лучшее ценовое предложение.

А другой заявке, которая оценивается, баллы присваивают по итогам сравнения оцениваемого ценового предложения с лучшим ценовым предложением, исходя из того, насколько оцениваемое ценовое предложение хуже лучшего ценового предложения.

Формула из п. 9 Постановления 2604 применяют по общему правилу (исключения — случаи, при которых применяются иные положения по п. 10 и 11) с учетом таких правил:

  • в числителе, который указан в скобках, вычисляется разница между оцениваемым и лучшим ценовыми предложениями;
  • далее вычисляется доля этой разницы от лучшего ценового предложения путем деления разницы на лучшее ценовое предложение;
  • с учетом произведенных вычислений определяется количество баллов оцениваемой заявки.

ПРИМЕР:

Лучшее ценовое предложение составляет 60 руб., оцениваемое ценовое предложение — 90 руб.

Далее вычисляется, насколько оцениваемое ценовое предложение хуже лучшего ценового предложения, путем сравнения вышеуказанной разницы с размером лучшего ценового предложения и, соответственно, определения доли разницы от лучшего ценового предложения: 30/60 = 0,5.

То есть оцениваемое ценовое предложение хуже лучшего ценового предложения (отстоит от лучшего ценового предложения) на половину размера лучшего ценового предложения. Следовательно, оцениваемому ценовому предложению присваиваются баллы в размере половины баллов, которые присвоены лучшему ценовому предложению.

Количество баллов оцениваемой заявки составит 100 — 0,5 × 100 = 50 баллов.

В ситуациях, когда оцениваемое ценовое предложение превышает лучшее ценовое предложение в 2 и более раза, регулятор отметил, что такой сценарий не является общим правилом, т. к.

разница между ценовыми предложениями аномальна и свидетельствует о демпинге или о признаках завышения НМЦК. В этой ситуации итог вычисления по формуле по п.

9 ПП 2604 станет отрицательным, это означает, что оцениваемое ценовое предложение многократно хуже лучшего ценового предложения.

Настолько хуже, что его оценка, в сравнении с лучшим ценовым предложением, выходит за рамки предусмотренных баллов от 100 до 0.

Положение не предусматривает присвоение заявкам баллов, количество которых составляет меньше нуля. Поэтому если оцениваемое ценовое предложение превышает лучшее ценовое предложение в 2 и более раз, то оцениваемое ценовое предложение получает 0 баллов. Если таких ценовых предложений (превышающих лучшее ценовое предложение в 2 и более раз) несколько, то каждое из них получает 0 баллов.

Минфин России разъяснил особенности оценки заявок согласно нового порядка, утвержденного Постановлением N 2604

Минфин России направил письмо от 14 февраля 2022 г. N 24-01-09/10138 о разъяснении положений Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 г.

N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г.

N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В письме указано на специфику оценки заявок по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» в соответствии с разделом II Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.

В частности, разъяснили, что формулы по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» предусматривают присвоение 100 баллов заявке, содержащей лучшее ценовое предложение. Иной заявке баллы присваиваются по результатам сравнения оцениваемого ценового предложения с лучшим ценовым предложением исходя из того, насколько оцениваемое предложение хуже лучшего ценового предложения.

В рассматриваемом письме отмечается, что Положение не предусматривает присвоение заявкам баллов, количество которых составляет ниже нуля.

Так, если оцениваемое ценовое предложение превышает лучшее ценовое предложение в два и более раза, то в отношении оцениваемого ценового предложения присваивается 0 баллов.

Если таких ценовых предложений (превышающих лучшее ценовое предложение в два и более раза) несколько, то каждому из них присваивается 0 баллов.

Формула, указанная в п. 9 Положения, применяется по общему правилу с учетом следующих правил:

  • — в указанном в скобках числителе вычисляется разница между оцениваемым и лучшим ценовыми предложениями;
  • — далее вычисляется доля указанной разницы от лучшего ценового предложения путем деления разницы на лучшее ценовое предложение;
  • — с учетом произведенных вычислений определяется количество баллов оцениваемой заявке.

Таким образом, если цена предложения в заявке № 1 – 250000,00, а в заявке № 2 – 600000,00, то заявка № 1 априори получает 100 баллов.

Сама формула оценки заявок по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» может привести к получению отрицательного результата.

В частности, если применять формулу то 100-(600000,00-250000,00)/250000,00*100=100-140= — 40. Отрицательный результат «-40» означает, что участник получает 0 баллов.

Читайте также:  ​​индексация военных пенсий: последние новости о перерасчете выплат военнослужащим, повышение размера

Также отмечается, что предусмотренный п.

12 Положения критерий оценки «расходы» может применяться исключительно в целях определения наименьшего значения не предусмотренных условиями контакта расходов, которые возникнут у заказчика после приемки закупаемых товаров, работ.

Вместе с тем если расходы включены в условия заключаемого контракта, то их оценка осуществляется в рамках критерия «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», так как в этом случае они образуют цену заключаемого контракта.

Формулы оценки, указанные в п.

20 Положения, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, например, размер опыта, или наименьшее, например, расход топлива), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя. При этом заказчик самостоятельно выбирает соответствующую формулу.

  1. Формулы, при которых заказчик не устанавливает предельное значение, предусматривают присвоение баллов с учетом следующих правил:
  2. — заявке, содержащей наилучшее значение, присваивается 100 баллов;
  3. — заявке, содержащей наихудшее значение, присваивается 0 баллов;
  4. — иным заявкам баллы присваиваются между наилучшим и наихудшим значениями (экстремумы), исходя из цены деления, рассчитываемого (в рамках «правого компонента» каждой формулы) на основании предложенных участниками закупки наилучшим и наихудшим значений.
  5. Заказчик также вправе применить иной подход путем применения формул с установлением предельных значений, при которых у заказчика имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определить наименьшее и (или) наибольшее значения, между которыми будет производиться оценка заявок.

Заказчикам следует обратить внимание на то, что к Положению прилагается форма Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, которая должна в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ в обязательном порядке быть заполнена и приложена к извещению о проведении конкурса.

Оценка заявок участников закупки: что нужно знать о новых правилах 2022 года

19.01.2022

С 1 января 2022 года действует новое Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604).

Оно применяется при проведении конкурсов и аукционов. Для оценки заявок на закупку отдельных товаров (работ, услуг) предусмотрены особенности. Также были скорректированы предельные величины значимости критериев.

Для оценки заявок Положением установлены четыре критерия (п.3 Положения):

  1. цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
  2. расходы;
  3. характеристики объекта закупки;
  4. квалификация участников закупки.

Какие критерии применять при проведении аукционов

При проведении аукционов устанавливается один критерий — цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги (п.п. «а», п.3 Положения).

Оценка проводится путем присвоения заявкам порядковых номеров (п.п «б», п.1, ч.5, ст.49; п.1, ч.5, ст.74, п.п. «б», п.1, ч.5, ст.76 Федерального закона). Использовать формулы для расчета баллов не нужно.

Как оценивать конкурсные заявки

При таком способе закупки нужно установить минимум два критерия. Одним из них должен быть критерий, предусмотренный п.п. «а», п.3 Положения.

Критерии оценки — цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги (п.п. «а», п.3 Положения) и расходы (п.п. «б», п.3 Положения) можно не применять, если проводится закупка товаров, работ, услуг, в отношении которых законодательством РФ установлены регулируемые тарифы.

Критерий «квалификация участника закупки» можно оценить по показателю «опыт». Для этого нужно применить один или несколько подпоказателей по исполненным договорам:

  • общая цена;
  • общее количество;
  • наибольшая цена одного из договоров.

В порядке рассмотрения и оценки заявок среди прочего заказчик обязан предусмотреть сопоставимые договоры и приёмочные акты. Последний акт должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до окончания срока подачи заявок. Если по исполненным договорам начислялись неустойки, учитывать можно только те документы, где исполнены требования по их уплате.

Для оценки подойдут любые гражданско-правовые договоры, в том числе те, которые участник исполнил с учётом правопреемства (если в заявке есть подтверждающий документ).

Какие есть нюансы

При закупках отдельных товаров (работ, услуг) нужно учитывать нюансы. Например, при проведении конкурса на строительство объекта капитального строительства можно установить только два критерия: «цена контракта» и «квалификация участника».

Квалификация участника оценивается только по показателю «опыт». В порядке рассмотрения и оценки заявок заказчик обязан предусмотреть любые исполненные строительные контракты (договоры). При этом, вид объекта строительства в контракте должен совпадать с видом объекта строительства в закупке.

В отношении каких закупок по дате нужно применять новые правила

Новые правила оценки заявок применяется при осуществлении закупок, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие по которым направлены после 1 января 2022 года.

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утратило силу.

Обо всех новшествах в сфере госзакупок поговорим на семинаре: «Изменения в регулировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021-23 годах».

Минфин предложил новый порядок оценки заявок участников госзакупок

Проект документа

На замену действующего порядка оценки заявок ведомство подготовило проект нового. Его планируют применять при запросе котировок, аукционах и конкурсах. Для оценки заявок на закупку отдельных товаров (работ, услуг) предусмотрели особенности. Предельные величины значимости критериев скорректировали.

Оценка заявок на участие в запросе котировок и аукционах

При таких закупках надо устанавливать один критерий — «цена контракта». Оценку проведут путем присвоения порядкового номера заявкам. Использовать формулы из порядка для расчета баллов не нужно.

Оценка конкурсных заявок

При проведении конкурсов предлагают устанавливать минимум два критерия. В их числе можно указать, например «опыт». Для этого критерия надо применять один или несколько показателей по исполненным договорам:

  • общую цену;
  • общее количество;
  • наибольшую цену одного из договоров.

Заказчик должен предусмотреть в извещении и учесть при оценке сопоставимые договоры и приемочные акты, которые подписаны не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Кроме того, он сможет требовать только договоры без нарушений.

Для оценки подойдут любые ГПД, в том числе те, что исполнены участником закупки с учетом правопреемства (если в заявке есть подтверждающий документ).

Оценка конкурсных заявок на закупку отдельных товаров (работ, услуг)

При закупках отдельных товаров (работ, услуг) есть нюансы. Так, при проведении конкурса на строительство объекта капстроительства можно установить только два критерия: «цена контракта» и «опыт».

Для оценки заявок по критерию «опыт» заказчик предусмотрит в извещении и учтет любые строительные договоры (контракты). Вид объекта строительства из договора (контракта) должен совпадать с видом объекта строительства в закупке.

Предельные величины значимости критериев

Для ряда товаров (работ, услуг) их скорректировали. Так, услуги общепита и (или) поставку продуктов для некоторых социально значимых объектов вывели в отдельную позицию. Предельные величины установили так: цена контракта — 40%, качество и квалификация — 60%.

Новшества могут заработать уже 1 января 2022 года. Общественное обсуждение проекта завершается 23 октября.

Читать первоисточник: КонсультантПлюс (15.10.2021)

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ: стоимостные и нестоимостные

В открытом конкурсе госзаказчики выбирают подрядчиков не только по самой низкой цене, но и по его квалификации и опыту. Побеждает тот участник, который заявил лучшие условия выполнения договора. В статье расскажем, по каким критериям оценивают участников конкурса в 2021 году.

Виды критериев оценки заявок по 44-ФЗ

Параметры, по которым оценивают заявки, делят на два вида:

  • стоимостные:
    • цена;
    • расходы на амортизацию, ремонт;
    • стоимость жизненного цикла объекта;
    • расходы госзаказчика по энергосервисному контракту.
  • нестоимостные:
    • качественные, функциональные и экологические параметры предмета конкурса;
    • квалификация участников — наличие у них техники, опыта работы, деловой репутации, сотрудников.

Госкомпания сама выбирает минимум два критерия, по которым даст оценку заявкам, и пишет об этом в документах тендера. Обязательный параметр — цена госконтракта. 

Каждому показателю назначают свою значимость, которую устанавливает заказчик с учетом предельных значений из постановления № 1085. Распределение значимости зависит от объекта торгов. Например, вес стоимостных и нестоимостных параметров соответственно распределяется так:

  • 30/70 — в конкурсах на создание и обслуживание информационных систем,
  • 70/30 — если объект закупки — поставка товаров,
  • 60/40 — работы по строительству и капремонту.

Общая сумма значимости — 100 %.

Заявки поставщиков оценивают по каждому критерию. Побеждает тот, который набрал больше баллов. Если заявки наберут одинаковое количество баллов, то выиграет та, которая поступила раньше.

Стоимостные критерии оценки

  • Как рассчитывают?
  • В постановлении № 1085 отражены формулы, по которым заказчики оценивают  подрядчиков. Баллы считают по формуле:
  • минимальное предложение цены / цена, предложенная участником ྾ 100

Итоговая оценка зависит от предложений других поставщиков.

Если вы предложите самую низкую цену, то за этот критерий вам начислят максимальные 100 баллов.

Читайте также:  3 важные новости о самозанятых: новые регионы, штрафы и индексация пенсий

Например, на конкурс поступило две заявки:

Заявка 1 с ценой 100 000 рублей, Заявка 2 с ценой 120 000 рублей.

Заявка 1 = 100 000 / 100 000 ྾ 100 = 100. Заявка 2 = 100 000 / 120 000 ྾ 100 = 83,33.

Количество баллов умножают на коэффициент значимости стоимостного критерия, который госкомпания указала в документах конкурса. Если установлен коэффициент 70 %, то итоговый рейтинг заявок по «цене контракта» будет такой:

Заявка 1: 100 ྾ 0,7 = 70. Заявка 2: 83,33 ྾ 0,7 = 58,33.

Нестоимостные критерии оценки

Заказчик формулирует в документации условия, по которым будет оценивать заявки по нестоимостным критериям. Он может выбрать один или несколько и назначить каждому свою значимость. Общий вес показателей внутри нестоимостных критериев — 100 %.

Например, госзаказчик разделил квалификацию участников на три показателя и назначил им вес в процентах:

  • опыт — число контрактов по аналогичному предмету торгов и со схожей ценой — 40 %,
  • наличие материальных ресурсов — количество оборудования или транспорта с конкретными характеристиками — 30 %,
  • деловая репутация — наличие грамот, дипломов, благодарностей от других заказчиков и контрагентов — 30 %.

Здесь наибольший вес имеет опыт.

Все показатели имеют числовое выражение. Например, заказчик может установить такие условия оценки по показателю «наличие материальных ресурсов»: 

  • техническое средства в собственности или аренде отсутствует — ставят ноль,
  • три и больше единицы технического средства в собственности или аренде  — ставят 100.

Либо он может начислить больше баллов тому поставщику, кто владеет большим количеством техники. Тогда считают по формуле из постановления № 1085, о которой мы расскажем ниже.

Поставщики подтверждают документами свое соответствие — прикладывают сканы писем, благодарностей, трудовых договоров, паспортов на технические средства и другие.

Заказчик поставит ноль по показателю, если вы не приложите требуемый документ или если копия будет плохого качества. 

В строительных закупках заявки можно оценивать только по одному нестоимостному параметру — квалификация участников закупки, и только по показателю опыта работ. Нельзя оценивать по наличию финансовых, материальных и трудовых ресурсов, деловой репутации и по качественным характеристикам.

Как рассчитывают?

  1. Если для заказчика лучшее условие — это наименьшее значение показателя, то баллы за этот показатель начислят по формуле:

минимальное предложение / предложение участника ྾ 100

Например, в конкурсе на оказание услуг ОСАГО госзаказчик по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики» установил показатель: срок выплаты по страховому случаю. Чем меньше дней, за которые страховая компания выплатит страховую премию, тем выгоднее предложение для заказчика.

Пример. Компания 1 написала, что выплатит страховую премию в течение 10 дней, а компания 2 — за 30 дней.

Заявка 1 = 10 / 10 ྾ 100 = 100 бал. Заявка 2 = 10 / 30 ྾ 100 = 33,33 бал.

  1. Если лучшим условием является наибольшее значение показателя, то оценку рассчитываются по формуле:

предложение участника / максимальное предложение ྾ 100

Например, по критерию «деловая репутация» заказчик поставит больше значение тому подрядчику, который предоставит больше благодарственных писем и дипломов за свою работу.

Иногда устанавливают предельное значение показателя. Например, заказчику достаточно 10 благодарственных писем. Поставщики, которые предоставят 10, 15 и 20 писем получат одинаковую максимальную оценку по этому показателю.

  1. Госзаказчик может установить шкалу оценки. Он прописывает подробно, сколько баллов начислит за определенное число показателей. Тогда формулы уже не применяются.

Например, в документах конкурса установили такую шкалу, которая отражает опыт регулярных перевозок у поставщика:

  • до 1 года — 5 бал;
  • свыше 1 года и до 3 лет — 8 бал;
  • свыше 3 и до 5 лет  — 15 бал;
  • свыше 5 и до 7 лет — 20 бал;
  • свыше 7 лет — 25 бал.

Участников с опытом перевозок 7 и 10 лет оценят одинаково по этому показателю.

Пример оценки конкурсных заявок по 44-ФЗ

Рассмотрим пример оценки конкурса, в котором заказчик выбрал три критерия оценки:

Критерии оценки заявок Значимость
Стоимостные
1. Цена контракта 60 %
Нестоимостные
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок 20 %
Показатели критерия оценки заявок
2.1. Качество услуг, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степени его проработки 80 %
3. Квалификация участников закупки 20 %
2.2. Качество услуг, выраженное в наличии форм документов, используемых для целей оказания услуг, составляющих объект закупки 20 %
Показатели критерия оценки заявок
3.1. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами 100 %

После расчета каждого показателя значение умножают на соответствующий коэффициент значимости. Общую сумму баллов складывают из значений по каждому критерию.

Пять заявок соответствовали требованиям закупки. Подробные расчеты при оценке заявок можно посмотреть в протоколе. Итог получился таким:

Участник Цена в рублях Баллы за цену Качество услуг (максимум 20) Квалификация (максимум 20) Итоговый балл
Тех-клининг 599 380 32,03 20 20 72,03
Микулич К.Л. 348 888 55,03 55,03
Микулич К.Л. 348 888 55,03 55,03
Компания Векот 537 457 35,72 35,72
СК Усадьба 320 000 60 60
СКМ-Волга 446 000 43,05 3,2 0,88 47,13

Здесь наибольший вес был у критерия цены, но победил поставщик, который набрал максимальное значение по нестоимостным показателям. 

Перед участием в конкурсах примерно рассчитываете, какую цену вы можете предложить, исходя из других критериев оценки. Если в них вы сильны, то можете победить даже не с самой низкой ценой контракта. Рассчитать все баллы заранее и вычислить цену не получится, потому что расчет зависит от того, что предложат другие поставщики в своих заявках.

Специалисты ИС-Закупок помогут разобраться в критериях оценки и составить заявку на участие в конкурсе.

Если вы не предоставите документы или не выполните условия, которые требует госкомпания для оценки заявок, то вашу заявку не отклонят. Вы получите оценку только по стоимостному параметру, но останетесь полноправным участником конкурса.

Минстрой разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен — РБК

Проект постановления распространяется на контракты 35 заказчиков, среди которых министерства (Минздрав, Минкультуры, Минобразования, Минпромторг, Минпросвещения, Минсельхоз, Минспорта, Минстрой, Минтранс, Минэк, Минэнерго, Минфостокразвития), ведомства (Ростуризм, Роспотребнадзор и др.), ряд вузов (РАНХиГС, МГУ), а также Управделами президента, Генпрокуратура, Верховный суд, Единый заказчик в сфере строительства, «Росатом» и «Роскосмос».

Новый порядок изменения контрактов касается федеральных проектов, при этом в документе рекомендуется принять подобные меры и властям регионов. Госкомпаниям, которые делают закупки по 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») также рекомендуется учитывать положения проекта постановления для договоров, затрагивающих цели национальных проектов.

Почему Минстрой предлагает пересматривать контракты

Минувшей весной Минстрой разработал законопроект, которым предлагается сделать возможным изменение условий госконтрактов, если из-за роста стоимости строительных ресурсов общая стоимость строительных или реставрационных работ изменилась более чем на 5%. Против этого документа выступил Минфин: там настаивали, что предложения Минстроя дублируют уже существующие в законе положения.

О необходимости изменения стоимости госконтрактов власти задумались после резкого роста цен на металл в конце прошлого года. Первые жалобы на подорожание металлопроката и арматуры на 50% за месяц поступили в декабре.

В июне правительство приняло решение о вводе временных пошлин на экспорт металла: они заработали 1 августа и будут действовать до конца года. В первом полугодии цены на сталь во всем мире были на максимумах с 2008-го.

Это произошло на фоне восстановления спроса в США, Китае и Индии.

В июле к президенту Владимиру Путину обратились главы восьми строительных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга (строила Крымский мост), «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Автобан».

Они охарактеризовали состояние строительной отрасли как «кризисное», а совокупные убытки компаний за последние пять лет, с 2015-го, оценили в 137 млрд руб.

Одна из причин такого положения бизнеса — система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям, указывали обратившиеся.

Вслед за металлом выросли цены и на другие строительные материалы. В июле ФАС начала проверки крупных строительных организаций и производителей бетона, кирпича, древесных материалов, ПВХ-продукции.

В пресс-службе ведомства сообщили РБК, что проверки продолжаются и в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства будут приняты соответствующие меры реагирования.

ФАС поручила также своим территориальным органам раз в две недели проводить мониторинг цен на основные строительные материалы, добавили в службе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *