Коронавирусную субсидию могут не выдать из-за долгов

Клиент недавно прислал вопрос про субсидии: 

«А что вы скажите по поводу того, что в прошлом году по Постановлению №976 от 02.07.2020г субъектам МСП была выдана безвозмездная субсидия на профилактику коронавирусной инфекции, а в этом году налоговая, ссылаясь на ошибочный перевод по причине наличия недоимок по налогам на 1 марта 2020г, требует ее вернуть!»

Постановление Правительства РФ от 2 июля 2020 г. № 976 “Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции”

В этом Постановлении описаны правила и порядок предоставления субсидии. Субъектам МСП необходимо было заполнить заявление и либо получить отказ, либо войти в реестр для получения данной субсидии, что и сделал наш клиент. Он вошел в реестр и получил субсидию.

Прошел год. Наш клиент получает уведомление от налоговой инспекции: «просим вернуть выданную ранее субсидию в связи с тем, что обнаружилось, что на момент предоставления субсидии, у вас была задолженность по страховым взносам более, чем 3 000 рублей».

 

Мы изучили данный вопрос, ничего возвращать в бюджет не нужно. В самом Постановлении указано лишь одно основание, по которому мы обязаны вернуть субсидию. 

«В случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце третьем пункта 5 настоящих Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

Это о количестве работников и о том, что имелась или не имелась недоимка на момент подачи заявления. Как раз в п.6 Постановления №976 указано, что налоговый орган осуществляет проверку информации. Соответственно, когда наш налогоплательщик подал данное заявление, налоговая инспекция обязана была проверить, есть ли у него недоимки. 

Что касается количества работников, ответственность за достоверность этой информации возлагалась на получателя субсидии.

Вывод

Если по количеству работников у вас все сохранилось в течение года, а налоговая выявила какие-то там недоимки или другие основания, по которым налоговая инспекция должна была отказать во включении в реестр для получения субсидии, то поезд ушел. Ваша субсидия была получена на законных основаниях, налоговая инспекция должна была это проверить. И ничего возвращать не нужно.

На данное информационное письмо наш клиент ответил следующим образом. Он попросил уточнить, на основании чего сделан вывод, что имеется недоимка. Так как налоговая инспекция даже не приложила к уведомлению обоснований того, что указали в этом уведомлении.

  • Но на самом деле, я бы на данное уведомление ответила, что, согласно Постановлению, есть только единственное основание — это искажения данных о количестве работников, все остальное было проверено до момента включения в реестр на получение субсидии.
  • Если у вас возникают вопросы с контролирующими органами или есть другие вопросы в области оптимизации налогов, безопасности вашего бизнеса и активов, то прямо сейчас переходите по ссылке под роликом и записывайтесь на консультацию к нашим профессиональным юристам.
  • Спасибо!
  • Коронавирусную субсидию могут не выдать из-за долгов

Новые вопросы о субсидиях: читаем ответы ФНС

Можно ли получить «коронавирусную» субсидию (12 130 руб.

) на сотрудника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком (декрете)? Учитывается ли при расчете субсидии работник, устроенный на полставки? Полагается ли субсидия, если на 1 марта у налогоплательщика была задолженность, превышающая 3 000 руб., но к моменту подачи заявления он ее погасил? На эти и другие вопросы о предоставлении субсидии Федеральная налоговая служба ответила на своем сайте.

Напомним, что организации и предприниматели, которые включены в реестр субъектов малого и среднего бизнеса по состоянию на 1 марта 2020 года и работают в отраслях, наиболее пострадавшим из-за коронавируса, могут получить 12 130 руб.

на каждого работника. На такую же сумму вправе претендовать ИП без работников. Срок подачи заявления на получение субсидии за апрель и за май — до 1 июля 2020 года (также см.

«Для пострадавшего бизнеса продлен срок подачи заявления на субсидию за апрель»).

Заказать электронную подпись для получения безвозвратной субсидии от государства Получить через час

Работник трудится неполный день

Вправе ли работодатель получить субсидию на сотрудника, устроенного на условиях неполного рабочего дня (полставки)?

Размер субсидии зависит от количества работников организации (ИП). Соответственно, сотрудник, устроенный на условиях неполного рабочего дня (полставки), также учитывается при предоставлении субсидии.

Работница находится в декрете

Можно ли получить субсидию на сотрудника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком (или в декрете)?

Размер субсидии зависит от количества работников организации (ИП). Поэтому работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (или в декрете), также будет учитываться при предоставлении субсидии.

Налоговый долг погашен после 1 марта, но до подачи заявления

Вправе ли налогоплательщик получить субсидию, если на 1 марта 2020 года у него была задолженность, превышающая 3 000 рублей, но к моменту подачи заявления он ее погасил?

У получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года должна отсутствовать недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей.

При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, которыми располагает налоговый орган на дату подачи заявления о предоставлении субсидии (подп. «д» п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.

20 № 576).

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

Таким образом, если задолженность погашена после 1 марта 2020 года и у налогового органа имеется информация об отсутствии долга, налогоплательщик при подаче заявления будет соответствовать требованиям подпункта «д» пункта 3 Правил.

Также см.: «ФНС разъяснила, как рассчитать налоговую недоимку для получения «коронавирусной» субсидии».

Задолженность по торговому сбору

Вправе ли налогоплательщик получить субсидию при наличии задолженности по торговому сбору?

Да, вправе. Торговый сбор не является налогом либо страховым взносом. Поэтому наличие недоимки по торговому сбору не будет учитываться при проверке налогоплательщика на соответствие требованиям подпункта «д» пункта 3 Правил.

Заполнить платежку на уплату торгового сбора в веб‑сервисе

В апреле число работников уменьшилось, а в мае — увеличилось

В апреле число работников составляло менее 90% от количества работников в марте 2020 года. Однако в мае были приняты новые сотрудники, и количество работников превысило 90% от численности в марте 2020 года. Можно ли получить субсидию?

Одним из критериев получения субсидии из федерального бюджета является количество работников заявителя в месяце, за который перечисляется эта выплата. Оно должно составлять не менее 90% от числа работников в марте 2020 года или может быть снижено не более чем на одного человека по отношению к этому числу.

Соответственно, если в мае количество работников по сравнению с мартом снижено не более чем на 10% (либо на 1 человека), то за май можно получить субсидию.

Субсидия для ИП на карту физлица

Может ли ИП в заявлении на получение субсидии указать счет дебетовой карты физического лица?

Да, в заявлении можно указать как реквизиты личного счета физического лица (в том числе счет дебетовой карты), так и реквизиты расчетного счета индивидуального предпринимателя.

Также см. «Может ли ИП получить субсидию на свой текущий счет: позиция ФНС».

Субсидия для организации на карту физлица

Может ли руководитель организации в заявлении на получение субсидии указать счет дебетовой карты физического лица?

Нет, в заявлении на получение субсидии должны быть указаны реквизиты расчетного счета организации.

Страховые взносы на сумму субсидии

Облагается ли страховыми взносами зарплата, которая включает в себя сумму субсидии?

Да, суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физлица, источником которых является, в том числе, субсидия на сохранение занятости и оплату труда работников, облагаются взносами в общем порядке.

Заполнить заявление и передать заявление на субсидию дистанционно можно с помощью системы интернет-отчетности «Контур.Экстерн». После отправки заявления в систему придет уведомление о его статусе: принято инспекцией или отклонено из-за некорректных данных.

Малый бизнес пожаловался на отказы в выплате коронавирусных субсидий

В отдельных регионах, где вводятся жесткие ограничения, компании испытывают серьезные сложности / Андрей Гордеев / Ведомости

Малый и средний бизнес, пострадавший от ограничений из-за коронавируса, сталкивается с отказами в выплате зарплатных субсидий, сообщил бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме премьер-министру Михаилу Мишустину.

Копия письма есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердил представитель Титова.

В нем, в частности, говорится, что подразделения Федеральной налоговой службы могут отказать в выплате на основании того, что ограничения введены региональными властями или штабом по борьбе с коронавирусом, а не федеральным оперштабом.

Согласно действующей редакции постановления правительства о выдаче зарплатных субсидий (№ 1513), компенсации в размере от 0,5 до 1 МРОТ на каждого работника предусмотрены для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), работающих в муниципалитетах, где были введены коронавирусные ограничения. При этом одно из условий предоставления поддержки – согласование антикоронавирусных ограничений на уровне федерального оперштаба.

С формальной точки зрения у подразделений налоговой есть основания для отказа, соглашается бизнес-омбудсмен Титов. Но, по сути, программа направлена на поддержку компаний, пострадавших от коронавирусных ограничений в принципе, вне зависимости от того, были они одобрены на федеральном или на региональном уровне, уверен он.

Постановление правительства от 7 сентября 2021 г. № 1513 утверждает правила предоставления в 2021 г. субсидий из федерального бюджета субъектам МСП и СОНКО в размере от 0,5 до 1 МРОТ на каждого работника.

Субсидии предоставляются организациям, ведущим деятельность в пострадавших из-за ухудшения ситуации с распространением коронавируса муниципалитетах, в отношении которых оперштабом принято решение о введении ограничительных мер с 1 августа 2021 г.

Для получения субсидии организация направляет заявление в налоговый орган в течение двух месяцев со дня принятия оперштабом решения о введении ограничительных мер. Средства на данные субсидии на 2021 г. заложены в объеме 8 млрд руб.

«В аппарат Бориса Титова поступили многочисленные жалобы от предпринимателей, которые не получили запланированные зарплатные субсидии, поскольку решение о введении ограничительных мер было принято региональными оперштабами, а не федеральным», – уточнил «Ведомостям» представитель уполномоченного.

Читайте также:  QR- коды для ресторанов, баров, кафе в Москве в 2023 году

В большинстве случаев региональные и муниципальные ограничения вводятся не федеральным, а региональным оперштабом, губернатором или территориальным органом Роспотребнадзора, констатировали в общественной организации МСП «Опора России». Таким образом, получение пострадавшими субъектами субсидий, по действующей редакции постановления, фактически невозможно, согласились там.

Титов предложил Мишустину скорректировать постановление правительства таким образом, чтобы у властей не было оснований отказывать в выдаче субсидий субъектам МСП, которые столкнулись с «региональными», а не федеральными коронавирусными ограничениями. Аналогичное письмо направила и «Опора России» от лица президента объединения Александра Калинина («Ведомости» с ним ознакомились).

На данном этапе поддержка субсидиями все еще востребована, указывают в «Опоре России». Прошлогодние меры поддержки МСП позволили многим предпринимателям удержать бизнес на плаву.

В этом году ситуация не столь драматична на уровне всей страны, но в отдельных регионах, где действуют или вводятся жесткие ограничения, компании все еще испытывают серьезные сложности, уточнил Калинин «Ведомостям».

Глава «Опоры» подчеркнул, что перечень оснований, позволяющих получать субсидии, предусмотренные постановлением, необходимо расширить оперативно, так как в связи с распространением коронавирусной инфекции ожидается рост числа региональных ограничений.

«Ведомости» направили запросы в ФНС, Минэкономразвития, Минфин и аппарат правительства.

"Коронавирусные" субсидии: интересные примеры из практики за 2021 год

Взыщут ли субсидию, если инспекция выплатила ее ошибочно? Получат ли деньги, если фактический вид деятельности не совпадает с основным в реестре? Может ли увольнение сотрудников затруднить получение субсидий? Об этих и других спорах расскажем в обзоре.

Начать нужно с того, что пока споры касаются только субсидий, которые получали субъекты МСП за апрель и май 2020 года.

Однако полагаем, что в целом подход можно применять, например, и в отношении пострадавших от нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, которых также поддерживают финансово.

Условия предоставления субсидий прошлого и текущего годов во многом сходны: включение в реестр малого и среднего бизнеса, основной вид деятельности, отсутствие задолженности и т.д. Среди отличий можно выделить:

  • изменилась дата, на которую сведения о получателе должны быть в реестре субъектов МСП и на которую определяют основной вид деятельности: вместо 1 марта 2020 года стало 10 июля 2021 года;
  • перечень пострадавших отраслей для субсидий текущего года значительно короче, нежели в 2020 году. Тогда в него входили, например, розничная торговля автомобилями и деталями, железнодорожные перевозки, издание книг, газет и журналов;
  • условие сохранения занятости актуально только для прошлого года. Для 2021 года его не предусмотрели.

Субсидию выплатили ошибочно — суд может не взыскать ее

Если инспекция по ошибке внесла организацию или ИП в реестр получателей субсидий и выплатила деньги, то обязанности вернуть средства нет. Налоговики не имеют права взыскивать их. К такому мнению пришел АС Уральского округа, причем не первый раз.

Обращаем внимание, что в этих случаях суд не увидел недобросовестности в действиях получателя.

Основная деятельность в реестре не совпадает с фактической — доказать право на субсидию сложно

Самое большое число споров связано с попытками организаций и ИП доказать, что фактически они ведут пострадавшую от коронавируса деятельность, а не указанную в реестре основной. ФНС считает: ничего выяснять налоговики не должны, ориентироваться нужно лишь на код основной деятельности из реестра, а дополнительная значения не имеет.

А вот в судебной практике единообразия нет, хотя большинство судебных споров все же заканчиваются в пользу инспекций.

Налоговиков поддержали, например, АС Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Московского, Поволжского, Северо-Западного и Северо-Кавказского округов.

В основном суды ссылаются на то, что правительство выбрало именно формальное условие — вид деятельности в реестре — для определения получателей субсидий. А вот полномочий и возможностей выяснить, чем же фактически занимается организация или ИП, налоговикам не дали.

Однако есть примеры и противоположных решений. Чаще всего они касаются ситуаций, когда с момента регистрации субъект МСП вел исключительно пострадавший от пандемии вид деятельности. В качестве доказательств суды принимали, например:

  • справку-подтверждение основного вида деятельности для ФСС;
  • договоры аренды помещений;
  • штатное расписание.

Такой подход встречается у АС Западно-Сибирского, Северо-Западного и Уральского округов.

Даже если по СЗВ-М численность работников снизилась, суд может признать право на субсидию

Когда увольняют одного сотрудника и на его место в этом же месяце берут другого, в СЗВ-М нужно отразить сведения об обоих. Такое правило заполнения формы может привести к искажению сведений о занятости. Инспекция нередко к подсчету числа работников подходит формально, а вот в судах получателю субсидии порой удается отстоять свою позицию.

Так, АС Центрального и Волго-Вятского округов выяснили, что у работодателей количество штатных единиц не изменилось, на место уволенных взяли других людей, а значит, требование о сохранении занятости соблюдено.

С отчетностью по персонифицированному учету связан еще один спор о «коронавирусных» субсидиях. АС Уральского округа поддержал предпринимателя, который ошибочно не отразил в СЗВ-М сотрудника. Из-за этого инспекция сочла, что занятость не сохранили на уровне 90%. Суд формальный подход налоговиков не одобрил.

От того, какой код крупнее — в перечне или в реестре, может зависеть решение суда по субсидии

Если код вида деятельности в перечне пострадавших отраслей крупнее, чем тот, что организация или ИП указали в реестре основным, право на субсидию есть. Такого мнения придерживалось Минэкономразвития. Подход подтвердил и АС Уральского округа.

А вот в обратной ситуации, когда код в реестре крупнее кода пострадавшей отрасли, доказать право на поддержку сложно: суды не на стороне бизнеса. Так, проиграли спор в АС Волго-Вятского округа, а ВС РФ не стал пересматривать вывод АС Поволжского округа с такими же доводами.

Суды рассматривали и другую ситуацию, связанную с кодом вида деятельности.

АС Западно-Сибирского округа подтвердил право предпринимателя на субсидию несмотря на то, что формально в реестре основной была указана деятельность не из перечня пострадавших отраслей.

Выяснилось: при перекодировке в 2015 году инспекция допустила ошибку и изменила код вида деятельности ИП. Действия налоговиков признали незаконными, ведь заявления о смене деятельности от предпринимателя не было.

Безнадежный налоговый долг может быть основанием для отказа в субсидии

Инспекция вправе отказать в субсидии, если у организации или ИП есть налоговая задолженность. Важный момент — правило действует и для случаев, когда после обращения за поддержкой долг признали безнадежным к взысканию. Такой вывод АС Уральского округа не стал пересматривать ВС РФ.

Несмотря на позднее дополнение перечня отраслей, право на субсидию может получиться доказать

Правительство несколько раз изменяло перечень пострадавших отраслей. АС Волго-Вятского округа и 11-ый ААС посчитали: нельзя отказать в поддержке только потому, что заявление на субсидию подали до того, как дополнение вступило в силу.

«Коронавирусные» субсидии: дадут не всем, ЗАТО возвращать не придется — Основа Капитал

По распоряжению правительства России из федерального бюджета начали выдавать субсидии представителям малого и среднего бизнеса, работающим в отраслях, которые наиболее пострадали от пандемии и карантинных запретов.

Однако обещание на уровне государства поддержать бизнес материально вызвало больше вопросов, чем ответов.

Нужно ли будет возвращать эти деньги? Облагаются ли они налогами? Кто сможет получить субсидию? Все эти вопросы в прямом эфире директор аудиторской группы «Капитал» Ирина Екимовских задала налоговому консультанту Петру Койнову.

Петр Койнов, заместитель начальника региональной налоговой инспекции, магистр экономики по направлению налоговый менеджмент:

Малый и средний бизнес уже начал получать деньги от государства – по последним данным, субсидии выплатили 44 тысячам предпринимателей, в том числе, работающим в Свердловской области. Порядок получения этих средств прописан в Постановлении Правительства РФ от 24 апреля 2020 г.

N 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Кто может получить такую субсидию?

Претендовать на получение субсидии могут не все. Компании, которым полагаются такие выплаты, должны соответствовать нескольким критериям:

Первое. Компания должна быть включена в реестр малого и среднего бизнеса не позднее 1 марта 2020 года. Если бизнес не был включен в этот реестр, подавать заявление на включение сейчас бесполезно: организация все равно не пройдет по этому критерию.

Второе. Компания должна работать в одной из отраслей, которые правительство РФ сочло наиболее пострадавшими от коронавирусной инфекции. Перечень этих отраслей содержится в постановлениях правительства NN434, 479, 540 и 657.

При выдаче субсидий учитывается основной вид деятельности компании, который был указан в ОКВЭД до 1 марта 2020 года. ОКВЭД, как и включение в реестр МСП, проверяется автоматически.

При этом не учитывается, какую выручку получил предприниматель по своему основному виду деятельности и в какой отрасли он работает фактически.

К сожалению, это не исключает ситуацию, когда основной вид деятельности не попадает в перечень поддерживаемых отраслей (например, «реклама»), а фактически предприниматель работал как раз в наиболее пострадавшей сфере бизнеса (к примеру, организовывал конференции). Тем не менее, менять сейчас данные в ОКВЭД бесполезно: такой предприниматель все равно не сможет претендовать на субсидию.

NB! Если ваша компания фактически работала в пострадавшей отрасли, однако в ОКВЭД это не зафиксировано, нужно обратиться в Региональный ситуационный центр, созданный на базе Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области, где каждый конкретный случай будут рассматривать индивидуально. На уровне налоговой инспекции эти вопросы решить не получится .

Читайте также:  7 важных законов и НПА, вступающих в силу в феврале 2023 года

Третье. Претендент на субсидию не должен находиться в стадии закрытия или банкротства, и по его поводу не должно быть принято решение об исключении из ЕГРЮЛ.

Четвертое. У компании не должно быть задолженности по налогам, превышающей трех тыс. рублей. Согласно постановлению N658, задолженность определяется как сальдированный результат, при ее расчете учитывается и переплата, и долг компании.

Пени и штрафы в данном случае не учитываются. На этот критерий предприниматель может повлиять: если у компании по состоянию на 1 марта есть задолженность по налогам свыше трех тыс.

рублей, ее можно погасить и после этого подать заявление на субсидию.

NB! Задолженность по налогам за март и апрель учитываться не будет, тем более, что президент России пообещал списание налогов за апрель, май и июнь компаниям, работающим в наиболее пострадавших отраслях.

Пятое. Компания должна сохранить 90% коллектива в апреле и мае по сравнению с численностью сотрудников на 1 марта 2020 года.

Кроме того, право на субсидию сохраняется у компании, которая за этот период уволила одного сотрудника.

Например, если по состоянию на 1 марта в компании работало пять человек, а в апреле или мае вы одного из них уволили, вы все равно можете обращаться за субсидией, хотя фактически у вас осталось 80% от первоначального коллектива.

NB! Данные о количестве сотрудников налоговая получает из отчета по форме СЗВ-м, который сдается в Пенсионный фонд, поэтому не стоит тянуть с его подачей.

Чем раньше вы сдадите отчет, тем быстрее сможете оформить субсидию.

Выплаты распространяются на всех сотрудников, указанных в отчете СЗВ-м, их статус значения не имеет: они могут работать по совместительству или находиться в декрете, выплаты на них распространяются в полном объеме.

Сколько денег получит предприниматель?

На каждого работника выплачивается 12 130 рублей. Соответственно, объем выплаты каждому конкретному бизнесу будет равняться этой сумме, умноженной на количество сотрудников.

Если речь идет об ИП, 12 130 рублей умножаем на количество сотрудников плюс один. Если у предпринимателя нет наемных работников, он получает эту сумму на себя.

Субсидию можно потратить на выплату зарплаты или на текущую деятельность организации – аренду, коммунальные платежи и т.д.

Как оформить субсидию?

Чтобы получить субсидию, нужно уточнить, соответствует ли ваш бизнес вышеперечисленным критериям, заполнить заявление и отправить его в налоговый орган.

Автоматизированную проверку можно пройти на сайте налоговой службы: достаточно ввести ИНН организации – и сервис проверит компанию по реестру МСП и ОКВЭД и покажет, можете ли вы претендовать на субсидию.

Также на сайте налоговой через личный кабинет юрлица можно отправить заявление, а потом отслеживать ход его исполнения. Кроме того, предприниматели могут направить заявку через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) или распечатать заполненное заявление и направить его в налоговую по почте.

Сотрудники налоговой не позднее, чем на следующий день после получения заявления должны проверить претендента на предмет наличия или отсутствия у него задолженности по налогам, и после этого в кратчайшие сроки предпринимателю будут выплачены деньги.

Нужно ли будет возвращать эти деньги государству, отчитываться по ним или платить с них налоги?

Субсидии не облагаются никакими страховыми взносами и налогами, это – безвозмездная помощь бизнесу от государства. Федеральный Закон 121-ФЗ  внес изменения в законодательство, согласно которым субсидия не будет облагаться налогом на прибыль, НДФЛ и по упрощенной системе налогообложения.

Более того, эти средства не включаются в ведомости расчета с сотрудниками, сама сумма субсидии не будет отражаться ни в доходах, ни в расходах.

Никакой отчетности о расходовании этих средств и соответствующих проверок пока не предусмотрено – государство подошло к решению этого вопроса достаточно лояльно и демократично, однако в налоговой напоминают: тратить эти средства надо разумно.

Комментарий эксперта

Виктор Иваницкий, кандидат экономических наук, аттестованный аудитор, квалификация ДипИФР МСФО АССА, магистр права:

Закон 121-ФЗ от 22.04.2020 действительно дополнил статью 217 НК РФ (доходы, не облагаемые НДФЛ) пунктом 82 следующего содержания: «доходы в виде субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса». Этот же федеральный закон дополнил  п.1. ст.

251 НК РФ (доходы, не облагаемые налогом на прибыль) пунктом 60, в котором указано: «в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации».

То есть, при буквальном прочтении получается, что для ИП на ОСН такая субсидия действительно не будет доходом. Однако если предприятие (или ИП) выплатило полученную субсидию в полном размере своему работнику, то в этом случае налогоплательщиком является работник.

Формально, для него эти деньги не являются субсидией, полученной от государства (он ее получает их от предприятия или ИП), и оснований для освобождения таких доходов по п.60 ст. 217 НК РФ нет.

Конечно, представители ФНС высказывают мнение, что, если предприятие или ИП получает субсидию и в полном размере выплачивает ее работнику, обложения НДФЛ не возникает, но хотелось бы полностью исключить такое двойное прочтение.

Запись эфира смотрите в профиле Instagram @ekimovskihirina

Вс проверил правила выдачи "коронавирусных" субсидий — новости право.ру

Региональному изданию «Известия. Волга-Каспий» не удалось оспорить правило выдачи субсидий малому и среднему бизнесу из отраслей, которые сильнее всего пострадали от коронавируса.

Заявитель в 2020 году подавал заявление на субсидию для представителей малого и среднего бизнеса (МСП), которые сохранили штат работников и оплату труда в условиях пандемии. Но налоговая ему отказала. Дело в том, что основной код ОКВЭД «Известий. Волги-Каспий» – «58.

Издательская деятельность» — не входит в Правительственный перечень особо пострадавших отраслей, которые имеют право на такую субсидию.  

В этом сюжете

Получив отказ, издание решило оспорить п. 1 Правил предоставления субсидий субъектам МСП в отраслях, больше всего пострадавших от коронавируса (утверждены постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2020 года N 576).

Там устанавливается, что для получения субсидии основной вид деятельности должен присутствовать в Правительственном перечне. Как обращают внимание «Известия.

Волга-Каспий», в перечне есть сферы деятельности СМИ, в том числе, телерадиовещание, печать газет, издание книг, газет, журналов и периодических изданий, хотя и нет кода «58. Издательская деятельность».

Заявитель написал, что 660 СМИ и юрлиц, которые включены в реестр МСП и реально ведут свою деятельность, не получили право на субсидию из-за несоответствия ОКВЭД. В то же время, есть компании, у которых код попал в реестр, но сами они не являются СМИ, например, по причине отзыва лицензии.

Заявитель ссылался на ряд законоположений, в частности, о том, юрлицо может осуществлять все не запрещенные законом виды деятельности. Издание настаивало, что требование к основному коду противоречит закону 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Там закреплено, что государство обязано защищать малый и средний бизнес, а тот должен иметь равный доступ к мерам поддержки.

Кроме того, перечень лиц, которые не могут пользоваться поддержкой, закрытый, обращал внимание заявитель (это, например, страховые организации, инвестфонды, игорный бизнес и некоторые другие).

Заявитель, чей код ОКВЭД не дал ему права на субсидию, апеллировал к закону «О развитии малого и среднего предпринимательства»: бизнес должен иметь равный доступ к мерам поддержки.

Заседание Верховного суда по делу состоялось 2 декабря. Юристы Правительства остались без оппонента: представитель издания на заседание не явился и просил рассмотреть вопрос в его отсутствие.

В этом сюжете

  • Коронавирус: правовой тест

Слово сначала дали представителю Минэка Анне Гайдук. Она просила оставить заявление без удовлетворения, потому что спорный пункт постановления соответствует всем требованиям и не противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую силу.

Перечень отраслей был сформирован именно для оперативной поддержки бизнеса, подчеркнула Гайдук. Она напомнила, что есть и другие меры поддержки на основании дополнительных кодов.

Например, можно было получить льготный Кредит под 2%, согласно постановлению Правительства от 16 мая 2020 года № 696.

Коллегу поддержала представитель Минфина Елена Лобова. По ее мнению, ссылка на закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» несостоятельна, ведь он устанавливает общие принципы и ограничения в нормальных условиях.

А пандемия – ситуация исключительная, поэтому требует особого регулирования, объяснила Лобова. Избирательный подход к определению пострадавших сфер связан именно с коронавирусом.

Читайте также:  Аренда 2023: статьи, новости и другие полезные материалы - ППТ

Постановление № 576 не вводит новых ограничений, а лишь устанавливает меры поддержки, говорила Лобова.

Представитель Правительства заявила, что обычные принципы «мирного времени» не применяются, потому что пандемия — экстраординарное событие и требует особого регулирования.

Последней выступила представитель Генпрокуратуры Мосолова. По ее мнению, доводы заявителя нельзя принять во внимание, потому что конкретные обстоятельства (отказ ФНС выдать субсидию) не свидетельствуют о незаконности спорной нормы. Ее проверяют в порядке абстрактного нормоконтроля, напомнила она.

А «тройка» под председательством Николая Романенкова, изучив все доводы, огласила решение: в требованиях издания отказать.

Субсидия на профилактику коронавируса 2020: на что и как можно потратить

Также смотрите:

Новая субсидия – целевая

Порядок выдачи и использования субсидии на профилактику COVID-19 регулирует постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976.

Вот, основное, что должно привлечь внимание уже с названия этого постановления: средства выделяют не просто так, а на конкретные цели. А именно:

“… на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.”

Далее в п. 5 Правил выдачи субсидии, утвержденных Постановлением № 976, снова читаем: деньги выделяют на:

  • первоначальные расходы по профилактике коронавируса – 15 000 руб.;
  • текущие расходы по профилактике – 6500 руб. на каждого сотрудника.

ИП, не имеющие работников, получают субсидию только на первоначальные расходы.

Вроде бы можно сделать вывод, что новая профилактическая субсидия – целевая. Следовательно, тратить полученные деньги можно только на определенные мероприятия, связанные с профилактикой COVID-19.

Однако ни само Постановление № 976, ни утвержденные им правила получения и расходования субсидии не содержат указаний на то, что следует считать целевым расходованием средств.

Так же нет никаких положений о том, какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование полученной субсидии. Хотя целевое назначение выплаты оговорено и «черновик» механизма контроля за её использованием в Постановлении № 976 заложен.

Поскольку субсидия целевая, далеко не все субъекты МСП могут получить её. В основном это те компании и ИП, чей вид деятельности подразумевает постоянный прямой контакт с физлицами. Перечень таких счастливчиков смотрите в КонсульатнтПлюс:

Во-вторых, основной вид деятельности по данным ЕГРЮЛ/ЕГРИП на ту же дату должен относиться к одному из следующих кодов по ОКВЭД: … (читать далее).

Как же разобраться, на что можно потратить деньги и не получить в будущем проблем, связанных с нецелевым использованием субсидии на профилактику, которая изначально задумана как целевая?

На что можно потратить «профилактические» средства

Определяя, на что потратить полученную профилактическую субсидию, следует опираться на положения Постановления № 976. В нем нет конкретики, но общая цель, на которую выделяют деньги, сформулирована – “проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Это означает, что если вы можете привязать какой-то свой расход к профилактическим мероприятиям – можно показать и расходование средств субсидии. Очевидные затраты:

  • покупка дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты (масок, перчаток);
  • оплата анализов персонала на коронавирус;
  • приобретение приборов для измерения температуры у сотрудников и посетителей и т. п.

Что можно ещё привязать:

  • ремонт в рабочих помещениях (например, перепланировку с целью обеспечить работникам отдельные рабочие места, установку приборов для обеззараживания воздуха и прочее);
  • расходы на транспортировку сотрудников до работы и обратно за счет нанимателя;
  • расходы на курьерскую доставку с целью минимизировать визиты посетителей в офис или магазин;
  • некоторые рекламные расходы – к примеру, организацию онлайн-показов, создание видеороликов, описывающих продукцию и т. п.

Как видно, очень многое из того, что и так вынуждены делать сейчас многие фирмы и ИП, можно отнести к профилактическим мерам по борьбе с коронавирусом.

ВАЖНО!

Ни в Постановлении № 976, ни в Правилах не сказано, что субсидию выделяют на покрытие уже понесенных затрат. Таким образом, бюджетные средства нельзя направить на другие нужды, если ранее потратили сопоставимые суммы на профилактические мероприятия.

Такое расходование денег может быть признано нецелевым.

О том, как отражать в учете использование средств госсубсидии, читайте в статье «Особенности отражения в бухгалтерском и налоговом учете субсидий из-за COVID-19».

Что с налогами по новой субсидии

В общем Налоговый Кодекс РФ содержит требование о соблюдении целевого назначения бюджетных средств. В подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что использованные не по назначению целевые средства утрачивают статус освобождаемых от налогов и должны попадать в состав внереализационных доходов, облагаемых налогом на прибыль. Относится ли это к “профилактической» субсидии?

Похоже, что нет. Указанный подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень целевых поступлений, к которым применяется норма об обязательном целевом расходовании. И субсидий по поводу COVID-19 там нет.

Для выплат из-за коронавируса 2020 законодатели ввели в п. 1 ст. 251 НК РФ отдельный пункт 60. И он не содержит никаких оговорок о целевом использовании полученных субсидий и ответственности, если целевое предназначение не соблюдено.

Таким образом, с точки зрения НК РФ у налогоплательщиков, подпадающих под действие подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, субсидия на дезинфекцию не должна попадать в налоговую базу по прибыли или УСН, независимо от того, на какие цели получатель ее потратит.

Такое же «освобождение» от налогообложения действует и в случае, если бюджетные деньги вообще не потрачены, а остались на счете получателя.

Есть ли штрафы по бюджетному законодательству

Поскольку субсидирование происходит из бюджета, к отношениям по выплате и использованию субсидии могут быть применены нормы бюджетного законодательства.

Порядок выплаты дотаций получателям из внебюджетного сектора (коммерческим организациям и ИП) описан в ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Она содержит общее положение о том, что правила, по которым выделяют госдотацию, должны включать норму о контроле за целевым использованием денег. При этом ответственности за нецелевое расходование субсидий ст. 78 БК РФ не устанавливает.

Не предусмотрена ответственность за нецелевое расходование коронавирусных субсидий и в ст. 306.4 БК РФ. Санкция в виде безусловного взыскания использованных не по назначению средств там установлена только в отношении целевых межбюджетных трансфертов. Субсидия к таковым не относится: деньги на нее выделяют напрямую из федерального бюджета.

Поэтому расходование «профилактической» субсидии на другие цели формально хоть и подпадает под действие ст. 306.4 БК РФ (нецелевое использование бюджетных средств), но правило п. 2 ст. 306.4 БК РФ об ответственности в данном случае не применимо.

Административная ответственность по КоАП РФ

А вот в отношении административной ответственности за нецелевое расходование средств целевой госсубсидии как раз никаких разночтений и недочетов нет.

Статья 15.14 КоАП РФ так и называется – «Нецелевое использование бюджетных средств». А определение нецелевого использования из п. 1 ст. 306.4 БК РФ охватывает и получателей коронавирусных субсидий.

Следовательно, если будет установлено нецелевое расходование полученных из бюджета дотаций на профилактику COVID-19, получатель субсидии может быть со всеми основаниями оштрафован:

  • ИП – на сумму от 20 000 до 50 000 рублей;
  • компания – в размере от 5% до 25% использованных не по назначению денег.

Дополнительно руководство компании может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3-х лет.

ВАЖНО!

Если сумма потраченных не по назначению средств составит 1,5 млн руб. и более, возможна и уголовная ответственность по ст. 285.1 УК РФ. Максимальное наказание за подобный проступок – лишение свободы на срок до 2-х лет с ограничением права занимать определенные должности (или вести определенные виды деятельности) на срок до 3-х лет.

Но, учитывая размеры выделяемой субсидии на профилактику, под уголовную ответственность вряд ли кто-то попадет.

Кто может проверять

Поскольку в правила выдачи и расходования субсидии заложен базовый механизм, проверять целевое использование средств могут:

  • органы Казначейства РФ;
  • органы финансового контроля.

Если этим структурам будет дано соответствующее указание, они имеют право запрашивать необходимые документы и информацию у всех участников процесса, включая получателей субсидии.

Будут ли они проводить подобные проверки? Покажет время. Пока же получателям следует:

  • самим контролировать, на что пошли средства;
  • правильно отражать расходование субсидии в учете;
  • запасаться первичкой.

Также следует помнить, что если субсидия останется неизрасходованной (остаток средств на счетах будет покрывать размер оприходованной и не потраченной субсидии), то никакого наказания за нецелевое использование средств не будет.

Подводим итоги

За нецелевое расходование субсидии на профилактику коронавируса пока нет санкций в налоговом и бюджетном законодательстве.

Однако согласно положениям БК РФ, данная субсидия является целевой и подпадает под действие правил целевого расходования бюджетных средств. Поэтому ответственность за траты на что-то другое, кроме профилактики COVID-19, наступает по ст. 15.14 КоАП РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *