Изменят основания для проверок медицинских организаций: их станет больше

Изменят основания для проверок медицинских организаций: их станет больше

В Федеральном законе № 323 от 21.11.2011 прописано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также должностные лица в рамках своих полномочий несут ответственность за обеспечение гарантий в сфере здравоохранения. Государственный контроль должен касаться качества и безопасности деятельности медицинских учреждений, обращения медикаментов, лекарственных средств и медицинских изделий, а также санитарно-эпидемиологического надзора.

Органы госнадзора, осуществляющие проверки в сфере здравоохранения

Органы государственного контроля (надзора) можно условно разделить на два типа:

  1. К первой группе относятся те, которые осуществляют проверки в целях контроля охраны здоровья: Росздравнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Роспотребнадзор, а также иные органы (например, Россельхознадзор осуществляет ветеринарный и фитосанитарный надзоры).
  2. Вторая группа – это прочие органы госнадзора, проводящие проверки коммерческой, предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения. В эту категорию входят Роструд и государственные трудовые инспекции в субъектах РФ, ОВД, Прокуратура, Роскомнадзор, Росприроднадзор, ФСБ, ФСТЭК, налоговые инспекции, Фонд социального страхования РФ и другие.

Согласно действующему законодательству, главными проверяющими органами в медицинской сфере являются Росздравнадзор и его уполномоченные представительства исполнительной власти Российской Федерации, а также Роспотребнадзор.

Формы и виды проверок органами госконтроля

Существует четыре вида проверок, которые применяются в отношении медицинских организаций:

  1. Плановая. Предполагает проверку соблюдения юрлицом или индивидуальным предпринимателем требований, прописанных в правовых актах.
  2. Внеплановая. Выражается в проверке соблюдений требований, установленных муниципально-правовыми актами, выполнения предписаний, проведения мероприятий по профилактике заболеваний.
  3. Документальная. Предметом проверки является информация, содержащаяся в документации.
  4. Выездная. В ходе этого вида проверки осуществляется выезд сотрудников надзорных органов непосредственно в медицинское учреждение. Они оценивают состояние территории, зданий и сооружений, оборудования, реализуемых товаров и т. д.

Изменят основания для проверок медицинских организаций: их станет больше

Особенности проведения проверок

Проверка медицинских организаций регламентирована Федеральным законом № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Однако часто бывает, что и со стороны надзорных органов, и со стороны медицинского учреждения совершаются нарушения.

Как избежать неприятных ситуаций? Как обеспечить юридическую защиту и минимизировать риски ответственности? Как застраховать себя от ошибок и с наименьшими потерями выйти из конфликта «работник-работодатель»? Как правильно вести себя во время проверки и предотвратить возможные провокации?

На эти и многие другие вопросы возможно получить ответ на семинаре «Проверки органами надзора и правоохранительными органами. Административная и уголовная ответственность». Он пройдет 12 марта 2020 года.

Мероприятие будет полезно для руководителей лечебно-профилактических учреждений, их заместителей, начальников структурных подразделений, главных и старших медицинских сестер, которые несут ответственность за выполнение производственного контроля.

Спикер семинара – Полина Георгиевна Габай, Юрисконсульт по медицинскому праву. Каждому слушателю выдается сертификат участника. Чтобы зарегистрироваться на мероприятие, позвоните по телефону 8-800-707-48-27, напишите оператору онлайн-чата или оставьте свой номер для обратной связи.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Новые правила проверок: что и как изменилось с 1 июля

Изменят основания для проверок медицинских организаций: их станет большеС. С. Малаховецавтор статьи, консультант Аскон по юридическим вопросам

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный Закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон N 248-ФЗ). Этот закон серьезным образом изменил особенности проведения многих проверок в России.

Как сказано в ч. 1 ст. 2 Закона N 248-ФЗ, данный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

Под действия Закона N 248-ФЗ не будут попадать валютный, таможенный, налоговый контроль. Также он не будет действовать в сфере государственных закупок и гособоронзаказа (44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ). Контроль за кредитными организациями, за соблюдением антимонопольного законодательства и «антиотмывочный» контроль также не попадают под действия Закона N 248-ФЗ.

Цель закона

Закон N 248-ФЗ направлен в первую очередь на профилактику нарушений, а также на введение более мягких контрольных мероприятий. Закон включает в себя возможность проведения следующих действий:

  • Выборочный контроль, который представляет собой отбор проб образцов продукции. Он будет использоваться для проверки соответствия продукции обязательным требованиям законодательства.
  • Будет введена мониторинговая закупка. Она будет проводится для того, чтобы отправить товар или результат работ на экспертизу. В целом данное мероприятие похоже на контрольную закупку.
  • Юридическим лицам и ИП теперь придется обеспечить возможность доступа к себе инспектора в рамках инспекционного визита. При этом предварительного уведомления о визите не будет.
  • Инспекторы получат возможность обследовать общедоступные производственные объекты в рамках выездного обследования. Для этого им не придется взаимодействовать с контролируемыми лицами.

При этом для каждого мероприятия определены правила. Возможность для действий у инспекторов будет ограничена. Они вправе производить осмотр, досмотр, опрос и требовать документы, а также производить иные действия. Предполагается, что это снизит возможность произвольного проведения проверок.

Кроме того, сократят срок документарных и выездных проверок: с нынешних 20 рабочих дней до 10 рабочих дней.

Помимо прочего, появится возможность отменять решения, принятые в результате любого контрольно-надзорного мероприятия, проведенного с грубыми нарушениями. В настоящее время допускается отмена только результата проверок. В ст. 92 Закона N 248-ФЗ перечислены грубые нарушения, которые позволят отменять решения.

  • К ним относятся:
  • 1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  • 2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;
  • 3) нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;
  • 4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;
  • 5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  • 6) принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;
  • 7) привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • 8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
  • 9) совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных настоящим Федеральным законом для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;
  • 10) непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом;
  • 11) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Снижение риска проверок за счет справки от уполномоченной организации

Закон N 248-ФЗ допустил возможность введения независимой оценки соблюдения требований законодательства. Она будет проводиться независимыми аккредитованными организациями.

Юридические лица и ИП, прошедшие такую оценку, получат от аккредитованной организации заключение, которое позволит избежать плановые проверки.

Законом в ст. 8 закрепляется важность профилактических мероприятий в отношении контроля и надзора за юридическими лицами и ИП. Самим мероприятиям посвящена 10 глава Закона N 248-ФЗ. К ним, например, относятся меры стимулирования добросовестности, которые осуществляются путем нематериального поощрения тех, кто соблюдает требования закона.

Также юридические лица и ИП смогут самостоятельно оценивать соблюдение ими обязательных требований и при высокой оценке они получат право принять декларацию соблюдения требований.

Немаловажным является и введение проверочных листов для контролирующих органов с целью снижения рисков причинения вреда со стороны надзорных органов. В них будет чек-лист, по которому контролирующие органы будут проводить проверку.

Проверка через сеть

Закон N 248-ФЗ в ст. 21 позволяет контрольно-надзорным органам составлять документы в электронном виде и подписывать их квалифицированной электронной подписью. Передача документов будет осуществляться с помощью Госулуг. Контролируемые лица ответят также в электронном виде.

Однако до 31 декабря 2023 года возможность для бумажного документооборота между контролируемым лицом и контрольно-надзорным органом сохранится.

Контролируемые лица имеют право на досудебное обжалование:

  1. решений об отнесении объектов контроля к категориям риска;
  2. решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
  3. решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;
  4. иных решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Случаи обязательного досудебного порядка обжалования в силу указанного закона (ч. 13 ст. 98 Закона N 248-ФЗ) утверждены Правительством РФ.

Таким образом, юридические лица для обжалования решений в рамках государственного контроля (надзора) должны сначала использовать досудебный порядок обжалования, если это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663.

Порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов указан в главе 9 Закона N 248-ФЗ.

Так, досудебный порядок обжалования действует в отношении Росалкогольрегулирования, МЧС, Росреестра, Роскомнадзора, Роструда, Росздравнадзора и Ространснадзора.

Вы найдете подробную и актуальную информацию о том, как проходят проверки в 2021 году в системе Консультант Плюс. Обратите внимание, что у документов, которые еще не вступили в силу, есть информация об этом, а также о дате начала их действия.

Новые правила проверок с 1 июля: получите доступ к инструкции по изменениям

Оставьте заявку на доступ к КонсультантПлюс прямо сейчас. В системе вы легко найдете ответы на все вопросы по изменениям.

Бесплатный доступ на 3 дня

Новости для специалиста организации здравоохранения

21 марта

Читайте также:  Пенсия во владивостоке и приморском крае в 2023 году: размер выплат и доплаты, правила и порядок получения, особенности получения, адреса отделений пф рф

Стационарам дали рекомендации по тестированию пациентов на COVID-19

19 марта

Коронавирус: обзор главных событий с 6 по 18 мартаВ столице и Подмосковье больше не нужно носить маски. Возобновили некоторые международные авиаперевозки. Ввели особенности экспертизы качества медпомощи пациентам с болезнями, которые возникли из-за COVID-19. Подробнее об этих и других событиях в нашем обзоре.

19 марта

Обзор новых антикризисных мер за 12 – 19 мартаБанкам разрешили выдавать кредиты резидентам, находящимся под контролем иностранцев из государств, которые ввели санкции. Соцвыплаты и МРОТ скоро увеличат. Из России запретили вывозить сахар и зерновые. Некоторые лицензии продлили на год. Подробнее об этих и других событиях в нашем обзоре.

18 марта

Минздрав обновил проект правил оказания платных медуслуг

17 марта

Решили временно оптимизировать госзакупки разнотипных медизделий

17 марта

Увеличили лимит авансирования медуслуг в рамках ОМС в 2022 году

14 марта

Уточнили положение о лицензировании фармацевтической деятельности

12 марта

Обзор новых антикризисных мер за 5 – 11 мартаМалому и среднему бизнесу предоставили кредитные каникулы. С кредиторами из государств, которые ввели санкции, можно расплатиться рублями. Упростили госзакупки медизделий и лекарств. Начался четвертый этап амнистии капиталов. Подробнее об этих и других событиях в нашем обзоре.

11 марта

Правительство объявило мораторий на проверки

8 марта

Решили временно упростить госзакупки медизделий

3 марта

Уточнили порядок оказания медпомощи онкобольным

2 марта

Изменили порядок контроля предоставления медпомощи по ОМС

1 марта

Важные новости для специалиста организации здравоохранения за февральМинздрав обновил рекомендации по профилактике, диагностике и лечению COVID-19. Изменили временные правила работы медорганизаций в условиях пандемии. Расширили перечень лиц, которых медорганизации могут трудоустроить без аккредитации или сертификата. О главных событиях февраля читайте далее.

1 марта

Минздрав разрешил использовать старые рецептурные бланки

1 марта

Определили списки вопросов для госконтроля за оборотом лекарств

26 февраля

Коронавирус: обзор главных событий с 19 по 25 февраляАО и ООО теперь вправе проводить в 2022 году любые общие собрания заочно. Обновили рекомендации по профилактике, диагностике и лечению COVID-19. Разъяснили, как оплачивают за счет федерального бюджета первичную помощь пациентам с такой болезнью. Подробнее об этих и других событиях в нашем обзоре.

19 февраля

Изменили положение о лицензировании медицинской деятельности

12 февраля

Коронавирус: обзор главных событий с 5 по 11 февраляОтменили карантин для тех, кто контактировал с больными коронавирусом. Ковид-сертификат начнут выдавать на основании наличия антител. Изменили временные правила работы медорганизаций в условиях пандемии. Подробнее об этих и других событиях в нашем обзоре.

11 февраля

Запускают эксперимент по маркировке шести видов медизделий

9 февраля

С 21 февраля можно получить ковид-сертификат при наличии антител

9 февраля

Утвердили Стандарт диагностики и лечения конъюнктивита у взрослых

5 февраля

Коронавирус: обзор главных событий с 29 января по 4 февраляРаботодателям посоветовали перевести на удаленку как можно больше персонала. Зарегистрировали препарат для лечения COVID-19 легкой или среднетяжелой формы у взрослых. Сообщили, как быть с налогами в случае оплаты прививок для работников. Подробнее об этих и других событиях в нашем обзоре.

4 февраля

Зарегистрировали лекарство от коронавируса на основе молнупиравира

1 февраля

Важные новости для специалиста организации здравоохранения за январьМинздрав утвердил порядок профилактики и регистрации случаев возникновения инфекций при оказании медпомощи. Определили перечень противопоказаний к вакцинации против COVID-19. До 1 марта действуют особенности аккредитации медиков и фармацевтов. О главных событиях января читайте далее.

31 января

Утвердили стандарт медицинской помощи детям при экземе

31 января

Суд не разрешил выплачивать зарплату соцработнику из средств ОМС

29 января

Коронавирус: обзор главных событий с 22 по 28 январяКарантин сократили в 2 раза. Отменили обязательную изоляцию для тех, кто прибыл из некоторых стран. Увеличили объем сведений, которые медорганизации должны передавать, например, в информресурс по COVID-19. Подробнее об этих и других событиях в нашем обзоре.

25 января

Сократили карантин для тех, кто контактировал с больным COVID-19

25 января

Появились рекомендации по проведению профилактических прививок

22 января

ФАС проверит цены ПЦР-исследований на коронавирус

«Грядут волны проверок, а медицинские организации расслабились»

Государство отменило мораторий на плановые проверки госучреждений и еще сильнее, чем в начале пандемии, ужесточило требования к медорганизациям.

По словам юриста, партнера компании P&I Legal из Санкт-Петербурга Алены Барсовой, госучреждения проверяют строже, чем частные клиники. Средний размер штрафа за наиболее распространенные нарушения составляет 300 тыс. руб.

В частном секторе Эксперт отмечает массовое закрытие медцентров и прогнозирует, что в ближайшие два года эта тенденция сохранится.

— Когда началась пандемия, требования к медорганизациям ужесточили: ввели постановление Правительства РФ № 373, приказ Минздрава № 198н, СанПиН по COVID-19, сделали обязательным обучение для медицинских работников на специальном портале НМО и т. п. Что происходит в сфере здравоохранения сегодня?

— Требования дополнительно ужесточили. В частности, 1 июня вышло новое постановление Правительства РФ № 852 «О лицензировании медицинской деятельности…». Оно обязывает медицинские организации внести информацию в ЕГИСЗ о медицинской организации и медицинских работниках до 1 сентября 2021 года.

Кроме того, в тексте документа чиновники описали дорожную карту своих собственных проверок. Они определили, что будет считаться грубым нарушением лицензионных требований, за что будут штрафовать больше и в связи с чем могут приостановить деятельность медицинской организации.

По сути, они уточнили правила игры.

Помимо этого 1 января вступил в силу приказ Министерства здравоохранения № 785н «Об утверждении требований к организации проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». В этом документе появились новые требования к внутреннему контролю качества (ВКК) больниц.

Например, медучреждения должны сами организовывать плановые и внеплановые проверки работы организации, анализировать данные о качестве деятельности и безопасности медцентра, фиксировать случаи инфекционных заболеваний своих пациентов и сотрудников, вести учет лекарств и специальных препаратов в больнице и отмечать их побочные действия.

Постановление Правительства РФ №852 обязывает медорганизации внести информацию в ЕГИСЗ об организации и медработниках до 1 сентября.

Согласно новому распоряжению, руководитель медорганизации будет отвечать за образование своих работников. Он может понести административное или уголовное наказание, если у кого-то из его врачей окажется поддельный диплом. К сожалению, это большая проблема для юга России.

Вспомним известного пластического хирурга из Краснодара Алену Верди. Она не имела медобразования, но долгое время вводила в заблуждение своих руководителей. Минздрав также обязал главврача докладывать о нежелательных явлениях при применении медизделий и лекарственных препаратов.

В целом государство четко дало понять, что оно готово активно проверять и штрафовать все медицинские организации.

— Какими законодательными актами должны в первую очередь руководствоваться представители медицинских учреждений сегодня?

— Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 года № 852 «О лицензировании медицинской деятельности…» — ключевой документ, с которым нужно будет работать и по которому Росздравнадзор будет проверять все медорганизации.

Из текста, в частности, следует, что надзорные органы обратят внимание на соотнесение видов фактически оказываемых медицинских услуг с видами и условиями оказания медпомощи (амбулаторно, в стационаре круглосуточного или дневного пребывания), а также на наличие трудовых договоров с медицинскими сотрудниками.

Особенность регламента в том, что он грамотно составлен и не содержит типичных для нашего государства ошибок, недочетов и ляпов.

За оставшуюся пару месяцев клиникам нужно будет привести в порядок рабочие места и оборудование, проверить сайты организаций, разместить в ЕГИСЗ сведения о своих работниках, у которых должен быть заключен трудовой Договор с клиникой. Руководителям необходимо изучить приложение к постановлению, в котором сформулированы новые названия некоторых видов меддеятельности. Если эти изменения их коснулись, то лицензию придется переоформить.

Хорошая новость заключается в том, что исчезло требование к генеральному директору иметь высшее медицинское образование и дополнительную специализацию по организации здравоохранения. Теперь для получения лицензии будет достаточно соответствующего документа об образовании главного врача.

— На какие новые санитарные нормы и правила, направленные на борьбу с COVID-19, нужно обратить внимание руководству медцентров?

— 1 января введены новые санитарные правила по COVID-19 (СП 2.1.3678-20. — О. И.). Они допускают отклонение на 15% от требований к площади для подсобных и других помещений для медотходов. Помимо этого сократилась минимальная площадь больничных палат для инфекционных больных — с 10 кв. м до 8 кв. м. Минимальная площадь перевязочных сокращена с 18 кв. м до 16 кв. м.

— В ноябре 2020 года в ходе заседания президиума координационного совета по борьбе с коронавирусом премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил о продлении запрета на плановые проверки медорганизаций еще на год. По-прежнему ли действует этот мораторий?

— Он отменен с 1 января 2021 года. Сегодня вновь действует график проверок: раз в три года Роспотребнадзор и Росздравнадзор должны планово проверить каждую медицинскую организацию. Но практика показывает, что физически они не успевают нанести визит во все медучреждения.

С каждым годом контроль Роспотребнадзора и Росздравнадзора над клиниками усиливается. В 2020 году ввиду ограничений и удаленной работы надзорных органов было наименьшее количество проверок. Но сегодня, в постковидное время, ведомства активизировались.

Читайте также:  Пособие по уходу за инвалидом 1 группы в 2023 году: размер выплат, оформление и порядок получения, льготы, необходимые документы

Проверки в медцентрах случаются и внепланово. Например, по заявлению пациентов, по причине летального исхода, инвалидизации, госпитализации. Надзорные органы также имеют право внепланово проверять медицинские организации, если предметом проверки является оборот лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.

— Соблюдение каких требований особенно тщательно контролируют проверяющие?

— Росздравнадзор обязательно будет изучать документы, приказы, формы отчетности, которые должны быть оформлены в соответствии с приказом Минздрава № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». Также обязательный предмет проверки — соблюдение правил оказания платных медицинских услуг.

— Какие нарушения сегодня выявляют чаще других? Чем это грозит медорганизациям?

— Несоблюдение противоэпидемиологических требований по новой коронавирусной инфекции COVID-19. Сейчас будут волны проверок, рейды, а все медицинские организации расслабились после тяжелого ковидного года.

Как правило, когда приходит Роспотребнадзор, разметка уже стерлась, медсестры, врачи, без средств индивидуальной защиты.

Не работают рециркуляторы, нет журнала учета температуры у пациентов и работников клиники, не заполнена форма учета инфекционных заболеваний.

За нарушение перечисленных требований на медорганизации налагаются штрафы в среднем по 300 тыс. руб. В арбитражном суде опытному юристу такой Штраф удастся уменьшить до 100 тыс. руб. На меньшую сумму суды не соглашаются. Судьи боятся, что, если завтра в клинике, в которой выявили нарушение, кто-нибудь умрет от коронавируса, их имена упомянут во всех СМИ.

— В каких случаях суд встает на сторону медцентров? Часто ли удается оспорить решение?

— Размер штрафов реально удается снижать. Часто — из-за того, что надзорный орган невнимательно отнесся к оформлению результатов проверки. Но очень редко суды по-настоящему готовы идти навстречу ответчику.

Если ты подробно не расписал судье правовую позицию со всеми ссылками на законодательство, не подкрепил ее фактами устранения правонарушений либо фактами, опровергающими то, что написали Росздравнадзор или Роспотребнадзор, не приложил эти документы и фотографии, суд не встанет на твою сторону.

— Отличается ли подход к проверке государственных и частных медорганизаций?

— Когда я хожу в арбитражные суды и пытаюсь обжаловать результаты проверки либо снизить штрафы, я вижу, что у государственных организаций находят больше нарушений, чем у частных клиник. Предписания при этом занимают далеко не один лист.

Особенно сильно это бросалось в глаза при проверках Роспотребнадзора на предмет соблюдения противоэпидемиологических требований по COVID-19. Я не знаю, с чем это связано. Может, их проверяют более тщательно и с большей строгостью.

Может, у них недостает времени, чтобы подготовиться к визиту надзорных органов, поскольку они гораздо масштабнее частных клиник.

— Как выглядит юг с точки зрения выявляемости нарушений на фоне остальных частей России?

— К сожалению, на юге страны традиционно больше фактических нарушений, но меньше проверок. Во-первых, это связано с тем, что от пациентов в надзорные органы поступает мало претензий. В силу менталитета, темперамента или чего-то еще люди сразу идут ругаться с медицинской организацией, выяснять отношения с врачами и только потом часть из них начинает что-то требовать через ведомства.

В Центральной России и на северо-западе пациенты в первую очередь направляют заявление в Роспотребнадзор или Росздравнадзор.

Во-вторых, согласно плану проверок, в этом году силы Роспотребнадзора и Росздравнадзора в южных регионах брошены в основном на образовательные и социальные учреждения, а не на медицинские организации. Скорее всего, это связано с открытием летних лагерей на базе школ.

— В сфере образования активно применяется дистанционная проверка учреждений. Стоит ли ждать введения подобного формата медорганизациям?

— Медицинская организация отныне и теперь уже навсегда присутствует в электронных реестрах, которые создает наше государство, и проверки в ближайшее время существенным образом изменятся. Чиновник будет нас проверять, не выходя из своего кабинета, а мы даже не будем об этом знать. Таким будет первый этап.

Следующий шаг будет связан с тем, что на смену чиновнику придет искусственный интеллект. Будут созданы программы, которые смогут оценивать соответствие медицинской организации лицензионным требованиям, соответствие работы медорганизации лицензионным и санэпиднормам, и т. д.

Интернет-площадки, форумы, мессенджеры дают нам возможность публиковать, то, что мы хотим. То же самое может быть нами использовано при общении с государством. Мы сможем отправлять в эти электронные базы ту информацию, которая характеризует медицинскую организацию с положительной стороны.

Например, вносить сертификаты врачей в реестр, чтобы чиновники видели, что в нашей клинике работают высококвалифицированные доктора; аккуратно вести электронный учет изделий медицинского назначения и лекарственных средств.

Это позволит создать имидж образцовой медицинской организации и благодаря этому уменьшить число проверок.

— По результатам исследования АКГ «Деловой профиль», рынок коммерческой медицины становится все более прозрачным. Однако аналитики выявили небольшой прирост теневых платежей в 2020 году по сравнению с предыдущим годом. С чем, на ваш взгляд, это может быть связано?

— Рынок теневых платежей у нас создают два фактора: колоссальная зарегулированность сферы здравоохранения и недостаток образования либо его недоступность для руководителей медорганизаций.

У нас многие до сих пор не знают, как работать так, чтобы не платить НДС.

Вся коммерческая медицина в той или иной степени сталкивается с незадекларированными платежами, с ситуациями, когда пациент платит наличными и нет возможности официально провести эти платежи.

Не нужно забывать и о том, что из-за пандемии у нас были введены ограничения, которые не позволяли медучреждениям работать на протяжении почти четырех месяцев.

Чтобы сохранить клинику и штат и дать возможность людям работать, а пациентам лечиться, многие руководители шли на неправомерные действия.

Они так или иначе работали в теневом режиме, оказывали медицинскую помощь (разумеется, платно) своим пациентам.

— Как повлияли проверки Роспотребнадзора и Росздравнадзора на рынок частной медицины в России? Многим ли медорганизациям пришлось закрыться?

— Во всех регионах сократилось количество частных медицинских организаций. Клиники банально закрылись после вынужденного простоя в период введенных ограничений. Существенно вырос рынок подержанного оборудования. Случился отток специалистов в теневой сектор, но спровоцировали его не проверки Роспотребнадзора или Росздравнадзора, а пандемия.

Многие специалисты стали работать на себя: на условиях аренды или на дому. Это особенно заметно в косметологии и стоматологии — в тех сферах, где традиционно развиты серый и черный рынки.

Обстановка до сих пор не стабилизировалась. То, что мы наблюдаем сейчас, кажущееся благополучие. На самом деле, медорганизации и дальше будут закрываться. Думаю, в ближайшие два года мы продолжим наблюдать за последствиями пандемии.

— Во многих регионах России с начала 2021 года открываются мобильные медпункты, в которых люди могут сделать прививку от COVID-19. Есть ли такие пункты, открытые коммерческими медорганизациями?

— Да, клиники из частной системы здравоохранения активно включаются в этот процесс и предлагают своим клиентам вакцинацию.

Более того, в Москве и Московской области врачи проводили вакцинацию препаратом, который не зарегистрирован и, скорее всего, не будет зарегистрирован на территории РФ. Но это скорее исключение из правил.

В России все делается официально, это направление зарегулировано, и все дозы вакцин подлежат учету.

— Можно ли сказать, что вакцинация стала новой бизнесовой нишей?

— Да, в этом есть определенный потенциал для бизнеса.

Наше население скептически относится к вакцинации (государство предоставляет возможность бесплатной прививки, а люди ее игнорируют), а граждане соседних стран — Украины, государств Северной Европы — очень хотят прививаться. Они готовы за это платить, приезжать в Россию ради получения вакцины. Таким образом они создают спрос на вакцину отечественного производства.

Пункты вакцинации подконтрольны Роспотребнадзору и Росздравнадзору, и их деятельность регулируют те же правила и нормы, которые регулируют работу всех медорганизаций в стране.

Беседовала Ольга Ивашкина

Проверка Росздравнадзора 2022. Порядок проведения

ГлавнаяПроверки

С 3 октября 2016 года полномочия по осуществлению проверок учреждений перешли органам Росздравнадзора. Представителям этих органов переданы соответствующие полномочия. К проверке можно и нужно готовиться.

Права и обязанности представителей Росздравнадзора

Представители проверяющих органов имеют следующие полномочия:

  • Запрос и получение информации, относящейся к предмету проверки.
  • Рассмотрение документации, которая характеризует учреждение.
  • Оценка соблюдения требований законодательства относительно проведения экспертиз.
  • Оценка исполнения правил занесения записей в медицинские книжки.
  • Доступ на территорию учреждения.
  • Снятие копий с бумаг.
  • Принятие мер по ограничению деятельности и по профилактике правонарушений.

Представители Росздравнадзора обладают также обязанностями, такими как:

  • Своевременное исполнение полномочий по предупреждению правонарушений.
  • Соблюдение законов РФ.
  • Соблюдение интересов ЮЛ.
  • Проведение проверки, если есть приказ руководителя проверяющего органа.
  • Необходимость предъявления служебных удостоверений в ходе мероприятия.
  • Не препятствовать нахождению руководителя медицинского учреждения на месте проверки.
  • Предоставление всей информации и документов, относящихся к проверке, руководителю медучреждения.
  • Ознакомление представителей медицинского учреждения с результатами проверочного мероприятия.
  • Предоставление обоснования своих действий, если медучреждение обжалует решение проверяющего органа.
  • Запись о мероприятии в соответствующем журнале.
Читайте также:  Сколько раз можно получить на семью материнский капитал?

Права и обязанности представителей Росздравнадзора регламентированы нормативными актами. Полномочия сотрудников ограничены. Если специалисты будут проводить мероприятия, которые не установлены законом, руководитель медучреждения имеет право обратиться в правоохранительные органы с жалобой.

В отношении кого выполняется проверка росздравнадзора?

Росздравнадзор проверяет деятельность следующих учреждений:

  • Учреждений здравоохранения.
  • Аптек.
  • Субъектов оптовой реализации медикаментов.
  • Прочих организаций и ИП, работающих в сфере здравоохранения.

То есть Росздравнадзор проверяет все учреждения, которые так или иначе заняты в сфере здравоохранения.

Направления проверок

Направление проверочных мероприятий определяется исходя из специфики деятельности учреждения. Рассмотрим примеры:

  • Выдача лицензий на осуществление медицинской деятельности.
  • Соблюдение субъектами принятых медицинских стандартов.
  • Оценка исполнения правил осуществления осмотров пациентов, освидетельствований и экспертиз.
  • Оценка безопасности условий труда персонала.
  • Безопасность при эксплуатации медицинского оборудования.
  • Исполнение ограничений, принятых по отношению к медицинской деятельности.
  • Исполнение правил локального и ведомственного контроля.

Мероприятие может быть общим, комплексным. В процессе выполняется анализ всех направлений деятельности учреждения.

Что именно проверяет Росздравнадзор?

Рассмотрим аспекты, которые проверяются Росздравнадзором:

  • Доступность сведений о медицинских услугах. Как правило, контролирующие органы сначала проверяют учреждение на предмет исполнения ФЗ «О защите прав потребителей». Если в медицинском учреждении есть локальные документы, они должны быть размещены на видном месте. Если компания оказывает платные Услуги, информация о врачах также должна быть публичной. В учреждении должны иметься письменные согласия пациентов на врачебные вмешательства.
  • Наличие лицензии на деятельность, а также санитарно-эпидемиологического заключения. Информация из двух этих документов должна совпадать.
  • Образование медицинских работников. Сначала Росздравнадзор проверяет образование главного врача. Согласно требованиям, стаж его работы должен составлять не меньше 5 лет. Также лицо должно пройти обучение по направлению «Организация здравоохранения». Персонал, имеющий среднее образование, должен иметь в наличии сертификат специалиста. Осуществляется проверка наличия следующих документов: должностной инструкции, правильно оформленного трудового соглашения, диплома о специальном образовании, сертификата медицинского специалиста.
  • Проверка исполнения принятых медицинских стандартов. Для проверки стандартов изучается ключевая документация, оснащенность медицинских документов, правильность ведения учета.

Также Росздравнадзор может проверить такие аспекты, как:

  • Наличие учредительной документации.
  • Наличие приказа о назначении главврача.
  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
  • Наличие документации об аренде здания медучреждения или о праве собственности.
  • Наличие соглашений со сторонними компаниями о техобслуживании или ремонте.
  • Наличие всех нужных сертификатов.
  • Соблюдение условий хранения медикаментов.
  • Наличие правил учета медикаментов.

По усмотрению Росздравнадзора может осуществляться проверка прочих аспектов.

Какие документы проверяет Росздравнадзор?

Проверяющий орган может запросить документы:

  • Устав ЮЛ.
  • Приказ о назначении управляющего, трудовое соглашение.
  • Действующее штатное расписание.
  • Медицинские бумаги, касающиеся пациентов (к примеру, договор на платное медицинское обслуживание).
  • Документацию об образовании медицинского персонала.
  • Трудовые соглашения с сотрудниками.
  • Бумаги, подтверждающие наличие локального контроля качества.
  • Журнал учета показаний температуры и уровня влажности.
  • Бумаги, подтверждающие факт рассмотрения обращений пациентов.
  • Оборотную ведомость по ОС.
  • Приказы о проведении мероприятий по модернизации.
  • Перечень госконтрактов на проведение ремонта.
  • Предлагающиеся соглашения к трудовым договорам.
  • Формуляры на оборудование.

Ознакомиться с подробными сведениями о проверке можно в Едином реестре проверок. В нем можно посмотреть дату проведения предстоящего мероприятия.

Вид проверок

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Рассмотрим основания для их проведения:

  • Истечение срока выполнения предписания о ликвидации нарушения, выявленного ранее.
  • Поступление жалоб на медицинское учреждение.
  • Приказ руководителя проверяющего органа, изданный на основании поручения Президента страны.

ВАЖНО! Основанием для осуществления мероприятия не является заявление от неустановленного лица.

Внеплановая проверка выполняется после согласования с органом прокуратуры. Компания предупреждается о проведении мероприятия за 24 часа. Рассмотрим основания проверки:

  • Угроза причинения вреда.
  • Обнаружены нарушения требований закона.
  • Прочие нарушения, которые требуют срочного вмешательства.

Медицинское учреждение уведомляется о проверке за сутки. О плановой проверке компания предупреждается заблаговременно. За это время можно подготовиться к проверке. В частности, нужно устранить все имеющиеся нарушения. Для этого проводится внутренняя проверка. Затем производится сбор всех необходимых документов. Нужно убедиться в том, что в компании есть все нужные бумаги.

Результаты проверки

Если в результате мероприятия обнаружены нарушения, принимаются определенные меры, в частности, представители проверяющих органов исполняют следующие действия:

  • Выдача медучреждению предписания об устранении обнаруженных нарушений.
  • Контроль над устранением обнаруженных нарушений.
  • Привлечение лиц, допустивших Правонарушение, к ответственности.
  • Если имеются признаки административного правонарушения, оформляется соответствующий протокол.
  • Бумаги по результатам мероприятия предоставляются в прокуратуру, если это нужно.

Все предписания фиксируются на официальном ресурсе Росздравнадзора. Их можно посмотреть.

Скопировать урл

Распечатать

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Руководитель направления арбитражной и корпоративной практики, финансовых рынков юридической компании A.T.Legal

Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг.

бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях.

Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г.

№ 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г.

, прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г.

регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст.

1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.

№ 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство.

Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г.

При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г.

, например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п.

8 этого постановления.

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст.

2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г.

следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *