Изменение Воздушного кодекса РФ с 29 февраля 2022 года

Изменение Воздушного кодекса РФ с 29 февраля 2022 года

Одна из важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах в России. Что нам ожидать, где и как регистрировать и что нам грозит за нарушение?

На этой странице собрана максимально актуальная информация о законе и его поправках, а также, регулярно отправляются запросы в МинТранс для актуализации информации.

Весной 2019 года Д.А.Медведев подписал закон о необходимости регистрации дронов массой от 250 грамм до 30 кг, а также появилась информация (на оф.сайте, ссылка в статье) о поправке, по которой нам спокойно разрешат летать на высоте до 150 метров и вдали от людей — на расстоянии от 50 метров. И разрешили.

Минимальную взлетную массу снизили до 150 грамм 19 марта 2022, об этом читайте ниже!

С 29 декабря 2020 владельцы беспилотных гражданских воздушных судов могут получить услугу по учету беспилотных воздушных судов  в электронной форме с использованием Единого портала государственных услуг  или Портала учета беспилотных воздушных судов. Подробнее читайте ниже.

Законопроект все же приняли (его подписал Д.А.Медведев, ссылка на документ в оранжевом блоке ниже), позже (3 февраля 2020 о ней ниже) была принята поправка, которая разрешила нам с вами летать на высотах до 150 метров. Приведу для вас статью в качестве справки с сайта https://rg.ru

Изменение Воздушного кодекса РФ с 29 февраля 2022 годаБеспилотные летательные аппараты смогут совершать полеты на высоте до 150 метров без получения разрешения в Единой системе организации воздушного движения. Об этом говорится в проекте постановления Минтранса, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Правда, если полеты над какой-то территорией запрещены или ограничены, то и беспилотникам там летать будет нельзя.

Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота, подчеркивается в документе.

В январе в Госдуму был внесен законопроект, совершенствующий регулирование использования беспилотных воздушных судов и уточняющий полномочия правоохранительных органов в данном вопросе.

Так, полиции предлагается предоставить право «временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории», а также «пресекать несанкционированное нахождение беспилотных судов в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими».

Полномочиями по регулированию использования БВС предложено также наделить Росгвардию, Федеральную службу охраны и ФСБ «в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий», сказано в законопроекте.

По словам главы Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Василия Пискарева, любые беспилотные летательные аппараты весом от 250 граммов подлежат учету, а о планируемом полете, его месте и времени необходимо уведомлять соответствующие органы. «Человек, который просто купил в интернете дрон и решил запустить его на улице без соответствующего разрешения, уже нарушает закон, за это предусмотрен административный штраф», — поясняет депутат.

Василий Пискарев добавляет, что в основном сейчас использование беспилотников регулируется подзаконными актами. Так, в Москве использование без разрешения беспилотников — коптеров, дронов, авиамоделей и других — в пределах МКАД полностью запрещено с 2016 года, но не законом, а приказом министерства транспорта.

Пискарев напоминает, что за последние годы число нарушений закона с использованием беспилотников выросло вдвое.

Было несколько случаев, когда дроны приближались к авиационной технике во время военных парадов и их репетиций — так было в Екатеринбурге и в Хабаровске. Лишь мастерство летчиков позволило избежать столкновения.

В 2016 году из-за очень низко летящего дрона чуть не пострадали дети — школьники, приехавшие на экскурсию на Куликово поле.

«Очевидно, что дополнительные меры регулирования здесь необходимы, и наши правоохранительные органы и спецслужбы должны иметь все необходимые полномочия, чтобы обеспечить безопасность граждан»,- считает Пискарев. Но пока законопроект не дошел до первого чтения.

Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2022 № 415 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 658»

Правительство внесло изменения в законопроект, теперь минимальная взлетная масса дрона, который необходимо ставить на учет, должна быть не более 0.15 кг или 150 грамм. Напомним, ранее вес начинался с 250 грамм до 30 кг.

Ссылка на официальный интернет-портал правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203210034 с публикацией данного постановления.

Начиная с 19 марта 2022, у граждан и владельцев дронов с массой более 150 грамм, есть 60 дней, чтобы поставить свой аппарат на учет. Ссылка на официальный сайт и инструкция как это сделать, находится ниже.

Так что, теперь всем владельцам съемочных дронов (например, DJI mini, как самый популярный такого веса) и даже некоторых TinyWhoop придется регистрироваться на официальном сайте и ставить свои дроны на учет. Производители тут уже навряд ли смогут подстроиться, так как у версий 249 грамм и так урезали все, что можно.

В остальном ничего не меняется и соответствует тому, что написано ниже этого предложения.

Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ

Наконец-то дождались поправку, которая по факту разрешает летать на квадрокоптерах и других авиамоделях без подачи плана на полеты, при этом на высотах не более 150 метров. За оперативную новость спасибо нашему читателю!

Текстовая выдержка

Пункт 52 изложить в следующей редакции:

«52. Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на Использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов.».

  • Дополнить пунктом 52 следующего содержания:
  • «52. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:
  • а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;

б) на удалении не менее 5 КМ от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.».

Кратко, что теперь можно:

  • Летать на высотах не более 150 метров;
  • Не надо подавать план полета и согласовывать полет, если ваша авиамодель весит менее 30 кг.

Регистрировать авиамодель с взлетной массой более 250 грамм и до 30 кг все также нужно!

Что нельзя:

  • Нельзя летать в диспетчерских зонах, в близи аэропортов и диспетчерских зон, охранных зонах;
  • Нельзя летать над массовыми мероприятиями (митинги, соревнования, демонстрации, концерты и прочие культурные мероприятия.

Официальная ссылка на поправку: http://publication.pravo.gov.ru

Получение разрешения на полеты БПЛА через МФЦ (обновление от 5.04.2021)

В регионах (в районах) уже начали подписывать соглашения с Администрациями муниципальных образований по услуге:

«Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемов привязанных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации».

Это значит, что теперь можно будет получать разрешения на полеты через МФЦ, которые есть практически в каждом муниципальном образовании любого региона.

Срок предоставления услуги составляет 20 рабочих дней с даты поступления заявления в Администрацию района. Это значит, что вам нужно заранее подавать заявление, если хотите летать легально, но практика показывает, что заявления отрабатываются гораздо быстрее.

Вот так будет выглядеть (примерно) бланк заявления в МФЦ:

Изменение Воздушного кодекса РФ с 29 февраля 2022 года Изменение Воздушного кодекса РФ с 29 февраля 2022 года

Обновление от 19.02.2021 — Пришел ответ от МинТранса!

Краткое и и на понятном языке объяснение:

Теперь наши беспилотники нужно не регистрировать, а ставить на учет, а самое главное, это делается через госуслуги или Портал учета беспилотных воздушных судов через интернет! Поэтому, удалили большой раздел с инструкцией по регистрации квадрокоптера за прошлые года, потому что власть очень сильно упростила эту процедуру.

Читайте также:  Льготы по налогу на авто пенсионерам: условия получения и порядок расчета, правила оформления и необходимые документы

Ссылки для постановки на учет

В ответе также сказано, что план полета (помню, для БВС от 30 кг) можно подать через интернет, но как это сделать не очень понятно, также нет никакой ссылки на такую форму. Если вы знаете куда можно направить план полета онлайн, пишите в х.

Уважаемый ***** **********!

Воздушный манёвр: Путин подписал закон о регистрации прав на взятые в лизинг иностранные самолёты

Владимир Путин разрешил российским компаниям регистрировать права на иностранные самолёты, находящиеся в лизинге. Таким воздушным судам будут выдавать отечественные сертификаты лётной годности.

Как объясняют эксперты, в условиях вводимых санкций РФ не будет возвращать арендованные лайнеры владельцам за рубеж и оставит их для внутреннего пользования. Специалисты не исключают, что Запад введёт новые ограничения и начнёт арестовывать российские самолёты в других государствах.

Впрочем, некоторые иностранные направления будут доступны для отечественных перевозчиков, уверены аналитики.

В понедельник, 14 марта, президент России Владимир Путин подписал закон о мерах поддержки гражданской авиации в условиях санкций. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Внесённые в Воздушный кодекс РФ поправки дают возможность регистрировать права на иностранные самолёты, находящиеся в лизинге (финансовой аренде) у российских компаний, а также выдавать им отечественные сертификаты лётной годности. Это должно помочь авиаперевозчикам страны сохранить парк зарубежных воздушных судов и эксплуатировать их на внутренних линиях.

«Данный закон подразумевает отказ возвращать лизинговые самолёты обратно их владельцам. В итоге воздушные суда будут переведены в наш реестр и оставлены для полётов по России», — пояснил в беседе с RT аналитик содружества авиационных экспертов Aviation Explorer Владимир Карнозов.

По мнению члена общественного совета при Минтрансе России Кирилла Янкова, принятое решение является вынужденной антисанкционной мерой. Инициатива позволит сохранить необходимый объём авиаперевозок внутри страны, уверен эксперт.

«Традиционно производитель самолёта на протяжении всей его лётной жизни следит за бортом и определяет, как должно проверяться оборудование, какие запчасти ставить.

Теперь же часть функций иностранного производителя перейдёт российским специалистам. У нас есть пример Ирана, который тоже в своё время использовал аналогичные методы и не вернул часть самолётов.

Эти борта до сих пор летают по территории страны», — добавил Янков в разговоре с RT.

Также по теме

Изменение Воздушного кодекса РФ с 29 февраля 2022 года «Летать мы будем»: как санкции ЕС против российской авиации могут ударить по Европе

Росавиация рекомендовала российским перевозчикам, арендующим иностранные самолёты, приостановить международные рейсы с 6 марта. Такое…

Напомним, с конца февраля 2022 года США, Евросоюз и ряд других государств продолжают вводить в отношении России всё новые экономические санкции. Запад реагирует на решение Москвы начать военную спецоперацию по защите республик Донбасса от агрессии со стороны Украины.

Согласно подсчётам глобальной базы данных по отслеживанию санкций Castellum.AI, всего за последние три недели против России было введено более 3,6 тыс. ограничений. Рестрикции, в частности, затронули банковскую отрасль, энергетический сектор и торговлю. Наряду с этим была заморожена почти половина золотовалютных резервов страны, а многие международные компании объявили об уходе из РФ.

Одновременно западные страны закрыли своё воздушное пространство для российских самолётов.

ЕС при этом ввёл полный запрет на поставки в Россию новых лайнеров, а также на техобслуживание и страхование авиатехники в европейских компаниях.

Также Европа потребовала разорвать действующие соглашения об аренде самолётов. Согласно предписанию, лизинговые организации ЕС должны будут отозвать свои воздушные суда из России до 28 марта.

«Мы запрещаем продажу всех самолётов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. Это приведёт к деградации ключевого сектора российской экономики и возможностей страны в области сообщения», — заявляла глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Изменение Воздушного кодекса РФ с 29 февраля 2022 года

  • РИА Новости
  • © Михаил Голенков

По данным Минтранса, сегодня российские авиакомпании эксплуатируют 1367 самолётов, из которых в лизинге находятся 739 воздушных судов. Как предположил Кирилл Янков, в текущих условиях Россия может выкупить часть арендуемых лайнеров у лизингодателей. В противном случае отечественные перевозчики рискуют попасть под ответные ограничения, считает специалист.

«Если мы не вернём эти самолёты или не выкупим их, они вряд ли смогут без последствий полететь за границу. Такой борт может быть арестован, как только покинет пределы страны», — объяснил Янков.

Отметим, что ещё в начале марта Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) рекомендовало ряду российских авиаперевозчиков приостановить международные рейсы. Такое решение в ведомстве объяснили рисками задержания или ареста воздушных судов за рубежом.

Партнёрская помощь

По мнению Владимира Карнозова, в ближайшее время авиацию ждёт «масштабное переформатирование». Вместе с тем специалист не исключает, что российские самолёты всё же смогут летать по некоторым зарубежным направлениям.

«Часть стран, например Китай, Индия и государства СНГ, могут не проявить солидарности с западными санкциями и продолжить без препятствий выпускать эти самолёты из своего воздушного пространства.

Но в этом случае необходимы дипломатические переговоры с каждой из стран в отдельности.

То есть тут речь идёт о том, что они признают легитимным принятый в России закон о регистрации прав на иностранные суда», — считает Карнозов.

По мнению специалистов, определённые трудности могут возникнуть с обслуживанием и ремонтом иностранных самолётов.

Впрочем, как полагает Кирилл Янков, Россия может наладить собственное производство некоторых простых и массовых запчастей.

В свою очередь, более сложные детали Москва, скорее всего, будет закупать у третьих стран, предположил эксперт. Похожей оценки придерживается и Владимир Карнозов.

«Некоторые государства могут пойти нам навстречу. Они будут покупать запчасти для нас и потом перепродавать детали нашим авиалиниям. Также мы можем пустить на запчасти часть авиапарка, включая лизинговые борта. Это поможет обеспечивать рынок в первое время, пока стороны будут договариваться либо об ослаблении санкций, либо о поставках запчастей через третьи страны», — заключил специалист.

Президент разрешил правительству решать, что делать с лизинговыми самолетами

Главная Новости Вестник АТОР

15.03.2022

Изменение Воздушного кодекса РФ с 29 февраля 2022 года

Лизинговые самолеты, которые эксплуатируют российские авиакомпании, могут быть зарегистрированы в России. Соответствующий федеральный закон о поправках в Воздушный Кодекс подписал президент РФ. Документ призван помочь перевозчикам сохранить флот. Но как именно – из закона не следует.

Президент России Владимир Путин сегодня подписал Федеральный закон № 56-ФЗ от 14.03.2022 г,содержащий поправки в Воздушный кодекс.

Отметим, что ряд СМИ поторопились назвать этот документ «законом о переходе прав на лизинговые самолеты», который поможет российским эксплуатантам сохранить флот за счет его «национализации». Однако юристы настаивают: в текущем виде из закона не следует ничего, кроме того факта, что у правительства до конца года возникают дополнительные полномочия в этой сфере.

ЧТО ИМЕННО РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ ЗАКОНОМ 56-ФЗ

Из всего многостраничного документа профильные юристы и экономисты выделяют два пункта, которыми устанавливается, что правительство теперь вправе принимать решения относительно:

  • особенностей исполнения договоров лизинга и аренды иностранных воздушных судов и двигателей, используемых нашими компаниями или – передать это право отраслевым регуляторам.
  • особенностей государственной регистрации гражданских воздушных судов в российском реестре, а также прав на  воздушные суда и сделок с ними.

Плюс такого подхода в том, что теперь формально определена ответственная за дальнейшие решения стороны. Но конкретных решений, необходимых рынку в условиях образовавшегося правового вакуума, из долгожданного документа пока не следует.

КОМУ СТАНЕТ ПРОЩЕ С ЗАКОНОМ 56-ФЗ

Нормы принятого закона действительно облегчают перерегистрацию в российский реестр для тех авиакомпаний, чьи самолеты взяты в лизинг у иностранных компаний.

«Лизингодатели, как правило, против регистрации воздушных судов в государственном реестре РФ. Но на основании внесенных поправок до конца 2022 года правительство может своими решениями исправить эту «особенность исполнения договоров финансовой аренды воздушного судна», – отмечает директор Института воздушного и космического права AEROHELP Олег Аксаментов.

  • В данном случае важно, что такая мера действительно поможет справиться с ситуацией, когда самолеты российских авиакомпаний оказались без документов по решению авиационных властей Бермудских островов.
  • «При смене национальной принадлежности воздушного судна меняется также и государство, отвечающее за поддержание летной годности такого судна», – говорит юрист.
  • Экстренные меры по перерегистрации самолетов в России действительно могут помочь тем игрокам рынка, у кого самолеты в собственности или, по крайней мере, в лизинге у российских компаний(но не у их ирландских «дочек»).
  • Кроме того, эксперты отмечают, что под «особенностями исполнения лизинговых договоров» наверняка будет пониматься возможность для российских перевозчиков платить лизингодателям в рублях, что, конечно, немаловажно в условиях текущей финансовой ситуации.
Читайте также:  Силовикам увеличат доходы, расселение аварийных домов ускорят: итоги совещания президента

КТО УЖЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ ПРЕФЕРЕНЦИЯМИ АВИАВЛАСТЕЙ РФ

В частности, этой возможностью воспользовалась авиакомпания Utair.

«Мы начали переводить самолеты в российский реестр еще в прошлом году и на сегодня закончили перевод всего флота, включая дальнемагистральные широкофюзеляжные Boeing 767.

Имеющегося парка из 50 лайнеров в российской регистрации достаточно для бесперебойного авиационного обслуживания наших пассажиров и заказчиков», — отметил президент «Utair – Пассажирские авиалинии» Олег Семенов.

Его слова цитирует пресс-служба компании.

Авиакомпания перевела в отечественный реестр 50 самолетов. Но 9 самолетов Boeing 737NG, принадлежащих иностранным лизингодателям, компания все же вывела из флота.

Ее путем следует и чартерная компания AZUR Air (стратегический партнер туроператоров ANEX Tour и «Интурист»), на сегодня имеющая уже четыре борта в российском реестре. В процессе переоформления своих самолетов в российский реестр находятся и два авиапартнера туроператора PEGAS Touristik – Nordwind и Pegas Fly.

Хотя и в этом случае специалисты выражают сомнение в действенности мер – Чикагская конвенция, регламентирующая международные взаимоотношения в авиационной отрасли, не допускает двойной регистрации, а из реестра Бермуд и Ирландии наши самолеты пока никто не выписывал (там всего лишь приостановили сертификаты летной годности) – и об этом уже задают вопросы в ICAO.

А вот национальный перевозчик «Аэрофлот» пока не перевел самолеты, а лишь «зарезервировал места в российском реестре и оплатил номера», – сообщает издание «КоммерсантЪ» со ссылкой на источник в Минтрансе.

По последним данным агентства «Интерфакс», российский нацперевозчик может вернуть лизингодателям до трети своего парка (весь парк – 221 самолет). Это, в условиях ограничений на международные авиаперевозки и риска потери платежеспособности отечественных потребителей, неизбежно влекущей спад активности и на внутреннем авиарынке тоже, может стать весьма своевременной мерой, говорят эксперты.

ЧТО ИЗ ЗАКОНА 56-ФЗ НЕ СЛЕДУЕТ

Закон 56-ФЗ пока никак не отвечает на вопрос о том, какова будет судьба самолетов, не просто состоявших в реестре Бермудских островов, но и принадлежащих иностранным лизингодателям.

Что же касается «перехода права собственности», то, учитывая формулировки документа, действительно сохраняется возможность, что правительство может своей волей решить «национализировать» имущество зарубежных лизингодателей (преимущественно, ирландских), но как и к кому именно перейдут далее права на самолеты – ясности не возникает.

Поэтому утверждать, что закон «дает возможность регистрировать права на иностранные самолеты», как это сделал ряд информационных каналов, явно преждевременно. В том виде в каком есть, закон 56-ФЗ просто наделяет правительство правом решать, кому и как можно регистрировать самолеты в России.

«Документ предполагает, что у российских авиакомпаний появятся юридические основания для эксплуатации флота внутри страны. Но для отрасли сейчас важно понимать – каким именно образом правительство решит действовать», – подчеркивает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

После принятия 56-ФЗ отрасль ждет появления нормативных актов (постановлений правительства, Минтранса, Росавиации), которые должны конкретизировать все эти вопросы.

Вместе с тем профильные юристы отмечают, что появление данного документа на 180 градусов сменило вектор государственной политики в отношении вопроса регистрации права собственности на воздушные суда в РФ – ранее авиационные власти всецело были ориентированы как раз на исключение самолетов из российской юрисдикции.

ДРУГИЕ СИСТЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТОЖЕ ЖДУТ РЕШЕНИЯ

Очевидно, что принятым законом все вопросы, решения которых ждет авиаотрасль, не закрываются. Авиацию (и туррынок, конечно, тоже) волнует и то, каким образом будет решен другой системный вопрос – как в условиях отсутствия документации эти «обрусевшие» самолеты обслуживать и эксплуатировать.

Пока упомянутым законом таким самолетам просто продлевают на полгода свидетельства летной годности. То есть делают примерно то же, что в период пандемии коронавируса происходило со многими документами у граждан – их действие можно было просто пролонгировать.

Однако формальное наличие сертификата, за которое, кстати, теперь тоже будут ответственными российские авиавласти, еще не будет означает наличия фактической летной годности. Но это отдельная история, в которой, как надеются эксперты, правительство и регуляторы отрасли смогут расставить если не точки, то запятые. Главное – чтобы не многоточия.

Екатерина Тропова

unsplash.com

Вернуться назад

Горячий документ от 23.03.2022

Расширены возможности инвесторов в рамках применения инструмента СПИК 1.0 (см. аннотацию)

Ссылка на анонс

Ссылка на полную версию

  • Оплата российского природного газа, поставляемого в недружественные страны, переводится на российские рубли (см. аннотацию)
  • Ссылка на анонс
  • Ссылка на полную версию
  1. Не исполнивших свои обязательства поставщиков по госконтрактам не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение оказалось невозможным в связи с введением санкций (см. аннотацию)
  2. Ссылка на анонс
  3. Ссылка на полную версию
  • Установлены правила подготовки и принятия решения о введении и (или) об отмене ответных ограничений в отношении морских судов недружественных стран (см. аннотацию)
  • Ссылка на анонс
  • Ссылка на полную версию
  1. ЦБ РФ: запрет для российских страховщиков на осуществление сделок с перестраховщиками из недружественных государств распространяется на заключение сделок по перестрахованию как непосредственно с перестраховщиками, так и при посредничестве страховых брокеров (см. аннотацию)
  2. Ссылка на анонс
  3. Ссылка на полную версию
  • Установлены особенности регистрации российскими авиакомпаниями права собственности на самолеты, принадлежащие лизингодателям (арендодателям) иностранных государств (см. аннотацию)
  • Ссылка на анонс
  • Ссылка на полную версию
  1. Установлены особенности исполнения договоров аренды (лизинга) иностранных воздушных судов в части расчетов по обязательствам, порядку страхования, эксплуатации, техническому обслуживанию (см. аннотацию)
  2. Ссылка на анонс
  3. Ссылка на полную версию
  • Банк России изменил порядок резервирования обязательств по счетам типа «С» (см. аннотацию)
  • Ссылка на анонс
  • Ссылка на полную версию
  1. ФТС: сведения о фитосанитарном сертификате в отношении плодоовощной продукции в декларации на товары не указываются (см. аннотацию)
  2. Ссылка на анонс
  3. Ссылка на полную версию
  • До 1 марта 2024 года автоматически продлены сроки действия допусков российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, в том числе сведений о транспортных средствах, находящихся у владельцев допусков в собственности (см. аннотацию)
  • Ссылка на анонс
  • Ссылка на полную версию

Ростуризм: все туроператоры в сфере выездного туризма до 31.12.2023 освобождены от обязанности уплачивать взносы в фонд персональной ответственности и резервный фонд объединения туроператоров (см. аннотацию)

Ссылка на анонс

Ссылка на полную версию

  1. Законодательство о противодействии коррупции и о выборах предлагается привести в соответствие с законом о цифровых финансовых активах, цифровой валюте (см. аннотацию)
  2. Ссылка на анонс
  3. Ссылка на полную версию
  • Предлагается наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению списков контролируемых товаров и технологий в соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» (см. аннотацию)
  • Ссылка на анонс
  • Ссылка на полную версию
  1. Ко второму чтению подготовлен законопроект, разрешающий заемщикам, взявшим до 27 февраля 2022 года рублевые кредиты по плавающим ставкам, на 3 месяца зафиксировать размер своих выплат кредиторам (см. аннотацию)
  2. Ссылка на анонс
  3. Ссылка на полную версию
  • В Москве установлен мораторий на повышение в 2022 году ставок арендной платы за земельные участки и объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города (см. аннотацию)
  • Ссылка на анонс
  • Ссылка на полную версию
  1. ФНС информирует об особенностях обжалования решений и действий налоговых органов при осуществлении контроля (см. аннотацию)
  2. Ссылка на анонс
  3. Ссылка на полную версию
  • Разъяснен порядок представления в налоговый орган сведений об участниках иностранной организации, не имеющей присутствия на территории РФ (см. аннотацию)
  • Ссылка на анонс
  • Ссылка на полную версию
  1. Действие квалификационных документов членов экипажей судов, срок которых истек или истекает, продлевается до 30 июня 2022 года включительно (см. аннотацию)
  2. Ссылка на анонс
  3. Ссылка на полную версию
  • Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года (см. аннотацию)
  • Ссылка на анонс
  • Ссылка на полную версию
  1. Даны разъяснения о проведении Рособрнадзором профилактических визитов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (см. аннотацию)
  2. Ссылка на анонс
  3. Ссылка на полную версию
  • Даны разъяснения о возможности отнесения штатных сотрудников международных организаций к понятию «международный служащий» (см. аннотацию)
  • Ссылка на анонс
  • Ссылка на полную версию
  1. ФНС разъяснила, как заполнить расчет по страховым взносам организациям, зарегистрированным на территории Курильских островов (см. аннотацию)
  2. Ссылка на анонс
  3. Ссылка на полную версию

С 1 марта 2023 г. устанавливается порядок документооборота в электронном виде Федерального казначейства с аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, и саморегулируемой организацией аудиторов (см. аннотацию)

Читайте также:  Социальная помощь в севастополе в 2022 году: льготы, пособия и другие меры соцподдержки для жителей республики крым, государственные программы и законы

Ссылка на анонс

Ссылка на полную версию

Как изменится Трудовой кодекс с марта 2022 года: читайте обзор поправок

Федеральный закон от 02.07.21 № 311-ФЗ внес в Трудовой кодекс многочисленные изменения и дополнения, касающиеся охраны труда.

Так, у работодателей появятся новые обязанности — приостановить работу, если условия на рабочем месте признаны опасными; вести учет микротравм сотрудников и проч. Не обойдется и без новых возможностей.

Всем компаниям и ИП разрешат вести видеосъемку производственного процесса и показывать записи инспекторам по труду. Эти и другие новшества начнут действовать с марта 2022 года.

Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Но есть и новшества, которые требуют от работодателя совершения определенных действий. Пример — обязанность отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им средства индивидуальной защиты (см. «У работодателей появилось новое основание для отстранения сотрудника от работы»).

В настоящей статье расскажем об этом и других изменениях, имеющих практическое применение. Все новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.

Запрет на работу в опасных условиях

В Трудовом кодексе появится статья 214.1, которая называется «Запрет на работу в опасных условиях труда». В ней говорится следующее: если по результатам спецоценки условий труда (СОУТ) условия на рабочем месте признаны опасными, работодатель обязан приостановить деятельность на данном рабочем месте.

Что делать дальше?

  1. Незамедлительно сообщить работнику о том, что условия его труда признаны опасными (новая ст. 216.2 ТК РФ).
  2. Составить план мероприятий по устранению опасности.
  3. Направить копию плана в трудовую инспекцию по местонахождению организации или ИП.
  4. Провести указанные мероприятия.
  5. Провести внеплановую СОУТ, которая подтвердит устранение опасных условий.
  6. Возобновить деятельность на рабочем месте.

Запрет, установленный статьей 214.1 ТК РФ, не применяется при устранении и предотвращении последствий чрезвычайных ситуаций. А также при определенных видах работ, перечень которых должно утвердить Правительство.

Отдельно оговорено, какие гарантии получат сотрудники, отстраненные от работы в связи с опасными условиями. Эти гарантии перечислены в части 3 новой редакции статьи 216.1 ТК РФ. К ним относятся: сохранение места работы и среднего заработка. Если работник даст согласие, его переведут на другое место с зарплатой не ниже среднего заработка по прежней работе.

Рассчитывать «сложную» зарплату при разных системах оплаты труда

После вступления в силу комментируемых поправок, в статье 209 ТК РФ появится новый термин — «опасность». Это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности. В настоящее время разработан (но еще не утвержден) проект рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.

Съемка производственного процесса

У организаций и ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда. На основании новой статьи 214.2 ТК РФ все работодатели смогут:

  • проводить дистанционную аудио- и видеосъемку, а также иными способами фиксировать процесс производства. Записи можно хранить. Если сотрудник захочет знать, каким устройством его снимают, то согласно новой статье 216.2 ТК РФ работодатель обязан дать такую информацию;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

  • предоставлять региональным инспекциям труда доступ к наблюдениям за производственным процессом и к базам электронных документов в области охраны труда.

Добавим, что у работодателей и сейчас есть право на видеофиксацию производственного процесса. Но оно действует не везде, а только в отдельных отраслях. Для каждой такой отрасли издан приказ Минтруда об утверждении правил по охране труда. Например, для автотранспорта — приказ от 09.12.20 № 871н, для строительства — приказ от 11.12.20 № 883н и т.д.

Учет микротравм сотрудников

После вступления в силу комментируемых поправок статья 226 ТК РФ претерпит существенные изменения. Она станет называться «Микроповреждения (микротравмы)».

В ней появится следующее определение. Микроповреждения (они же микротравмы) — это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, не повлекшие расстройства здоровья или временной нетрудоспособности.

Работодатель обязан учесть микротравмы, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности. Но не в любом случае, а только если человек сам сообщит о повреждении своему начальнику. Рекомендации по учету микротравм должен утвердить Минтруд. На сегодняшний день уже разработан проект таких рекомендаций.

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Нормы выдачи средств индивидуальной защиты

Комментируемые поправки сохранят за работодателями обязанность обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Их необходимо выдавать для защиты от вредных и опасных факторов производственной среды, от загрязнений и на работах, выполняемых в особых температурных условиях.

В новой редакции статьи 221 ТК РФ появится список изделий, которые относятся к СИЗ. В него входит спецодежда, специальная обувь, дерматологические средства защиты. Плюс к ним — СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, а также средства защиты от падения с высоты. Перечень является открытым. При необходимости в него включают и другие пункты.

Напомним, что сейчас действует множество отраслевых норм выдачи СИЗ. Работодатели вправе устанавливать свои нормы, если они не уменьшают объемы выдачи, предусмотренные отраслевыми документами (см. «Минтруд: работодатель не вправе выдавать работникам средства индивидуальной защиты в меньшем объеме, чем это установлено типовыми нормами»).

На основании комментируемых поправок Минтруд должен утвердить единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств (новая редакция ст. 221 ТК РФ). Когда именно это произойдет, пока не известно.

Но даже после появления новых норм организациям и предпринимателям будет разрешено использовать те, что действуют сейчас. Правда, есть ограничение по времени. После 31 декабря 2024 года придется перейти на новые нормы (п.

 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ).

Бизнес указал на невозможность законного использования легких дронов

Новые требования к работе эксплуатантов легких беспилотных летательных средств (БПЛА) — 30 кг и менее — могут остановить рынок авиаработ с участием таких аппаратов с 1 марта. Об этом сообщили «Известиям» в ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем AeroNext в понедельник, 7 февраля.

С 1 марта 2022 года вступает в силу пункт 2.

7 федеральных авиационных правил (ФАП) № 494, согласно которому специалисты предприятий, работающие с беспилотными авиационными системами (БАС), должны пройти обучение по специальным программам подготовки, утвержденным Росавиацией. Но типовая программа до сих пор не утверждена ведомством, сообщили в AeroNext. Не установлен и документ, который будет подтверждать квалификацию таких специалистов.

При этом Ространснадзор уже вынес одному крупному игроку на рынке БПЛА предписание об устранении нарушений, выполнить которое они сейчас не могут, сообщил представитель AeroNext. В ассоциации опасаются дальнейших штрафов для этих компаний.

Председатель Совета по профквалификациям воздушного транспорта Андрей Борисенко 27 января направил письмо в Минтранс, в котором попросил отложить вступление в силу пункта 2.7 ФАП № 494. Документ адресован замглавы ведомства Игорю Чалику (копия документа есть в распоряжении редакции «Известий»).

Главный документ для эксплуатанта любых воздушных судов — это сертификат эксплуатанта. Чтобы его получить в Росавиации, нужно документально подтвердить соответствие установленным требованиям самого беспилотника и авиаперсонала. Для персонала обычно требуется получение свидетельства авиационного специалиста.

При этом, согласно нормам Воздушного кодекса, для пилотирования дронов до 30 кг выдача такого документа не требуется.

А иной аналогичный документ, на основании которого специалист данной категории может быть допущен к деятельности, законодательно не определен, — объяснил «Известиям» генеральный директор AeroNext Глеб Бабинцев.

Сейчас в России не выдано ни одного свидетельства внешнего пилота для легких беспилотников. При этом, по оценке AeroNext, в России зарегистрированы 40 тыс.

легких беспилотников, половина из них используется в коммерческой деятельности, а другая половина — любительские — используется в личных целях.

Но есть и большой теневой рынок БАС, которые не зарегистрированы в Росавиации, признается Бабинцев.

Существующие рабочие, а не типовые программы подготовки внешних пилотов также не могут быть утверждены Росавиацией, так как ведомство принимает к рассмотрению программы только сертифицированных авиационных учебных центров (АУЦ).

«Но прохождение подготовки этих специалистов в АУЦ вообще избыточно. Рынок существует в России уже 17 лет. Программы и профстандарты, разработанные образовательными организациями при самих компаниях — разработчиках БАС, уже существуют, и нет поводов сомневаться в их качестве. Эти компании сами озабочены безопасностью полетов дронов», — сказал Бабинцев.

Он добавил, что легкими беспилотниками пользуются специалисты разных сфер деятельности — кино, СМИ, предприятия, ведущие съемки над стройками и фермерскими хозяйствами.

В июле 2021 года «Известия» писали, что AeroNext просила Минтранс, Минэкономразвитя и Минпромторг отозвать проект Минтранса, который вносит изменения в регулирование дронов. Проект предполагал в том числе сертифицирование компонентов легких дронов массой от 250 г до 25 кг и их оснащение специальным оборудованием для наблюдения и прерывания полета при необходимости.

Бизнес выступил против выдачи свидетельств специалистам по эксплуатации дронов, оснащения беспилотников бортовыми устройствами, которые позволяют наблюдать за полетом.

Представители бизнеса отмечали, что законопроект Минтранса — это более сложная редакция его прошлогодней инициативы, не поддержанной рабочей группой по законодательству и устранению административных барьеров Национальной технологической инициативы «Аэронет» и получившей отрицательное заключение Минэкономразвития по результатам оценки регулирующего воздействия.

Однако в ассоциации подчеркивали, что разумное регулирование необходимо. Отсутствие нормативно-правовой базы замедлит развитие отечественного рынка беспилотников, указывали там.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *