Изменение Налогового кодекса РФ с 1 июля 2021 года

Налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой им иностранной компании (КИК) путем представления в налоговый орган годовой финансовой отчетности КИК, аудиторского заключения (обязательный или добровольный аудит финотчетности). Причем данные документы организациями представляются вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физлицами — вместе с уведомлением о КИК.

С 09 декабря 2020 года за непредставление налоговому органу вышеуказанных документов либо представление заведомо недостоверных сведений грозит налогоплательщику — контролирующему лицу штрафом в размере 500 000 руб. (п.1.1 ст.126 НК РФ). Сейчас наказание — 100 000 руб., т.е. штрафные санкции увеличили в 5 раз.

Кроме того, с 09.12.

2020 года за непредставление документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в течение 1 месяца с даты получения требования от налогового органа — штраф с контролирующего лица составит 1 000 000 руб. (новый п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Изменения в ст.126 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ).

В прежней редакции ст.29 НК РФ не было упоминания о доверенности физлица со статусом индивидуального предпринимателя (ИП). Это исправлено. Для налогоплательщиков — ИП и физлиц установлены единые правила оформления «налоговых» доверенностей.

С 23 декабря 2020 года представлять интересы ИП и физических лиц без предпринимательского статуса в налоговых органах можно не только на основании бумажной доверенности, удостоверенной нотариусом. Для этих целей подойдет электронная доверенность, подписанная электронной цифровой подписью (ЭЦП) доверителя, то есть похода к нотариусу можно миновать.

Хочется отметить, что обновленная редакция п. 3 ст. 29 НК РФ порадовал не только физлиц, но и организации, поскольку в ней нет новелл, которые касаются именно компаний, а они активно обсуждались законодателями.

Предполагалось ввести обязательное нотариальное заверение доверенности, выданной юридическим лицом, т.е. печати организации и подписи ее руководителя было бы недостаточно.

Так что, компании могут облегченно вздохнуть и оформлять бумажные доверенности как обычно, без привлечения нотариуса.

Изменения в ст.29 НК РФ внесены Федеральным законом от 23.11.2020 года № 374-ФЗ (далее — Закон № 374-ФЗ).

С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.

Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.

Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб.

Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.

Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст.

 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.

Как известно, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения суммы недоимки. При этом не редкость, когда сумма пени в требовании гораздо меньше той, которая будет на дату фактического погашения долга по налогу, а налогоплательщик перечисляет в бюджет только суммы, указанные в требовании.

В такой ситуации инспекция может направить требование на «зависшую» сумму пени (с даты требования по день фактической уплаты налога). Отдельного срока для направления требования об уплате задолженности по пеням, когда задолженность по налогу уже уплачена, НК РФ не содержал и зачастую приходилось руководствоваться общими положениями п. 5 ст.

 75 НК РФ, разъяснениями Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.51), письмом ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, с учетом которых требование должно направляется не позднее 3 месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части), если ее размер менее 500 руб.

, а с учетом более новой редакции п.1 ст. 70 НК РФ — менее 3 000 руб.

Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.

Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.

Действующей редакцией ст. 48 НК РФ предусмотрено, что инспекция не вправе обратиться в суд за взысканием налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов пока недоимка не составит 3 000 руб. В случае, если недоимка не растет, инспекторам придется дождаться, когда пройдут 3 года и только после этого (в течение 6 месяцев) они могут обратиться в суд.

С 23 декабря 2020 года для подачи иска в суд о взыскании долга с физлица важно чтобы его размер был не менее 10 000 руб., т.е. пороговое значение для обращения в суд повышено с 3 000 до 10 000 руб. (ст. 48 НК РФ).

Изменения в ст.48 НК РФ внесены Законом № 374-ФЗ.

В п.10 ст. 78 НК РФ внесли коррективы, согласно которым с 23 декабря 2020 года проценты за несвоевременный возврат переплаты, которые инспекция начислила на дату вынесения соответствующего решения о возврате переплаты, перечислят без заявления налогоплательщика.

Во всех иных случаях, увы, заявление на возврат процентов надо будет подавать в налоговый орган.

Изменения в ст.78 НК РФ внесены Законом № 374-ФЗ.

С 23 декабря 2020 года расширен перечень документов, которые могут быть представлены (получены) налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Так, через МФЦ можно будет подать в инспекцию сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, получить налоговое уведомление (п.2.1 ст. 23, п.4 ст. 52 , ст.

 362 НК РФ).

Напоминаем, что организации обязаны уведомить налоговый орган о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, если не получили сообщения об исчисленной инспекцией сумме налогов по таким объектам. Если этого не сделать — штраф 20% от неуплаченной суммы налога (п. 2.2 ст. 23, п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 января 2021 года налоговые органы будут представлять оператору информационной системы «Одно окно» (АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ)) сведения о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке. Соответственно такая информация не будет налоговой тайной. (п. 2.2 ст.102 НК РФ).

В тоже время с 1 января 2021 года к налоговой тайне отнесены сведения о налогоплательщиках и плательщиках взносов, которые от инспекций поступают в госорганы и органы местного самоуправления для оценки налоговых расходов в соответствии со ст. 174.3 Бюджетного кодекса. Доступ к этим сведениям имеют только должностные лица, определяемые руководителями госорганов и органов местного самоуправления (п. 11 ст.102 НК РФ).

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 января 2021 года отменены ограничения по уточнению платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Для них предусмотрены общие «налоговые» правила, т.е.

платежи по страховым взносам можно уточнять даже если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС (п. 9 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, уточнено, что излишне уплаченная или излишне взысканная сумма страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, только если по информации территориального органа ПФР указанная сумма в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Следует отметить, что данная поправка связана с Постановлением Конституционного Суда от 31.10. 2019 № 32-П, которым признано «неконституционными» существующие ограничения прав страхователя на возврат излишне уплаченных им взносов.

С 1 июля 2021 года инспекция вправе признать поданную декларацию (расчет) «непредставленной» по основаниям, определенным в закрытом перечне (ст.80 НК РФ). Так, если в ходе «камералки» инспектор выявит наличие хотя бы одного из нижеперечисленных обстоятельств, отчетность будет считаться «непредставленной» (п.4.1 ст. 80 НК РФ):

  • подписание декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
  • дисквалификация генерального директора, подпись которого стоит в отчетности;
  • отчетность подписана электронной подписью (УКЭП) физического лица, умершего еще до даты подписания документа. Напомним, что дата смерти есть в Реестре ЗАГС;
  • в отношении генерального директора, который подписал отчетность, в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности информации;
  • до даты подачи отчетности компания исключена из ЕГРЮЛ;
  • данные декларации по НДС не соответствуют установленным контрольным соотношениям;
  • общая сумма страховых взносов в расчете по не соответствует данным по каждому застрахованному.

Кстати, сейчас инспекторы тоже могут признать отчетность «непредставленной» — основания поименованы в пункте 19 Административного регламента (утв. Приказом ФНС от 08.07.2019 года № ММВ-7-19/343). Например, это подача декларации не в ту инспекцию, не по той форме (формату), случаи, когда не подтверждены полномочия подающего отчетность, декларация подписана дисквалифицированным руководителем.

То есть, с июля 2021 года закрепляются на законодательном уровне положения, фактически действующие сейчас, а в отношении декларации по НДС вводится еще одно основание, когда она может считаться «непредставленной» — данные отчетности не соответствует контрольным соотношениям, определенным ФНС.

О факте непредставления отчетности инспекция уведомит в течение 5 рабочих дней со дня выявления «нехорошего» обстоятельства (п.4.2 ст.80 НК РФ в ред. с 01.07.2021 г.).

Если установлены несоответствия показателей представленной декларации по НДС по контрольным соотношениям (нарушен порядок заполнения) — инспекция «обрадует» уведомлением по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации (п. 5.3 ст. 174 НК РФ).

Чтобы исправить ситуацию и декларация была признана вовремя сданной надо успеть представить исправленную отчетность в течение 5 рабочих дней после получения уведомления, (новые п.5.3 и 5.4 ст. 174 НК РФ).

Кстати, с 01.07.2021 года полномочия лица, подписавшего декларацию, можно подтвердить электронным документом (доверенностью), подписанным УКЭП доверителя (п. 5 ст. 80 НК).

ФНС должна успеть к июлю 2021 года подготовить электронный формат доверенности на подписание от его имени отчетности и порядок ее направления по телекоммуникационным каналам связи.

Указанные новшества касаются налоговых деклараций (расчетов), поданных в налоговый орган после 01.07.2021 года.

Основание — Закон № 374-ФЗ.

Защитите себя и свою компанию уже сейчас! «Правовест Аудит» рекомендует начинать проведение аудита уже сейчас — это позволит навести порядок и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.Узнать стоимость аудита

Читайте также:  Налог на землю для пенсионеров в 2021 году

В ходе «камералки» инспекция вправе требовать необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены льготы. Их надо дать в течение 5 рабочих дней (п.6 ст. 6.1, п.6 ст. 88 НК РФ).

С 01.07.2021 года налогоплательщик может «объясниться» путем представления «электронного реестра» подтверждающих документов (обновленный п.6 ст. 88 НК РФ). Формат документа ждем от ФНС.

Основание — Закон № 374-ФЗ.

С 01.07.2021 года инспекция может заблокировать счет компаний или ИП, только если они просрочили представление отчетности более чем на 20 рабочих дней (пп.1 п.3, п.3.2 ст. 76 НК РФ). Сейчас блокировка счета грозит при опоздании с налоговой отчетностью на 10 и более рабочих дней.

Кстати, о предстоящей блокировке счета инспекторы могут сообщить не менее чем за 14 рабочих дней до того, как будет принято соответствующее решение (новый п.3.3 ст. 76 НК РФ). Но могут не сообщать, т.к. не обязаны это делать.

Изменения внесены Законом № 368-ФЗ

С 01.07.2021 года начнут действовать положения о национальной системе прослеживаемости, закрепленные в налоговом законодательстве.

Компании, чья деятельность связана с товарами, подлежащими прослеживаемости, должны сдавать в налоговый орган отчеты о таких операциях, а также документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 2.3 ст.23 НК РФ).

С 01.07.2021 года налоговые органы вправе требовать представление документов, относящихся к «прослеживаемости», если найдены противоречия между данными (новый п.8.9 ст. 88 НК РФ):

  • в представленной декларации и данными отчета и (или) документов, содержащих реквизиты «прослеживаемости»;
  • декларации по НДС и отчетом другого налогоплательщика, связанного с операциями с «прослеживаемыми» товарами;
  • отчета самого налогоплательщика и сведениями отчета другой компании.

Если выявлены вышеуказанные противоречия — не исключен визит инспекторов для осмотра территорий и помещений организации (ст. 88, 91,92 НК РФ).

Изменения внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 371-ФЗ

С 1 июля 2021 года у потребительских кооперативов появится новая обязанность — сообщать налоговому органу сведения о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество, предоставленное своим членам и иным лицам, имеющим право на паенакопления (новый п. 9.5 ст. 85 НК РФ).

Данные сведения нужно сообщать в налоговый орган по субъекту РФ по месту своего нахождения (УФНС) в течение 10 дней со дня полного внесения соответствующего паевого взноса.

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 июля 2021 года у налоговой службы появится новое основание для проведения повторной выездной налоговой проверки (ВНП).

Она может быть проведена не только в случае, если за проверенный период представлена «уточненка» в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (пп.2 п.10 ст.

89 НК РФ), но и в случаях, когда в уточненной декларации увеличена заявленная к возмещению сумма НДС (акциза) либо увеличена сумма полученного убытка.

Дополнения в пп.2 п.10 ст. 89 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2020 года № 470-ФЗ.

Изменения налогового законодательства в 2021 году

Изменения налогового законодательства в июле и ноябре каждого года – обычная процедура. И 2020 год не стал в этом отношении исключением.

  • В данной статье рассмотрим отдельные изменения, которые принёс федеральный закон № 374-ФЗ от 23 ноября 2020 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • В представленном законе есть несколько важных норм, у которых разные даты вступления в силу: с 23 декабря 2020года, с 1 января 2021 года и с 1 июля 2021 года.
  • Начнём с того, что ближе.

С 23 декабря 2020 года вступают в силу отдельные изменения, которые связаны с налоговым администрированием, т. е. с первой частью Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Знание этих норм позволяет строить отношения с налоговыми органами более комфортно и не создавать конфликтных ситуаций. 

Новые термины 

В статье 11 НК РФ, в которой раскрываются институты, понятия и термины, используемые в НК РФ, появилось новое определение в связи с изменением порядка уплаты налогов в бюджет с января 2021 года.

«Счёт Федерального казначейства – казначейский счёт для осуществления и отражения операций по учёту и распределению поступлений». 

Введены новые обязанности налогоплательщика 

Все обязанности налогоплательщиков перечислены в статье 23 НК РФ, в т. ч. и обязанности сообщать отдельную информацию налоговым органам.

Поскольку эпидемиологическая ситуация в мире в 2020 году внесла свои коррективы в деятельность многих компаний, а также в порядок организации информационного обмена, то и тут не обошлось без изменений.

И налоговые органы предлагают разные формы информационного обмена: если у вас есть объект налогообложения, а налоговые органы о них по какой-то причине не знают, не забудьте об этом сообщить.

«Сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Напоминаем, что данное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Изменение Налогового кодекса РФ с 1 июля 2021 года

Редакцию обоих частей Налогового кодекса РФ с 01.07.2021 изменили сразу несколько новых законов:

Блокировка счетов

Новой редакцией статьи 76 НК РФ «Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей» установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств:

В случае непредоставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока предоставления такой декларации — в течение трех лет со дня истечения срока сдачи отчета плюс 20 дней.

Установлено, что налоговый орган вправе направить налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) уведомление о неисполнении обязанности по предоставлению налоговой декларации (расчета) не позднее чем в течение 14 дней до дня принятия решения о приостановлении операций по счетам.

Налоговый осмотр

Новой редакцией статьи 92 НК РФ «Осмотр» установлено право должностных лиц ФНС в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, производить, в том числе, осмотр помещений проверяемого лица, документов и предметов:

  • при проведении выездной налоговой проверки;
  • при проведении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации в случаях, предусмотренных пунктами 8, 8.1 и 8.9 статьи 88 НК РФ;
  • при проверке в рамках налогового мониторинга налоговой декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению, или при выявлении противоречий или несоответствий, указанных в пунктах 8.1 и 8.9 статьи 88 НК РФ.

Обстоятельства, при которых налоговая декларация (расчет) считается непредоставленной

В статье 174 НК РФ указано, что в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей предоставленной налоговой декларации контрольным соотношениям, свидетельствующего о нарушении порядка ее заполнения, такая налоговая декларация считается непредоставленной, о чем налогоплательщику (налоговому агенту, лицу, указанному в пункте 5 статьи 173 НК РФ) не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, направляется уведомление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. На исправление дают 5 дней. Если налогоплательщик уложится в этот срок, то датой предоставления указанной налоговой декларации считается дата предоставления первоначальной налоговой декларации, которая была признана непредоставленной.

Контрольные соотношения, при которых декларацию признают несданной:

  • несоответствие показателей предоставленной налоговой декларации по НДС контрольным соотношениям;
  • обстоятельства, предусмотренные пунктом 7 статьи 431 НК РФ;
  • подписание налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
  • дисквалификация физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика и подписавшего налоговую декларацию (расчет);
  • наличие в ЕГР ЗАГС сведений о дате смерти физического лица, если она наступила до подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью данного лица;
  • наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), если запись внесена до предоставления налоговой декларации (расчета), подписанной данным лицом;
  • внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица — налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) путем реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа до даты предоставления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Камеральная проверка

Статьей 88 НК РФ в новой редакции определено, что в рамках камеральной налоговой проверки налогоплательщики вправе в качестве пояснения предоставлять в электронной форме реестр документов, подтверждающих налоговые льготы. Форму и порядок заполнения указанного реестра, а также формат и порядок предоставления его в электронной форме утверждает ФНС России.

При проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС пояснения в электронном виде, предоставленные в налоговый орган не в установленном формате, не будут считаться предоставленными. До сих непредоставленными признавались только пояснения на бумажном носителе.

Читайте также:  Изменение Налогового кодекса РФ с 1 октября 2022 года

Установлено, что в рамках камеральной проверки налоговой декларации налоговики вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:

  1. Между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, предоставленной налогоплательщиком в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ и главами 26.1 НК РФ и 26.2 НК РФ, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, или документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, предоставленных в налоговый орган.
  2. Между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, предоставленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, предоставленном в налоговый орган другим налогоплательщиком.
  3. Между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, предоставленном налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, предоставленном в налоговый орган другим налогоплательщиком.

Налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий, если такие документы ранее предоставлялись в налоговый орган.

Проведение налогового мониторинга

В статье 105.26 НК РФ снижены лимиты для возможности обращения организации с заявлением о проведении налогового мониторинга.

Теперь это не менее 100 миллионов рублей уплаченных налогов и суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором предоставляется заявление о проведении налогового мониторинга, — не менее 1 миллиарда рублей.

В статье 105.27 НК РФ увеличен срок подачи заявления о проведении налогового мониторинга (не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг). Предусмотрены правила продления налогового мониторинга.

Если организация, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, не предоставила до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в проведении налогового мониторинга, налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга в отношении следующего периода.

В новой редакции статьи 88 НК РФ и статьи 89 НК РФ уточняются основания для проведения камеральных и выездных налоговых проверок за период, за который проводится налоговый мониторинг.

Новой редакцией статьи 93.1 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговый мониторинг, наделено правом истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, эти документы (информацию).

В статье 105.28 НК РФ установлены обязанность налогового органа уведомить в электронной форме организацию о наличии основания для досрочного прекращения налогового мониторинга и право организации предоставить в налоговый орган необходимые пояснения.

В статью 105.30 добавили новый пункт 4.3 следующего содержания:

Запрос о предоставлении мотивированного мнения и прилагаемые к нему документы (при их наличии) направляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

О продлении срока направления мотивированного мнения налоговый орган сообщает организации в электронной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.

Внедрение национальной системы прослеживаемости товаров

Новой редакцией статьи 23 НК РФ «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)» предусмотрено, что налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязаны предоставлять в налоговый орган отчеты об операциях с такими товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые устанавливаются правительством РФ.

Организации или ИП при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным ФНС России.

Электронный документооборот

Статьей 31 НК РФ «Права налоговых органов» в новой редакции определено, что документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий, могут передаваться через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

В новой редакции статьи 80 НК РФ установлено, что:

  • при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее предоставления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения;
  • при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее предоставления считается дата ее отправки.

НДС

В статье 154 НК РФ установлен особый порядок определения налоговой базы по НДС при реализации приобретенной у физических лиц электронной и бытовой техники.

Определено, что при реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утверждаемому правительством РФ, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.

3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной техники. Такой порядок применяется в отношении операций по реализации электронной, бытовой техники, совершенной, начиная с 01.01.2022.

Обновление счетов-фактур

В статье 169 НК РФ обновляются формы счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры, журнала учета счетов-фактур, книг продаж и покупок и дополнительных листов к ним. Теперь:

Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур, если иное не предусмотрено статьей 169 НК РФ, в соответствии с установленными форматами и порядком.

При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, теперь выставляются в электронной форме, за исключением случаев:

  • реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
  • реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
  • реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства — члена Евразийского экономического союза.

Транспортный налог

По новой редакции статьи 52 НК РФ «Порядок исчисления налога, страховых взносов», перерасчет транспортного налога не будет производиться, если он повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога.

Операции с этиловым спиртом

С 01.07.2021 налоговый орган аннулирует свидетельства организаций, получивших в 2020 году свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, и не предоставивших документы, предусмотренные подпунктом 4 пункта 4.5 статьи 179.2 НК РФ.

Изменения с 1 июля 2021 года

Прослеживаемость товаров

Национальная система прослеживаемости товаров предусмотрена Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Система обеспечивает сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости (холодильники, автопогрузчики, стиральные машины, экскаваторы, мониторы, детские коляски, металлическая мебель и др.

), и операций, связанных с оборотом таких товаров среди государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС),

Отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости

С 1 июля 2021 года организации, совершающие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, должны представлять отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости. Порядок представления отчетов утверждает Правительство РФ.

Правила оформления документов при работе с прослеживаемыми товарами

С 1 июля 2021 года согласно Федеральному закону от 09.11.

2020 № 371-ФЗ компании, реализующие товары, попадающие в перечень прослеживаемых, должны будут представлять в инспекцию отчет об операциях и документы со специальными реквизитами. Правила устанавливает правительство.

При выявлении инспекцией несоответствия в данных, инспекция может истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, которые относятся к спорным сделкам.

Счет-фактуру и корректировочный счет-фактуру по прослеживаемым товарам, как правило, нужно будет выставлять в электронной форме. В него добавят новые реквизиты, но на вычет они не повлияют.

С 1 июля 2021 года действуют новые формы счетов-фактур, деклараций и регистров по НДС. Применять их должны все. Кто не ведёт операции с прослеживаемыми товарами, в новых счетах -фактурах не должны заполнять новые графы.

Новые счета-фактуры утверждены Постановлением Правительства от 02.04.2021 № 534. Основные изменения касаются организаций и предпринимателей, работающих с прослеживаемыми товарами.

Кроме того, есть и общие изменения

Во-первых, в шапке добавлена строка 5а для указания реквизитов (номер и дата составления) документа на отгрузку (товарная накладная, акт оказанных услуг, УПД и др.), на основании которых составлен счёт-фактура.

Во-вторых, для указания порядкового номера записи введена отдельная графа 1. Наименование товаров надо указывать в графе 1а, а код по ТН ВЭД ЕАЭС — в графе 1б.

Читайте также:  Как получить кредит ип в 2021 году

Графа 1 связана со строкой 5а. Документ об отгрузке соотносится с конкретными порядковым номером записи в счёте-фактуре. Если счёт-фактура составлен на товар по нескольким товарным накладным (сводный счёт-фактура), то в графе 5а надо указать порядковые номера строк из счёта-фактуры, которые относятся к конкретной накладной. Отделять документы следует точкой с запятой.

С 1 июля 2021 года обновляется декларация по НДС

С 1 июля 2021 года ужесточаются требования к декларации и пояснениям по прослеживаемым товарам. Во-первых, декларации, которые не соответствуют контрольным соотношениям, а значит неправильно заполнены, инспекции будут аннулировать.

Во-вторых, в ходе камеральной проверки инспекция может запросить пояснения.

Если налогоплательщик подаст их в электронном виде, но в неустановленном формате, они считаются не представленными и налогоплательщику грозит штраф в 5 000 рублей.

Законодательные изменения для бухгалтеров с 1 июля 2021

Второе полугодие 2021 года началось с обновления законодательства во многих сферах жизни и деятельности. В обзоре рассказываем, что изменилось с 1 июля 2021 и кого коснулись нововведения.

Окончательный переход на карты «МИР»

1 июля 2021 года — крайняя дата переходного периода для проведения необходимых мероприятий для применения расчетов по карте «МИР».

С 1 июля 2021 года все социальные выплаты от государства и внебюджетных фондов будут перечислять только на карты национальной платежной системы. Об этом говорится в Письме Банка России от 18.12.2020 № ИН-04-45/175.

Соответственно, получателям государственных пособий и других выплат необходимо позаботиться о наличии карты «МИР».

Ответы на вопросы по карте «МИР» найдете в материалах:

Новые детские пособия

С 1 июля 2021 для малоимущих неполных семей и будущих родителей будет оказываться дополнительная финансовая помощь от государства.

Подробнее о новых детских пособиях читайте в наших материалах:

Меняется форма и порядок заполнения СЗВ-ТД

Обновлен бланк и правила заполнения отчета СЗВ-ТД. По новым правилам графа «Код выполняемой функции» подлежит заполнения абсолютно всеми работодателями.

Обновленная СЗВ-ТД предусматривает отражение процедуры реорганизации компании, для этого ввели раздел «Сведения о работодателе, правопреемником которого является страхователь». Также добавили графу «Работа в районах Крайнего Севера/Работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Эти данные требуются при досрочном назначении пенсионных выплат.

Более подробную информацию о СЗВ-ТД с июля 2021 года вы найдете в статье «Новая форма СЗВ‑ТД с 1 июля 2021 — изменения и образец».

Обновления в правилах работы с электронными счетами-фактурами (ЭСФ)

Вступил в силу Приказ Минфина России от 05.02.2021 № 14н, устанавливающий правила обмена счетами-фактурами по телекоммуникационным каналам связи. Этот приказ обязывает операторов ЭДО взаимодействовать между собой напрямую или через другого оператора (операторов). Кроме того, приказ дает определение понятиям «дата выставления» и «дата получения» электронного счета-фактуры.

О других нюансах работы с ЭСФ узнаете из статьи «Как работать с электронными счетами-фактурами с 1 июля 2021».

Некоторые товары будут прослеживать

Это изменение касается в первую очередь компаний, занимающихся импортной деятельностью. Определенный перечень ввозимых товаров будет отслеживаться на всех этапах «жизненного» пути: от ввоза в страну до вывоза или утилизации. Для отслеживания вводятся новые бланки счета-фактуры, книг покупок и продаж, а также изменения в декларация по НДС.

Правила, по которым будут прослеживаться товары, закреплены в:

  • Законе от 09.11.2020 № 371-ФЗ;

С 1 июля фнс будет взимать ндфл с карточных переводов. правда или миф?

Согласно указаниям ст. 86 НК РФ, вступившим в силу 1 июля 2021 года, все банковские учреждения обязуются по первому требованию налоговой службы передавать в ФНС сведения о движении средства на дебетовых картах клиентов-физлиц. Чем подобный контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2021 года обернется для граждан? Будет ли взиматься НДФЛ со всех денежных пополнений?

Добрый день, читатели и подписчики канала «Мир Самоцветов». Валяюсь вечерком на диване с томиком Рэя Бреддбери. Вкушаю, так сказать, прелести мировой литературы. «Треньк», — сказал мне телефон. «Ага», — ответил я ему и открыл входящее сообщение:

-С первого июля все переводы на карты физических лиц налоговая обложит по полной!!!

Примерно так прокричало мне сообщение от коллеги по общественному блоку.

— Нет, ты представляешь? — продолжал возмущаться собеседник: — Перевёл ты ребятёнку, скажем, две тысячи на карманные расходы. А ФНС с них — БАЦ! И «откусила» 13% налогов. А то ещё и штраф навалила сверху, посчитав это незаконными доходами. Как тебе такое?

Разумеется, мне такое не понравилось. Но и в панику впадать тоже было не интересно. С тем и полез читать комментарии да пояснения самой налоговой инспекции. И вот, что узнал:

С 1 июня 2021 года действительно вносились изменения в текст ст.

86 НК РФ, однако, изменения эти имеют отношение только к счетам в драгоценных металлах – с точки зрения налогового контроля, таковые были приравнены к денежным счетам.

В новых положениях говорится о том, что каждый банк России обязан предоставлять по первому требованию налоговой службы в течение 3 дней с момента получения запроса:

  • справки о наличии счетов, вкладов и об остатках драгоценных металлов на счетах/депозитах;
  • выписки по операциям на счетах юридических и физических лиц, включая ИП;
  • справки об остатках и переводах электронных денежных средств.

Подобные запросы ФНС может делать в 2 случаях: 1. Если проводится камеральная проверка (ст. 88 НК РФ), и в случае истребования документов или сведений в согласии со ст. 93.1 НК РФ.

Если на карте физлица будут обнаружены денежные средства, происхождения которых следует пояснить, гражданина вызовут на допрос.

Если выяснится, что это доходы, и владелец счета уклоняется от уплаты налога, будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога и доначислен НДФЛ 13%.

Нужно сказать, что, хотя недавние изменения в налоговом законодательстве не относятся к контролю за денежными переводами на карты граждан, усиление контроля со стороны ФНС все же очевидно.

Если на карту физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) регулярно поступают деньги неизвестного происхождения (особенно если суммы примерно одинаковые, и деньги приходят в один и тот же день), это обязательно привлечет внимание налоговой инспекции – они заподозрят «серые» доходы. В наше время достаточно много людей становится фрилансерами и самозанятыми гражданами, не желая уплачивать НДФЛ и взносы в ПФР.

В интернете с июня текущего года начали появляться новости о том, что налоговая служба займется изучением поступлений на пластиковые карты россиян, в результате чего владельцев карт станут повсеместно вызывать на допросы.

Физические лица должны будут предъявить доказательства того, что денежные поступления не являются доходом за оказание каких-либо услуг или выполнение работ. В том случае, если подтверждения не будут предоставлены, ФНС получает право взимать с «доходов» налог по стандартной ставке НДФЛ 13%.

Такие предположения являются заблуждением – никакие поправки в Налоговый кодекс относительно обложения налогом поступлений на карту не были приняты. А вот вызвать в отделение ФНС для пояснений — это могут.

Как избежать проблем с налоговой службой

На самом деле, контроль за движением средств на счетах физических лиц осуществляется налоговой службой давно – согласно положениям Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, банки обязаны передавать ФНС интересующие их сведения. Это мера по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Если на банковский счет физического лица регулярно приходят деньги от другого физического лица, налоговая служба начинает подозревать, что это оплата за оказанные услуги или выполненные работы.

Чтобы не дать повода налоговым инспекторам сомневаться в целях денежных переводов, следует обозначать назначение платежа при его отправке.

Необходимо оставить комментарий наподобие «Возвращаю долг» или «Это тебе на день рождения».

Если тема нравится — жмём «палец-вверх».

А на сегодня — новостей больше нет. Не забываем отмечать понравившиеся материалы и подписываться на канал «Мир Самоцветов» , чтобы не пропустить что-нибудь полезное.

PS. Ещё один мой канал, где я делюсь собственными хобби и увлечениями: Fon-Kraft — ибо не деньгами едиными живём.

Ну, и, чтобы знать наверняка, отважусь на небольшой эксперимент: можете — в награду за труды и на развитие канала — пожертвовать мне толику денег. А в конце года, когда закончится налоговый период, я напишу: начислила мне налоговая НДФЛ на переводы или нет?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *