1 ноября 2017, 10:39 848 просмотров
В связи с введением новой системы учета, жизненно важные медикаменты могут стать дороже для государства, сообщает РБК.
Несовершенство реестра лекарств и введение новой системы для госзакупок от «Ростеха» могут привести к подорожанию жизненного важных лекарств уже с нового года, предупреждает ФАС
. Эксперты прогнозируют рост цен на 30%.
Информационная аналитическая система (ИАС) с весны 2017 года уже используется Министерством здравоохранения в тестовом режиме.
С 1 января 2018 года она заработает на рынке государственных закупок лекарств.
Исходя из уже внесенных данных, а также данных государственной базы лекарств, ИАС автоматически устанавливает максимальную цену контракта — это должно исключить случаи намеренного завышения цены.
Эксперты полагают, что из-за использования ИАС данных из Государственного реестра лекарственных средств (ГРЛС) эффект от внедрения системы может оказаться прямо противоположным — привести не к экономии государственных средств, а наоборот, способствовать их «искусственному увеличению».
Как рассказал начальник Управления контроля социальной сферой и торговлей Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофей Нижегородцев, хотя система «считает и функционирует» так, как надо, «есть очень серьезная проблема, которая во многом может обессмыслить и обесценить» усилия, которые были затрачены на ее разработку. По его словам, проблема заключается в каталоге лекарственных препаратов — его предлагается формировать на основе ГРЛС, «который в неудовлетворительном состоянии». Именно в ГРЛС содержатся сведения о действующем веществе препарата, его бренде, цене, дозировке и т. д.
Retail.ru
Статья относится к тематикам: Аптеки. Аптечный ритейл Подписывайтесь на наш
канал
в
Telegram
и
Яндекс.Дзен
, чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
В связи с введением новой системы учета, жизненно важные медикаменты могут стать дороже для государства, сообщает РБК.
Несовершенство реестра лекарств и введение новой системы для госзакупок от «Ростеха» могут привести к подорожанию жизненного важных лекарств уже с нового года, предупреждает ФАС
. Эксперты прогнозируют рост цен на 30%.
Информационная аналитическая система (ИАС) с весны 2017 года уже используется Министерством здравоохранения в тестовом режиме.
С 1 января 2018 года она заработает на рынке государственных закупок лекарств.
Исходя из уже внесенных данных, а также данных государственной базы лекарств, ИАС автоматически устанавливает максимальную цену контракта — это должно исключить случаи намеренного завышения цены.
Эксперты полагают, что из-за использования ИАС данных из Государственного реестра лекарственных средств (ГРЛС) эффект от внедрения системы может оказаться прямо противоположным — привести не к экономии государственных средств, а наоборот, способствовать их «искусственному увеличению».
Как рассказал начальник Управления контроля социальной сферой и торговлей Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофей Нижегородцев, хотя система «считает и функционирует» так, как надо, «есть очень серьезная проблема, которая во многом может обессмыслить и обесценить» усилия, которые были затрачены на ее разработку. По его словам, проблема заключается в каталоге лекарственных препаратов — его предлагается формировать на основе ГРЛС, «который в неудовлетворительном состоянии». Именно в ГРЛС содержатся сведения о действующем веществе препарата, его бренде, цене, дозировке и т. д.
Retail.ru
Фас опасается роста цен на лекарствафас, аптеки, покупателиhttps://www.retail.ruФас опасается роста цен на лекарстваhttps://www.retail.ru/news/fas-opasaetsya-rosta-tsen-na-lekarstva/2020-03-152020-03-15https://www.retail.ru/news/fas-opasaetsya-rosta-tsen-na-lekarstva/
public-4028a98f6b2d809a016b646957040052
Фас заявила о риске роста цен на лекарства из-за новой системы учета :: общество :: рбк
С нового года жизненно важные медикаменты подорожают для государства из-за несовершенства реестра лекарств и введения системы для госзакупок от «Ростеха», предупредила ФАС. Цены могут вырасти на 30%, оценили эксперты
Артем Геодакян / ТАСС
Проблемы с синхронизацией
С 1 января 2018 года на рынке государственных закупок лекарств заработает информационная аналитическая система (ИАС). Министерство здравоохранения (Минздрав) пользуется системой в тестовом режиме с весны 2017 года.
ИАС разработал «Ростех» по поручению Владимира Путина для мониторинга цен на медикаменты на государственных торгах.
Исходя из уже внесенных данных, а также данных государственной базы лекарств ИАС автоматически устанавливает максимальную цену контракта — это должно исключить случаи намеренного завышения цены.
Но из-за использования ИАС данных из Государственного реестра лекарственных средств (ГРЛС) эффект от внедрения системы может оказаться прямо противоположным — привести не к экономии государственных средств, а наоборот, способствовать их «искусственному увеличению», заявил начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофей Нижегородцев на Фарма Форуме РБК.
«Ростех» разрабатывал ИАС совместно с Федеральным казначейством и Министерством финансов. «Они проделали впечатляющую работу», — заявил Нижегородцев.
Как рассказал Эксперт, хотя система «считает и функционирует» так, как надо, «есть очень серьезная проблема, которая во многом может обессмыслить и обесценить» усилия, затраченные на ее разработку.
Проблема заключается, отмечает Нижегородцев, в каталоге лекарственных препаратов: его предлагается формировать на основе ГРЛС, «который в неудовлетворительном состоянии». В реестре содержатся сведения о действующем веществе препарата, его бренде, цене, дозировке и т.д. Его формированием занимается Минздрав.
Особенности закупок лекарств в России
Государство в лице Минздрава и региональных ведомств закупает лекарства по наименованию действующего вещества (международному непатентованному наименованию, МНН). Одно и то же действующее вещество может быть представлено линейкой брендов разных производителей. Закупка по МНН позволяет поддерживать конкуренцию на рынке.
Нижегородцев считает, что состояние ГРЛС неудовлетворительное, потому что в базе нет единообразия. Так, название одного и того же МНН у разных производителей представлено несколькими способами: варьируется количество пробелов между словами, виды скобок и т.д.
Все эти названия одного и того же медикамента ИАС будет считывать как разные лекарства, а это может привести к созданию искусственных монополий, ограничению конкуренции и, как следствие, к повышению цен на лекарства, пояснил Нижегородцев.
«Бездушная машина, которую представляет из себя ИАС, будет воспринимать каждый из этих вариантов написания как отдельный препарат, и это будет серьезнейшая проблема», — подчеркнул он.
В качестве примера Нижегородцев привел написание действующего вещества «амоксициллин плюс клавулановая кислота» (антибиотик) и воды для инъекций.
Первый препарат записан в ГРЛС семью разными способами, вода — двумя, еще у двух производителей воды на месте МНН стоит прочерк.
Такая ситуация грозит возможностью для заказчика выбрать определенное написание действующего вещества, которое будет соответствовать конкретному бренду.
Помимо неодинакового написания одного и того же МНН у разных брендов и производителей различается и написание лекарственной формы (таблетки, капсулы и т.д.), указывает Нижегородцев.
Например, препарат диклофенак в таблетках представлен в ГРЛС восемью разными способами написания. Среди них — «таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой», «таблетки пролонгированного действия, покрытые пленочной оболочкой», и т.д.
Насколько именно вырастут цены на препараты из-за несовершенства ГРЛС, Нижегородцев не уточнил.
Недостатком ГРЛС могут воспользоваться закупающие лекарства больницы или ведомства, намеренно выбрав для закупки из каталога такое написание МНН, под которое подходит только один бренд, пояснили слова Нижегородцева в ФАС.
В таком случае, говорят в ФАС, заказчик отклонит все заявки от других поставщиков, где написание МНН будет хоть немного отличаться от выбранного из каталога, даже если их предложение по цене будет выгоднее.
«Так заказчик ограничит конкуренцию, но формально сделает все по правилам — воспользуется каталогом ИАС», — пояснила РБК заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежда Шаравская.
Другая проблема, которая может возникнуть в связи с недостатками ГРЛС, — это некорректное формирование начальной цены контракта на лекарства.
Из-за единообразия в написании названия лекарств в ГРЛС система «Ростеха», высчитывая среднюю цену на определенное МНН, не сможет обнаружить все медикаменты с этим действующим веществом, а, например, может найти только самые дорогие или, наоборот, самые дешевые.
В таком случае государство либо переплатит за этот препарат, либо не сможет его оперативно закупить из-за слишком низкой цены предложения, подчеркивает Шаравская.
Из-за проблем с синхронизацией базы «Ростеха» и ГРЛС закупочные цены повысятся на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), потому что именно их в основном закупает государство.
В списке ЖНВЛП препараты для лечения тяжелых онкологических или генетических заболеваний, для пациентов в больницах и для льготных категорий граждан — детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.
По данным аналитической компании DSM Group, в 2016 году объем рынка госпрепаратов составил 330 млрд руб.
Сколько стоит починить ГРЛС
Приведение в порядок собственного реестра может обойтись Минздраву примерно в 5 млн руб., предположил в разговоре с РБК ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
«Составление единообразной базы — это не очень дорого. Можно найти исполнителя за 5 млн руб. Но если потребуется дополнительная интеграция с ИАС, сумма может вырасти до 50 млн руб.», — указал он.
«РТ — Проектные технологии» (структура «Ростеха», разработавшая ИАС) и Минздрав устранили почти все несоответствия написания МНН в ГРЛС, сообщил РБК заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Александр Назаров. «Сейчас только 0,5% записей в справочнике имеют подобные [описанные Нижегородцевым] несоответствия. В ближайшее время они будут устранены», — указал он. Минздрав не ответил на запрос РБК.
Представитель фармкомпании Stada назвал еще одну проблему, с которой столкнутся регуляторы и рынок после начала работы ИАС. «Больше волнует не привязка ИАС к реестру, а отсутствие региональных особенностей.
ИАС не учитывает то, что Россия большая страна и стоимость препарата в Москве, Калининграде и Магадане неизбежно будет разной из-за доставки», — указал заместитель генерального директора Stada CIS Иван Глушков.
В 2016 году на закупку антибиотика «амоксициллин плюс клавулановая кислота», о котором упоминал Нижегородцев, государство потратило 454 млн руб., зафиксировали в DSM Group.
«В случае если все заказчики воспользуются недостатком системы, описанным ФАС, и закупят самый дорогой бренд с таким действующим веществом, препарат обойдется государству в 1,5 млрд руб.
Траты на него вырастут в три раза», — рассказал РБК генеральный директор компании Сергей Шуляк. В целом, по его оценке, если проблемы с синхронизацией ГРЛС и системы «Ростеха» до нового года не будут решены, государство будет тратить на лекарства примерно на 30% больше.
«Не у всех препаратов с одним действующим веществом такая большая разница в ценах, как у МНН «амоксициллин плюс клавулановая кислота», поэтому не думаю, что рост цен будет больше 30%», — пояснил Шуляк.
Полина Звездина
Сотрудники ФАС проверят магазины из-за роста цен на лимоны
Сотрудники Федеральной антимонопольной службы России проверят поставщиков и магазины. Поводом стали многочисленные жалобы покупателей на рост цен на некоторые продукты, в частности лимоны.
Такое решение озвучил начальник управления по борьбе с картелями ФАС Российской Федерации Андрей Тенишев во время видеоконференции, в которой приняли участие представители крупных сетевых магазинов. К обсуждению присоединились и эксперты Ассоциации компаний розничной торговли.
— У нас есть вопиющие факты, когда наценка на лимоны и у сетей, и у поставщиков доходила до 300–400 процентов, а в некоторых случаях даже до 500 процентов. Все это зафиксировано специалистами. Поэтому теперь каждая сделка будет контролироваться, — прокомментировал Андрей Тенишев.
Сотрудники ведомства уточнили, что мониторинг стоимости различных товаров проводится на регулярной основе. Но особого внимания заслуживают случаи, о которых в службу сообщают потребители.
В настоящее время, как подчеркнул во время дистанционного совещания заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко, ситуация с ценами на определенные категории товаров уже стабилизировалась. И несмотря на то, что до сих пор наблюдаются отдельные колебания, они своевременно купируются.
Напомним, что цена на лимоны значительно подскочила в марте и апреле. По словам представителей антимонопольной службы, это произошло из-за сокращения на 40 процентов объемов импорта этих цитрусов в связи с пандемией коронавируса.
Ранее сообщалось, что в Россию ввозят примерно 221 тысячу тонн лимонов ежегодно. Практически половина такой продукции прибывает из Турции, 23 процента — из Аргентины и 13 процентов — из Южно-Африканской Республики.
Но власти Турции в начале апреля заявили, что могут снизить поставки в нашу страну, потому что сезон лимонов там уже заканчивается, и из-за этого их качество ухудшилось.
Кроме того, скачок цен на этот товар произошел из-за того, что в интернете появилось множество фейковых сообщений о том, что лимоны помогают вылечиться от новой инфекции.
Именно поэтому люди начали массово скупать в магазинах цитрусовые, а продавцы решили воспользоваться ситуацией и увеличили цены.
Отметим, что подобная ситуация наблюдалась и с ценами на имбирь и чеснок. Эти продукты считаются отличными помощниками в борьбе с инфекционными и простудными заболеваниями и могут способствовать укреплению иммунитета человека.
В Роспотребнадзоре опровергли эти сообщения, заявив, что излечиться от коронавируса ни лимоны, ни чеснок, ни имбирь не помогут. Проверку магазинов по поручению Генеральной прокуратуры проведут в ближайшее время. Сотрудникам антимонопольной службы предстоит дать правовую оценку действиям поставщиков и торговых сетей. При выявлении нарушений к виновным будут применены санкции.
СПРАВКА «ВМ»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — государственный орган, который обеспечивает свободу конкуренции и защиту предпринимательства на территории России, контролирует ценовую политику торговых сетей. Если в ходе проверок выявлены нарушения, ФАС инициирует возбуждение административного или уголовного дела.
Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>>
Эксперты Росконтроля назвали магазины, в которых продают лучшие лимоны
Видео дня. В России рекордно подорожали авиабилеты
В фас не согласны с методикой расчёта цен на лекарства
Новая методика расчета цен на лекарственные средства, разработанная Министерством здравоохранения РФ в исполнение январских поручений Президента РФ Владимира Путина, была на днях раскритикована Федеральной антимонопольной службой РФ.
Позиция ФАС, озвученная начальником Управления контроля социальной сферы и торговли Тимофеем Нижегородцевым на последнем экспертном совете, состоит в следующем. Цены на дженерики не должны быть выше цен на оригинальные препараты, а перечень референтных стран должен быть гибким. В основе расчета цен на дженерики должен лежать индикативный метод, в противовес затратному.
Принципиальным моментом названо пресечение возможности произвола с возвратом документов заявителей на регистрацию. Специальная комиссия для решения спорных вопросов, по мнению ФАС, не нужна, так как существует судебная система. Также ФАС против того, чтобы российские производители были обязаны поддерживать рентабельность референтных лекарственных препаратов не выше 30%.
ФАС предлагает провести перерегистрацию цен в два этапа: сначала на оригинальные препараты, а потому с учетом новых понижающих коэффициентов – на дженерики.
«В нашей стране система контроля за ценообразованием на лекарственные препараты (ЛП) пытается решить сразу несколько задач. С одной стороны, есть задача не допустить резкого роста цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), с другой регуляторы стремятся создать условия, которые бы стимулировали снижение уровня цен.
И при этом же сам по себе перечень ЖНВЛП является ориентиром для системы госзакупок и комплекса мероприятий, направленных на процессы импортозамещения и локализации производства ЛП в нашей стране.
Эти задачи очень сложно совместить «в одном флаконе», так что периодически возникают ситуации, когда выдвигаются предложения по совершенствованию методики регулирования цен, вступающие в конфликт с другими задачами».
Действительно, несмотря на то, что январские поручения Президента РФ были даны с целью не допустить завышения цен на лекарства, есть и другая сторона медали.
Директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев считает, что некоторые закупки можно назвать антирыночными, так как перерегистрации цен не было уже несколько лет, а вакцины вне зависимости от инфляции нельзя продавать по более высокой цене, так как они входят в перечень ЖНВЛП. Выходит, что некоторым производителям не то что не приходится завышать цены, они просто работают себе в убыток.
«Если оценивать текущие предложения ФАС, то бесспорным плюсом этих мер является готовность не ограничивать предельный уровень рентабельности для тех российских производителей, которые производят оригинальные ЛП. Таких производителей сравнительно немного, работать им на рынке с точки зрения продвижения своей продукции и без этого очень непросто.
Ограничение рентабельности для таких компаний будет существенно тормозить их дальнейшее развитие. В остальном предлагаемые механизмы имеют, как достоинства, так и недостатки.
Основные вопросы в предлагаемой ФАС системе координат пока возникают к порядку определения референтных стран, порядка и периодичности проверок соответствия цен в этих странах с уровнем цен в нашей стране.
Например, из заявления представителя ФАС следует, что перечень референтных стран может пересматриваться за счет исключения одних и включения других стран, соответственно цена сравнения на тот или иной препарат будет меняться.
И теоретически компания, которая работает в России, в случае, если она не успеет изменить цену уже в нашей стране, может получить взыскание ФАС. Требует конкретизации механизм определения уровня предельных цен в референтных странах, очевидно здесь могут быть разночтения и т.д. Все перечисленные и многие другие вопросы данной методики требуют конкретизации, чтобы на этапе внедрения нового порядка участники имели прозрачный и понятный алгоритм», — говорит Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma .
https://www.youtube.com/watch?v=EalWBQq1Mqg
Виктор Дмитриев добавил, АРФП также имеет ряд замечаний к предлагаемой Минздравом методике расчета цен: «С чем-то мы согласны, чего-то категорически принять не можем. Мы подготовили свои замечания и отправили регулятору. Сейчас идет рабочая дискуссия, детали которой раскрывать пока рано».
«Есть вопросы к предложению о необходимости снижения цен на дженерики, после того, как изменится цена на оригинальный препарат в России.
Здесь есть риск формирования демпинговых схем, когда производитель-оригинатор сознательно будет выдавливать с рынка препараты-аналоги, регистрируя рекордно низкую цену на свой продукт.
В краткосрочной перспективе такая модель действительно приведёт к сокращению цен, но в долгосрочной может иметь опасные последствия в виде монополизации рынка», — заключает Николай Беспалов.
По поводу конечных потребительских цен дал комментарий заместитель генерального директора сети «Губернские аптеки» Ольга Чернова.
«Аптеки обычно не следят за дискуссиями, потому что для них цены на лекарства – это данность, которую приходится принимать. Если перерегистрация цен будет чего-то стоить производителям, они это будут закладывать в сами цены.
При повышении цен повысятся и закупочные коэффициенты – как оптовые, так и розничные. Нам остается только ждать», — говорит эксперт.
Часть результатов текущей дискуссии будет озвучена 7 июля в Москве на Всероссийском конгрессе «Нормативно-правовое регулирование фармацевтической деятельности в России и ЕАЭС», в которой примут участие представители Минздрава, ФАС и ряда других министерств и ведомств. Проблемы ценообразования, действенность контроля и надзора за применением цен на лекарственные препараты, включенные в ЖНВЛП, станут одной из ключевых тем мероприятия.
Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях
Ценное мнение: ФАС выступила против заморозки стоимости продуктов
Введение государственного регулирования цен на продукты питания преждевременно, заявили «Известиям» в ФАС. Там считают, что рыночные механизмы и окрепшее сельское хозяйство обеспечивают необходимые поставки продовольствия, а также поддерживают конкурентное и справедливое ценообразование.
Искусственное сдерживание, учитывая сегодняшние запасы домохозяйств, — прямой путь к разорению многих компаний, заявили в Минпромторге. Однако законопроект о регулировании цен на продовольствие первой необходимости уже внесен в Госдуму.
По мнению экспертов, заморозка создаст дефицит ряда товаров, но не окажет сильного влияния на инфляцию.
Сдерживать нельзя оставить
Вопрос о вмешательстве государства в ценообразование на рынке продовольствия обсуждается не первую неделю. На уровне парламента и правительства впервые он поднимался 9 апреля на встрече премьер-министра Михаила Мишустина с депутатами «Единой России».
Парламентарии предложили ввести ограничение роста цен на продукты питания, а глава правительства их поддержал. В Госдуму 14 апреля внесли два законопроекта о регулировании цен на продовольствие. Однако документы разработаны депутатами «Справедливой России».
В пояснительной записке, предлагается обязать правительство замораживать розничные цены на социально значимые продукты при их удорожании более чем на 30% в месяц. Региональным властям также хотят предоставить полномочия по сдерживанию цен на товары.
При этом стоимость провианта в магазинах не должна превышать цены производителей более чем на 50%, а оптовиков — на 20%. В перечень товаров, на которые может устанавливаться ограничение торговой наценки, вошли мясо, масло, яйца, хлеб, крупы и др.
На данном этапе введение регулирования цен преждевременно, заявили «Известиям» в ФАС. Существующие рыночные механизмы и окрепшее сельское хозяйство обеспечивают достаточный объем поставок продовольствия, что дает возможность для поддержания конкурентного и справедливого уровня цен, пояснили в пресс-службе.
Нерыночные и чрезвычайные меры крайне нежелательны, когда ситуация на рынке устойчивая, заявил «Известиям» статс-секретарь, замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
По экспертным данным, 50% домохозяйств сделали запасы продуктов питания длительного срока хранения более чем на 100 дней.
С учетом этого, искусственное сдерживание цен — прямой путь к разорению огромного количества производителей и розницы, подчеркнул он.
— Благодаря слаженной работе в первую очередь торговых сетей и производителей продуктов полностью удовлетворен ажиотажный спрос покупателей, который был в конце марта. По сравнению с другими странами, где также действуют ограничения из-за пандемии, полки отечественных магазинов — полные. Всё сделано без слома рыночных механизмов и других чрезвычайных мер, — резюмировал Виктор Евтухов.
В пресс-службе правительства на просьбу «Известий» рассказать о планируемом механизме сдерживания цен и его влиянии на экономику оперативно не ответили. «Известия» направили запросы в пресс-службы партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия».
Сбавили накрутку
Сейчас ситуация с ценами стабильна и не вызывает беспокойства. Продуктовые сети стараются их сдерживать, понимая, что доходы граждан не растут, отметил Виктор Евтухов. Но из-за повышения курса валют затраты производителей тоже увеличиваются. Случаи необоснованного роста цен прорабатываются с ФАС, пояснил он.
Крупные торговые сети проявляют социальную ответственность и отказываются от наценок на значимые товары, отметили в ФАС. «Известия» спросили ритейлеров о ситуации со стоимостью товаров на продуктовом рынке.
В марте и начале апреля поставщики уведомили об увеличении цен большинства продуктов начиная от муки и заканчивая консервами на 10–50%, сообщили в X5 Retail Group.
Но повышение стоимости товара происходит только в случае аргументированных причин с их стороны.
— С 25 марта Х5 и «Магнит» обнулили торговую наценку на часть социально значимых товаров. Транспортировка продуктов, содержание персонала и другие расходы осуществляются за счет работодателя.
Так, мы смогли сдержать рост цен в рознице, а на некоторые позиции снизить.
Например, батон подешевел на 16%, а стоимость макарон и молока выросла на 0,7% и 0,3% при росте их закупочных цен на 9,7% и 7,2% соответственно, — рассказали там.
В пресс-службе «Ашан Ритейл Россия» отметили: понимая важность стабилизации цен на социально значимые продукты в большинстве случаев наценка не устанавливается. Исполнительный директор группы компаний «Дикси» Игорь Плетнев рассказал, что для смягчения роста стоимости товаров первой необходимости для граждан они применяют минимальную накрутку.
Дефицит неминуем
Искусственное сдерживание цен создаст дефицит ряда товаров, но не окажет значительного влияния на инфляцию, отметили опрошенные «Известиями» аналитики из топ-30 банков и финансовых институтов.
По словам начальника аналитического управления банка «Зенит» Владимира Евстифеева, госрегулирование спровоцирует снижение ассортимента ряда продуктов в магазинах, развитие нелегальных рынков сбыта и удорожание некоторых товаров.
Основной риск заключается в продолжительности такой политики и объеме номенклатуры подпавшей под нее продукции.
Когда регулирование будет снято и рынок вернется к нормальной работе, есть риск роста наценок на товары в магазинах, отмечает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Ритейлеры постараются «нагнать» свои выпадающие доходы, повысив цены во время реализации отложенного спроса, добавил он.
Политика сдерживания роста цен на продовольствие приемлема в нынешних эпидемиологических условиях, считает главный аналитик Промсвязьбанка Денис Попов.
Запасов продовольствия достаточно, а наблюдаемое удорожание товаров отчасти вызвано девальвацией рубля, полагает он.
Нынешняя ситуация комфортна для производителей и супермаркетов, когда они, пользуясь повышенным спросом на продовольствие, могут переложить часть издержек на потребителей, уверен Владимир Евстифеев.
Ожидать серьезного влияния на инфляцию не следует, так как заморозка коснется лишь базовых продуктов и будет компенсирована ростом цен в других сегментах, считает главный экономист Сбербанка Антон Струченевский.
Если госрегулирование цен будет масштабным, то проинфляционные риски увеличатся, полагает Антон Покатович. При оптимистичном сценарии, по мнению доцента РЭУ имени Плеханова Михаила Перельмана, до конца 2020-го потребительская корзина подорожает на 10–12%.
Рост цен коснется продовольствия, а также импортных товаров: одежды и обуви, бытовой техники и гаджетов.
ГОСНОВОСТИ.РФ › Вниманию СМИ: ФАС не прогнозирует рост цен на лекарства
ФАС
ФАС России Дата Ноя 1, 2017
- 01-11-2017 | 13:48
- Ведомство информирует о рисках роста бюджетных расходов на закупку лекарств в связи с несовершенством ГРЛС
- В связи с запросами СМИ и распространением искаженной информации о росте цен на лекарственные препараты с 2018 года ФАС России сообщает, что не прогнозирует рост цен на лекарственные препараты: антимонопольный орган обращал внимание общественности на существующие риски увеличения расходов бюджетных средств на закупку лекарственных препаратов в связи с несовершенством Государственного реестра лекарственных средств (ГРЛС).
- Применение в качестве основы для формирования и запуска информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарств (ИАС) текущей информации реестра может привести к монополизации рынков лекарственных препаратов, искажению расчетов референтных цен и значительному повышению расходов бюджетных средств.
«Сейчас информация о лекарствах в ГРЛС, который служит основой системы ИАС, не унифицирована, содержит многочисленные технические ошибки, а лекарственные формы и дозировки не сгруппированы в эквивалентные группы.
Таким образом, без предварительной работы Минздрава России по установлению эквивалентности лекарственных препаратов в каталоге лекарственных средств, который будет использоваться заказчиками, использование системы ИАС может не только существенно исказить расчеты референтных цен, но и привести к снижению конкуренции на торгах и повышению бюджетных расходов на закупку лекарственных средств», – сообщила заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская.
Эта публикация на сайте ФАС
Антимонопольная службаАнтимонопольное регулированиеФАС
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
В фокусе
Фас предупредила о возможном росте цен на лекарства с 1 января 2018 года
1 Ноября 2017 18:00
В России с нового года жизненно необходимые лекарства могут подорожать из-за неэффективной работы информационного реестра лекарств и вводимой системы госзакупок медикаментов. Об этом РБК заявил начальник управления контроля за социальной сферой и торговлей Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев
Чиновник Федеральной антимонопольной службы (ФАС) напомнил, что с 1 января 2018 года на рынке государственных закупок лекарств начнет работать информационная аналитическая система (ИАС), которую по поручению президента Владимира Путина разработала корпорация «Ростех» совместно с Министерством финансов и Федеральным казначейством для мониторинга цен на медикаменты на госторгах. Для того, чтобы не допустить завышения цен на медикаменты, ИАС будет автоматически устанавливать их максимальную цену, основываясь на внесенных в реестр данных государственной базы лекарств.
«Из-за использования ИАС данных из Государственного реестра лекарственных средств (ГРЛС), эффект от внедрения системы может оказаться прямо противоположным — привести не к экономии государственных средств, а наоборот, способствовать их искусственному увеличению», — сказал Нижегородцев.
По его мнению, проблема заключается в «неудовлетворительном состоянии» ГРЛС – речь идет об отсутствии единообразия в базе. Чиновник отметил, что в ГРЛС название одного и того же медпрепарата представлено разными способами.
«Варьируется количество пробелов между словами, виды скобок. Все эти название одного и того же медикамента ИАС будет считывать как разные лекарства, а это может привести к созданию искусственных монополий и, как следствие, к повышению цен на лекарства», – пояснил Нижегородцев.
Представитель ФАС полагает, что недостатком ГРЛС могут воспользоваться закупающие лекарства больницы или ведомства, которые намеренно будут выбирать для закупки из каталога такое написание международного непатентованного наименования (МНН) медикамента, под которое подходит только один бренд.
В этом случае, пояснили антимонопольщики, заказчик отклонит все заявки от других поставщиков, в которых написание МНН будет хоть немного отличаться от выбранного из каталога, – даже если их предложение по цене будет выгоднее.
«Так заказчик ограничит конкуренцию, но формально сделает все по правилам – воспользуется каталогом ИАС», – отметила заместитель начальника Управления контроля социальной сферой и торговлей ФАС Надежда Шаравская.
Насколько именно вырастут цены на препараты из-за несовершенства ГРЛС, в ФАС не уточнили. По оценке экспертов, лекарства могут подорожать на треть. Гендиректор компании DSM Group Сергей Шуляк отметил, что в прошлом году государство на закупку, например, антибиотика амоксициллина+клавулановая кислота потратило 454 млн рублей. Но, в случае, если все заказчики воспользуются недостатком новой системы учета и закупят самый дорогой бренд с таким действующим веществом, препарат обойдется государству в 1,5 млрд рублей – втрое дороже. В целом, по его мнению, если проблемы с работой ГРЛС и ИАС до нового года не будут устранены, государство будет тратить на лекарства примерно на 30% больше.
Фас не верит в прогнозы
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предостерегла маркетинговое фармагентство DSM Group от прогнозов по ценообразованию в фармацевтической отрасли: по мнению аналитиков, рост цен на лекарства в 2009 году составит 20%.
Оценка DSM Group может быть воспринята некоторыми компаниями как руководство к действию, опасаются в антимонопольном ведомстве.
Это уже второй случай, когда ФАС рекомендует воздержаться от прогнозов,— в прошлом году похожее предупреждение получил гендиректор «Базэлцемента» Дмитрий Савенков, обещавший рост цен на цемент до 10-12 тыс. руб. за тонну.
Предупреждение в адрес фармагентства DSM Group (агентство занимается маркетинговыми исследованиями фармрынка и рекламной поддержкой фармкомпаний) руководитель ФАС Игорь Артемьев подписал во вторник, рассказал «Ъ» начальник управления контроля социальной сферы и торговли службы Тимофей Нижегородцев. Нарушением антимонопольного законодательства, по словам чиновника, стал опубликованный агентством аналитический отчет 19 января «Лекарства будут дорожать», в котором аналитики DSM Group прогнозировали рост цен на лекарства в 2009 году на 20% (см. «Ъ» от 20 января).
Согласно еженедельному мониторингу DSM Group, с 1 октября 2008 года по первую декаду января 2009 года цены на лекарства выросли почти на 7%. «Центробанк постепенно ослабляет рубль. За этот период доллар вырос в цене на 28%; евро стал дороже на 18%.
Таким образом, бивалютная корзина подорожала на 23%, что более чем в три раза превышает рост цен на лекарства за тот же период прошлого года»,— приводят в отчете аргументы аналитики.
«Действительно, ситуация с ценообразованием на фармрынке сейчас непростая, но суть отчета может быть воспринята некоторыми компаниями как ориентир в ценовой политике, а это противоречит ст. 11 ч.
3 закона «О защите конкуренции» («физическим лицам, коммерческим и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к ограничению конкуренции».— «Ъ»),— говорит господин Нижегородцев.— Мы не возражаем, если аналитика будет опубликовываться для клиентов агентства, но не для неопределенного круга лиц».
Гендиректор DSM Group Александр Кузин о предписании ФАС знает, но пока его не получал. «Мы выполним все требования антимонопольной службы. В частности, такие прогнозы теперь будут распространяться только среди наших клиентов»,— добавил он. DSM Group входит в тройку крупнейших маркетинговых агентств в России и занимает около 20-25% рынка.
Глава IMS Health Russia (контролирует 40% рынка) Никола Милевчич назвал предписание ФАС «странным». «Свой прогноз по изменению цен мы планируем опубликовать в марте: отчет также будет содержать динамику цены за 2008 год и наш прогноз на 2009-й.
Наши оценки ситуации на рынке публикуются по всему миру и нареканий со стороны антимонопольных органов никогда не вызывали»,— добавляет он, надеясь, что отчет IMS не вызовет претензий со стороны ФАС. Директор ЦМИ «Фармэксперт» (20-25% рынка) Давид Мелик-Гусейнов тоже не видит «состава преступления» в отчете DSM Group.
«Мы также публикуем аналогичные отчеты и тоже прогнозируем, что в 2009 году цены на лекарства вырастут на 18-20%»,— отмечает эксперт.
До DSM Group, но уже за прогнозы по ценообразованию на цемент в прошлом году получил предписание и гендиректор ООО «Базэлцемент» Дмитрий Савенков. В своем интервью «Ъ» от 7 марта 2008 года господин Савенков предположил, что его компания к лету «ожидает еще большего подорожания и каких угодно ценовых взлетов, даже до 10-12 тыс. руб. за тонну».
В ФАС расценили такое заявление «как призыв к повышению цен на рынке производителями цемента». «В США запрещены подобные высказывания со стороны глав компаний, занимающих существенную долю на рынке.
Там создание картеля является уголовным преступлением, и такие заявления могли бы быть расценены как «приготовление к совершению уголовного преступления»»,— настаивали тогда представители ведомства (см. «Ъ» от 21 марта 2008 года).
Ирина Ъ-Парфентьева
Закупка лекарственных средств по 44‑ФЗ
Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
Дополнительные требования к поставщикам
- Закон № 44-ФЗ содержит специальные нормы, применяемые при закупках лекарственных средств.
- Во-первых, участник закупки должен иметь лицензию на производство лекарственных средств и (или) на осуществление фармацевтической деятельности.
- Во-вторых, если по контракту предполагается закупка наркотических или психотропных лекарственных средств, то участник закупки должен иметь лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
В-третьих, участник закупки лекарственных средств, предложивший цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта.
Обоснование может содержать гарантийное письмо от производителя, включающее в себя цену и количество поставляемого товара, иные документы, которые подтверждают возможность осуществить поставку товара по предложенной цене.
В случае невыполнения данного требования или признания предложенной цены необоснованной конкурсная заявка отклоняется, а при проведении аукциона его победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта.
В-четвертых, при закупке препарата из перечня жизненно важных и необходимых лекарственных средств (ЖВНЛС), их стоимость не должна превышать предельные отпускные цены, установленные государством. Иначе заявка будет отклонена (ч. 10 ст. 31 Закона 44-ФЗ).
В отрывке из вебинара «Особенности закупок в медицине по 44-ФЗ» лектор расскажет, можно ли устанавливать в процентах Срок годности.
Какими способами можно закупать лекарства
Электронный аукцион
Это основной способ приобретения лекарственных средств. Дело в том, что заказчики должны проводить закупки в форме электронного аукциона при наличии закупаемых товаров в перечне, установленном Правительством РФ (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). Лекарства как раз входят в аукционный перечень № 471-р по ОКПД 21.20.1 «Препараты лекарственные», наряду с прочими позициями.
Запрос котировок
В некоторых случаях закупка может осуществляться путем запроса котировок. Например, если:
- Заказчик проводит закупку не дороже 500 тыс. руб.
- Заказчик расторг в одностороннем порядке уже заключенный контракт на препараты, которые закупает.
- Контракт расторгнут по суду из-за того, что победитель не поставляет лекарства из ЖНЛВЛ.
- ФАС или суд отменили результаты электронного аукциона и разрешили провести запрос котировок.
В последних трех случаях контракт заключают на срок, который не превышает время, необходимое для проведения нового аукциона (ч. 2 ст. 76 Закона № 44-ФЗ). Количество закупаемых лекарств при этом должно соответствовать нуждам заказчика на этот срок. Приглашение принять участие в запросе котировок заказчик должен отправить не менее, чем трем поставщикам (ч. 4 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).
Запрос предложений
Заказчик вправе закупать медикаменты путем проведения запроса предложений, когда препарат необходим для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) на срок его лечения (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).
Каждая такая закупка должна быть включена в план и план-график медучреждения, но прежде ее должна обосновать врачебная комиссия. Решение фиксируют в медицинских документах пациента, журнале врачебной комиссии и включают в реестр контрактов вместе с заключенным контрактом.
У единственного поставщика
Пункт 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ разрешает закупку лекарственных средств у единственного поставщика. В этом случае необходимо учитывать ряд особенностей:
- объем поставки не может превышать 200 000 рублей;
- предметом закупки являются препараты, рассчитанные на одного больного;
- есть решение врачебной комиссии, подтверждающее наличие медицинских показаний у пациента;
- объем препаратов соответствует сроку лечения больного;
- решение врачебной комиссии подлежит размещению в ЕИС вместе с контрактом.
Кроме того, закупку у единственного поставщика можно провести, когда медикаменты требуются для срочного медицинского вмешательства после аварии или катастрофы.
Сейчас разрабатывается законопроект на покупку лекарств для онкобольных не дороже 600 тыс. рублей, так как таким пациентам часто нужны дорогие препараты максимально быстро.
Наименование лекарственного средства
По общему правилу, если объектом закупки являются лекарственные средства, то в извещении о закупке указывается международное непатентованное наименование (МНН). Если у лекарственного средства МНН отсутствует, следует указывать химические, группировочные наименования (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). В некоторых случаях закупать лекарственные препараты можно по торговым наименованиям:
Формирование лотов
Закупка лекарств по 44 ФЗ имеет еще одну особенность, которая связана с формированием лотов. Смешивать в одном лоте лекарственные средства с разными МНН (химическими, группировочными наименованиями), можно в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает предельное значение, установленное в постановлении Правительства РФ от 17.10.2013 г. № 929:
- 1 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. руб.;
- 2,5 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. руб. до 5 млрд. руб.;
- 5 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. руб.
Кроме того, нельзя смешивать в одном лоте лекарственные средства с МНН и лекарственные средства с торговыми наименованиями.
Эти правила действуют на закупки всех видов лекарств, кроме закупок по офсетному контракту, одно из условий которого — инвестировать часть суммы контракта в экономику страны (ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ).
Интересно письмо ФАС от 09.06.2015 N АК/28644/15. В нем антимонопольная служба перечисляет требования к поставщику и товару, которые считает ограничением конкуренции. Например, в одну закупку нельзя включать:
- Лекарства и медицинские изделия;
- Лекарства и устройства для их разведения или введения;
- Уникальные лекарства без аналогов и лекарства, у которых есть несколько торговых наименований и т.д.
Кроме того, антимонопольная служба считает недопустимым указание в закупке требований к объему наполнения упаковки вместо дозировки, составу вспомогательных компонентов, остаточному сроку годности, температуре хранения и других. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в письме ФАС.
Особенности закупки лекарств из Перечня ЖНВЛП
Цены на лекарства из перечня ЖНВЛП регулируются государством следующим образом:
- устанавливаются методики определения производителями лекарств предельных отпускных цен;
- регистрируются предельные отпускные цены на такие препараты;
- ведется реестр предельных отпускных цен, который размещен в открытом доступе на сайте Росздравнадзора;
- утверждаются методики установления на региональном уровне предельных отпускных и розничных надбавок на лекарства.
Начальную (максимальную) цену контракта надо определять по правилам Закона № 44-ФЗ. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-01-07/62519).
Основания для отстранения участников закупки ЖНВЛП
При закупке лекарств ЖНВЛП, в любой момент можно отстранить от закупки участника, или отказаться от заключения контракта с победителем торгов (ч. 10 ст. 31 Закона № 44 ФЗ):
- если предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником, не зарегистрирована;
- если при превышении предельных цен победитель определения поставщиков отказывается их понижать.
Нужно ли в этом случае передавать данные об участнике в Реестр недобросовестных поставщиков? В Минфине считают, что не нужно. В письме от 04.09.2017 № 24-02-08/56717 чиновники пояснили: участник попадает в РНП, если нарушил условия контракта. В указанном случае контракт с ним заключен не был.
Следует помнить, что цена лекарства содержит сумму НДС (10 %) и региональные оптовые надбавки (предельные размеры оптовых и розничных надбавок на лекарства утверждены постановлением Правительства от 29.10.
2010 № 865, устанавливают их региональные власти). А вот цены в реестре предельных отпускных цен не включают в себя ни НДС, ни надбавки.
Поэтому заказчик должен сравнить «цену на лекарство», которое предложено участником, и «цену производителя».
Если обнаружено превышение предельных цен, заказчик может указать участнику на необходимость:
- уменьшения цены на лекарство до размера, который не будет превышать предельную отпускную цену;
- пропорционального снижения общей цены контракта.
Если участник закупки допустил снижение НМЦК более, чем на 25%, то он должен (ст. 37 Закона № 44-ФЗ):
- доказать свою добросовестность;
- показать расчеты представленной «демпинговой» цены на лекарство.
Если участник закупки не выполнит это требование, заказчик обязан отказаться от заключения контракта.
В ЕИС заказчик размещает протокол об отказе в заключении контракта, в течение двух дней он направляется заказчиком победителю в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 31 Закон № 44-ФЗ.
Описание предмета закупки
При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться положениями ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
- Описание объекта закупки должно носить объективный характер.
- В описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики.
- В описании объекта закупки не должны содержаться требования или указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товаров, наименования производителя, за исключением случаев, если иначе невозможно более точно описать характеристики объекта. Указывать товарные знаки можно лишь в том случае, если при выполнении работ или оказании услуг будут использоваться товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Правильно составить описание предмета закупки поможет Государственный реестр лекарственных средств. В нем можно найти следующую информацию: о МНН, составе, лекарственных формах, дозировке, показаниях/противопоказаниях, побочных эффектах, сроке годности, условиях хранения, условиях отпуска, входит ли лекарственный препарат в перечень ЖНВЛП.
Заказчикам необходимо очень осторожно подходить к описанию объекта закупки при составлении конкурсной документации. Нельзя в документации закупки указывать терапевтически не значимые характеристики, соответствующие конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара. Например,
- указание конкретных лекарственных форм препаратов («порошок», капсулы», «таблетки», «раствор» и т.д);
- определенная дозировка лекарственного препарата;
- требования к составу вспомогательных веществ или режиму хранения препаратов;
- указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке);
- описание цвета, формы, вкуса таблеток (капсул), цвета, формы и материала первичной и вторичной упаковки и т.д.;
- объединение в один лот лекарственных препаратов, имеющих в пределах одного МНН несколько торговых наименований, с уникальными лекарственными препаратами, имеющими только одно торговое наименование в пределах соответствующего МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок);
- закупка лекарственных средств совместно с медицинскими изделиями и иными товарами.
ФАС считает, что такое описание является одним из видов ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов, и, следовательно, ограничения конкуренции (Письмо ФАС от 9.06.2015 № АК/28644/15).
Описывать объект закупки стоит максимально общими категориями. Любое дополнительное требование к объекту закупки заказчик должен обосновать, например, требования к режиму хранения.
В дальнейшем участник закупки должен конкретизировать лекарственные средства, которые он планирует поставить по контракту.
Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов».