Приказ о приемке по 44-ФЗ — это распорядительный документ заказчика, утверждающий порядок приемки товаров, работ и услуг, а также состав приемочной комиссии. Рассказываем, как подготовить приказы о приемочной и экспертной комиссии, а также о проведении экспертизы поставленных товаров, работ или услуг.
Порядок получения приобретенных товаров (работ, услуг) заказчиком строго регламентирован 44-ФЗ (ст. 94) и гражданским законодательством (ст. 513 ГК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст.
94, организация должна не только принять товар, но также провести экспертизу (внутреннюю или с привлечением экспертов), в ходе которой будет установлено соответствии поставляемой продукции условиям государственного (муниципального) контракта. В том случае, если ТРУ приобретаются у единственного поставщика, организация-заказчик в обязательном порядке проводит экспертные процедуры.
Представители заказчика должны осмотреть и принять товары в сроки, установленные договорными отношениями.
В контракте также может быть прописана обязанность создания приказа «Приемочная комиссия 44-ФЗ».
Если организация-заказчик принимает ТРУ без надлежащей проверки, то в будущем он не сможет указывать на недостатки, обнаруженные в ходе обычного способа сдачи-приемки товаров, работ или услуг.
Таким образом, для проведения приемочной процедуры, соответствующей действующему законодательству, заказчику надлежит сформировать приемочную комиссию и организовать внутреннюю или внешнюю экспертизу.
В целях организации вышеуказанного процесса в учреждении разрабатываются следующие распоряжения:
- приказ о приемке товара по 44-ФЗ;
- указ о создании приемочной комиссии;
- положение;
- приказ о возложении обязанностей по приемке товаров, работ, услуг на определенное должностное лицо;
- приказ-Экспертиза 44-ФЗ;
- указ руководителя о создании экспертной комиссии.
Процесс сдачи-приемки в первую очередь рекомендуется проводить при высокой стоимости поставляемых ТРУ, а также в случае сложных технических характеристик продукции, когда Процедура оценки, выполняемая силами одного специалиста заказчика, затруднена. Согласно ч. 6 ст. 94 44-Ф3, приемочная комиссия должна состоять минимум из пяти человек.
Как составить приказ о приемочной комиссии
Форма и содержание указа разрабатываются заказчиком самостоятельно. Однако для того чтобы документ был составлен корректно, в содержательную часть рекомендуется включать следующие параметры:
- В шапку распоряжения — наименование и реквизиты организации (ИНН, КПП, ОГРН, адрес).
- Название самого документа — «Приказ», а также его реквизиты (номер и дата) и цель создания.
- Нормативная база — ч. 6 ст. 94 44-ФЗ.
- В текстовой части по пунктам перечисляются указы руководителя — создание комиссии, утверждение председателя, состава и Положения.
- Дата вступления документа в силу и назначение ответственного лица.
Само распоряжение подписывается руководителем и заверяется печатью (при наличии). Также в распоряжении должны расписаться все члены ПК, тем самым подтверждая, что они ознакомлены с содержанием документа.
Образец приказа об утверждении правил приемки
Скачать
Образец приказа о создании комиссии по приемке
Порядок принятия ТРУ прописывается сторонами в контракте. Заказчик после получения товара должен осмотреть его в установленный срок, проверить качественные и количественные характеристики и в случае выявления несоответствий сообщить об этом поставщику.
- Для процедуры сдачи-приемки должна проводиться экспертиза по 44-ФЗ, образец приказов будет представлен далее в статье.
- В том случае, если оценка осуществляется сторонней организацией, результатом такого анализа будет оформленное заключение уполномоченного эксперта.
- Если проводится экспертиза внутренняя 44-ФЗ, приказ также составляется заказчиком.
В соответствии с ч. 3 ст.
94 44-ФЗ, проверка поставленных товаров, работ и услуг проводится заказчиком для подтверждения соответствия ТРУ требованиям контракта, качественным и количественным характеристикам, техническим регламентам, ГОСТам и ТУ.
Для осуществления такой проверки организации надлежит составить распоряжения об экспертизе при приемке товара (внутренней или с привлечением сторонней организации), а также о создании экспертной комиссии либо о назначении лица, ответственного за такую проверку. Экспертный орган по оценке также должен включать не менее 5 человек.
Форма указов также разрабатывается организацией-заказчиком самостоятельно при соблюдении базовых требований о локальных нормативных актах и распоряжениях.
Распорядительный документ об оценке при сдаче-приемке ТРУ должен включать:
- сведения о заказчике — наименование, реквизиты;
- данные о самом распоряжении — номер, дата, название документа;
- нормативно-правовую базу, подтверждающую необходимость проверки ТРУ, а также порядок проведения оценки, — внутреннюю или при помощи сторонней организации;
- содержательную часть — утверждение состава комиссии, положения, бланка экспертного заключения или акта;
- дату вступления документа в силу и ответственное лицо.
Указ подписывается руководителем. Все члены ЭК также визируют документ в графе «Подпись/Ознакомлены».
Образец распоряжения о создании экспертной комиссии
Скачать
Пример распоряжения о проведении экспертизы
Экспертиза по 44-ФЗ – Приемка по госконтракту | Адвокат Мугин Александр
Знаю, что мои публикации читают как заказчики, так и поставщики и подрядчики по госконтрактам, данная статья будет интересна и тем и другим. При этом, уважаемые поставщики и подрядчики, я на вашей стороне, имейте в виду и применяйте нижеуказанные сведения для защиты своих прав.
Большое количество споров по госконтрактам возникает на стадии приемки как товаров по поставке, так и результатов работ при подряде (оказании услуг).
Заказчики довольно часто злоупотребляют своими правами на стадии приемки, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Собственно и суды, определяя возникла ли у заказчика обязанность по оплате смотрят в первую очередь на то, был ли подписан акт, и если заказчик акт не подписал уже начинают разбираться были ли у заказчика основания для отказа в приемке.
Подрядчики, в свою очередь, порой хаотично пытаются исполнить совершенно необоснованные требования заказчиков, выполняют дополнительные работы, осуществляют поставку не предусмотренных контрактом товаров, либо отгружают товары с улучшенными характеристиками.
По моему опыту заказчики, в большинстве случаев, отказываются от своих слов получив от поставщика необоснованную выгоду. Тут я могу быть не объективным, поскольку ко мне обращаются на стадии, когда ситуация уже зашла в тупик и не обращаются, когда заказчик все же соглашается исполнить условия контракта, принят товар или результат работ и оплатить товар или работу.
Приемка по 44-ФЗ
Как справедливо следует из ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок…» приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной Услуги, а также их отдельных этапов, предусмотренных контрактом, является элементом исполнения контракта, наряду с оплатой заказчиком товара (работы, услуги).
Поскольку на отношения сторон госконтракта распространяются положения гражданского законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения по поставке, подряду или оказанию услуг, порядок приемки (определение момента, когда заказчик обязан приступить к приемке, основания для отказа в приемке) определяются также гражданским кодексом.
Для проведения приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, может создавать приемочная комиссии, которая состоит не менее чем из пяти человек. Тут у заказчика, как правило, проблем не возникает.
При приемке по 44-ФЗ есть особенности, одна из них – обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком) предусмотренных контрактом результатов условиям контракта (п. 3 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ). Подпункт 1 п. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ также предусматривает, что приемка включает в себя проведение экспертизы.
Заказчики, как правило, забывают про эту свою обязанность, либо не оформляют проведение экспертизы надлежащим образом.
Порядок и сроки приемки устанавливаются контрактом.
По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ. Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.
При этом не каждое письмо, на котором в шапке указано, что это мотивированный отказ, является мотивированным отказом.
Довольно часто заказчики считают, что могут отказать в приемке, обнаружив не только существенные недостатки, но и самые несущественные недостатки, ни коим образом не влияющие на потребительские свойства товара. Более того, заказчики часто пользуются результатом выполненных работ или оказанных услуг, при этом отказываются принимать работу, пописывать акт и выплачивать причитающиеся подрядчику денежные средства.
- Представляется, что включая в Закон о контрактной системе положения о необходимости проведения экспертизы, законодатель, помимо прочего, делал это в том числе и с целью исключить необоснованные претензии заказчиков.
- В конце концов, в общем порядке, не в рамках исполнения госконтрактов, все вопросы по объему и качеству между заказчиком и подрядчиком, покупателем и продавцом, решаются путем проведения экспертизы.
- Что делать, когда заказчик отказывается принимать работу, когда он действительно вправе это делать, когда заказчик отказывается оплачивать работу я писал в предыдущих публикациях.
Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке
Статья 41 Федерального закона 44-ФЗ предусматривает, что заказчики привлекают экспертов и экспертные организации в случаях, предусмотренных законом (внешняя экспертиза).
Пунктом 3 ст. 44-ФЗ предусмотрено, что экспертиза может проводится заказчиком своими силами.
- Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров.
- Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.
- У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика.
- У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.
- В части требований к специальным познаниям внутреннего эксперта в той или иной области, вопросы подрядчиков выглядят более чем обоснованно, особенно учитывая желание некоторых «специалистов» высказывать свое «экспертное» мнение вообще по любому вопросу.
- Действующее законодательство не содержит ответа на данный вопрос, грубо говоря, он вообще никоим образом не регламентирован в нормативных актах.
Из буквального толкования п. 5 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ следует, что результаты экспертизы, без разницы какой, внутренней или внешней, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным.
Изучив судебную практику можно, по крайней мере, понять, что по данным вопросам думают суды.
Так вот, судебная практика исходит из того, что никакие специальные познания эксперту при приемке по госконтракту не нужны. Требования к экспертам, установленные 44-ФЗ для внешних экспертов не относятся к внутренним экспертам.
Очевидно, что заключение эксперта должно быть сделано ранее принятия заказчиком решения о приемке, либо отказе в приемке.
Хорошо, если у заказчика имеется какой-либо локальный документ, предусматривающий порядок проведения экспертизы по 44-ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет.
В письме от 12.06.
2016 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.
Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу.
Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным.
Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение.
Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке
Если заказчик принял товар или результаты работ, оплатил их в соответствии с условиями контракта, то у поставщика или подрядчика, как правило, не возникает вопросов были ли соблюдены требования Федерального закона 44-ФЗ о необходимости проведения экспертизы.
Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства. Но это уже скорее вопрос юридической техники, который я оставляю на ваше усмотрение.
- Если на заказчика не повлияют ваши доводы о неправомерности отказа в приемке, разъяснения о последствиях нарушения сроков оплаты по контракту, предусмотренный законодательством об административных правонарушениях, поставщик, заказчик может смело ссылаться на данные нарушения в суде, обосновывая отсутствия у заказчика оснований для отказа в приемке.
- Если у вас есть вопросы по поводу взыскания задолженности за выполненные работы или поставленные товары – обращайтесь, с удовольствием помогу.
- Если вам была полезна данная статья – подписывайтесь на рассылку, задавайте свои вопросы в х.
- Вам также могут быть интересны следующие статьи:
- Заказчик не оплатил выполненную работу
- Заказчик отказывается принимать выполненную работу
- Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты
Комиссия по 44-ФЗ: о чем нужно знать?
Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее – комиссия) (ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, комиссия должна быть создана заказчиком исключительно при проведении конкурентных процедур закупок (конкурсов, аукционов и т.д.). Закупки у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, проводимые в электронной форме, хотя и имеют признаки конкурентной закупки, но отнесены Законом № 44-ФЗ именно к закупкам у единственного поставщика.
Следовательно, при осуществлении таких закупок комиссия не создается, а протокол подписывается заказчиком: уполномоченным должностным лицом заказчика.
Комиссия по осуществлению закупок создается заказчиком до начала проведения закупки (до размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, а не до включения такой закупки в план-график, т.к. планирование закупок отнесено Законом № 44-ФЗ к сфере деятельности контрактной службы или контрактного управляющего)
- «КОНТРАКТНАЯ СЛУЖБА И КОНТРАКТНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ»
- В решении о создании комиссии по осуществлению закупок (в приказе руководителя организации) указываются:
- — состав комиссии;
- — порядок работы комиссии;
- — назначается председатель комиссии.
Обратите внимание, что в составе комиссии не следует предусматривать функцию секретаря, т.к. после принятия приказа Минфина от 31.07.2020 № 158н, обязанность по подготовке протоколов комиссии лежит на контрактной службе заказчика. Сами же члены комиссии осуществляют исключительно функцию принятия решения по поступившим заявкам на участие в конкурентных процедурах закупки (допуск или отказ в допуске, присвоение баллов конкурсным заявкам, признания участника закупки победителем), а также подписывают Протоколы.
Виды комиссий
- Закон № 44-ФЗ определяет несколько видов комиссий. Состав комиссии зависит от вида проводимой заказчиком закупки:
- — единая (работает со всеми способами закупки, число членов – не менее 5 чел.
);
- — конкурсная (не менее 5 чел.);
- — аукционная (не менее 5 чел.);
- — котировочная (не менее 3 чел.
);
— комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений (не менее 3 чел.).
Комиссия любого вида может быть создана под конкретную процедуру закупки, серию закупок,
Требования к членам комиссии
- В состав комиссии заказчиком преимущественно включаются:
- –– лица, прошедшие профессиональную переподготовку в сфере закупок;
- –– лица, прошедшие повышение квалификации в сфере закупок.
Иными словами, не менее 50% от общего численного состава комиссии должно пройти обучение по применению норм Закона № 44-ФЗ. Остальные члены комиссии должны обладать специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Что это такое и как это подтверждать Закон № 44-ФЗ не уточняет.
При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем 50% общего числа членов конкурсной комиссии (ч. 4 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).
- В отличие от контрактной службы и контрактных управляющих членами комиссии могут быть как сотрудники заказчика, так и сторонние лица. При этом Законом № 44-ФЗ установлены ограничения в отношении того, кого нельзя включать в состав комиссии, а именно:
- –– физических лиц, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
- –– физических лиц, лично заинтересованных в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- –– физических лиц, подавших заявки на участие в закупке или состоящих в штате организаций, подавших заявки;
- –– физических лиц, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физических лиц, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки);
- –– физических лиц, состоящих в браке с руководителем участника закупки, либо являющихся близкими родственниками руководителя участника закупки;
- –– должностных лиц контрольного органа в сфере закупок, непосредственно осуществляющих контроль в сфере закупок.
В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик обязан незамедлительно произвести замену на лиц, соответствующих всем требованиям. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.
Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ: состав, положение, задачи, нюансы работы
Из этой статьи вы узнаете:
- Какие задачи решает приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ
- Обязательно ли создавать заказчику приемочную комиссию по 44-ФЗ
- Как создать приемочную комиссию заказчика по 44-ФЗ
- Как проходит экспертиза приемки товара приемочной комиссией заказчика по 44-ФЗ
- Как составить акт по результатам работы приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ
Законодательство, регулирующее правоотношения в сфере госзакупок, требует от заказчика обязательной приемки выполненных либо предоставленных в соответствии с госконтрактом работ, услуг или продукции. Для этого может быть создана приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ, о которой и поговорим в нашей статье.
Важность этапа приемки товаров (работ) заключается в том, что именно на этом этапе проверяется соответствие услуги или товара условиям контракта. Мотивировка отказа от приемки работ определяет дальнейшую защиту интересов заказчика в случае возникновения спорных ситуаций.
Какие задачи решает приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ
Цель создания приемочной комиссии заключается в том, чтобы принять результат выполненных подрядной организацией работ. Основные обязанности приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ заключаются в:
- обеспечении приемки результатов выполненной работы вместе с управляющим или контрактной службой;
- учете при приемке экспертной оценки либо самостоятельное проведении экспертизы.
Члены приемочной комиссии должны определять, насколько полученные товары (работы, услуги) по своим характеристикам соответствуют требованиям контракта. Для комиссионных решений важны прозрачность и объективность.
Приемочную комиссию заказчика, в соответствии с требованиями 44-ФЗ, необходимо создавать независимо от типа закупок. Единственным исключением является закупка у единственного поставщика. Приемочная комиссия является коллегиальным органом, обязанности которого отличаются от обязанностей контрактной службы.
При проведении торгов без определенной спецификации заказчик создает единую приемочную комиссию. В случае закупки конкретной продукции/услуг (работ) заказчик привлекает экспертов, специализирующихся в требуемой сфере.
Обязательно ли создавать заказчику приемочную комиссию по 44-ФЗ
jpg»>
Законодательство предусматривает возможность, но не обязанность создания заказчиком приемочной комиссии по 44-ФЗ.
Будет ли приемка результатов исполнения госконтракта единоличной или коллегиальной, вправе определить сам госзаказчик.
Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ должна состоять из 5 человек. Однако лучше, если их будет больше, например, 8. В таком случае, вынужденное отсутствие кого-либо из участников коллегиального органа не поставит под угрозу приемку результатов госконтракта.
Однако в состав комиссии могут входить не все. Так, согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минэкономразвития № Д-28и-1063 от 26 апреля 2016 года, в него не могут входить должностные лица заказчика, которые принимают участие в экспертизе результатов. Важное значение имеет отсутствие конфликта интересов между входящими в состав комиссии лицами и сотрудниками поставщика.
Помимо экспертов, закон запрещает принимать участие в комиссии следующим лицам:
- имеющим личную заинтересованность в закупке;
- другим участникам, подавшим заявки;
- сотрудникам потенциальных участников торгов;
- сторонним экспертам;
- представителям контрольного органа;
- родственникам руководителя заказчика.
Создание и работа приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ не регулируется. Все нюансы, касающиеся функционирования коллегиального органа, прав и обязанностей его членов, порядка принятия ими решений, должны быть указаны в положении о комиссии – внутреннем нормативном акте заказчика, издаваемом одновременно с приказом о ее создании.
Положение о приемочной комиссии вы можете скачать здесь.
Создание приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ
Создание приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ требует выполнения определенных действий:
- Уточнения ее вида, зависящего от способа определения исполнителя по госконтракту (аукционной, конкурсной, котировочной, единой комиссии, по запросу предложений). Срок ее действия устанавливает госзаказчик. Достаточно часто предприятие занимается проведением схожих закупок. Соответственно, оптимальным решением будет создание единого коллегиального органа, принимающего участие во всех тендерах.
- Утверждение председателя и состава комиссии. В него должно входить от 3 до 5 членов, имеющих соответствующее образование и опыт в области контрактных закупок. Желательно, чтобы не менее половины членов составляли профильные специалисты.
- Утверждение порядка работы. Сфера деятельности каждого члена будет зависеть от типа коллегиального органа.
- Утверждение необходимой документации. Функционирование коллегиального органа будет правомерным после издания приказа о его создании. Приказ должен быть письменным, его содержание на законодательном уровне не утверждено, однако в нем должны быть прописаны требования к составу комиссии и правилам ее работы. Положение о работе комиссии не является обязательным документом, но в таком случае вся необходимая информация, касающаяся обязанностей членов и т. п., должна быть закреплена в приказе. Кроме того, он должен содержать следующие сведения:
- о процедуре уведомления о месте, времени и дате проведения комиссии;
- о регламенте заседаний;
Как создать закупочную комиссию по Закону № 44‑ФЗ
Проведение любой из процедур, регламентированных Законом № 44-ФЗ, требует создания комиссии по закупке. Исключение — заключение контракта с единственным поставщиком. В статье расскажем, что входит в обязанности комиссии по осуществлению закупок, сколько комиссий может создать заказчик, кто не имеет права входить в ее состав
Деятельность комиссии по осуществлению закупок регулируется ст. 39 Закона № 44-ФЗ.
Главная задача комиссии — обеспечить соблюдение требований законодательства при осуществлении заказчиком процедуры определения поставщика и выбора победителя в целях закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Комиссия обязана отказать участникам, заявки которых не соответствуют требованиям закона и требованиям заказчика, а также тем, кто не предоставил обеспечение своих заявок.
Как создать комиссию?
Комиссия должна быть создана до начала проведения торгов. Заказчик формирует комиссию по своему усмотрению — для каждой торговой процедуры отдельно или единую комиссию для всех своих закупок.
Могут быть одновременно сформированы сразу несколько структур — аукционная, конкурсная и котировочная комиссии.
Статья 39 Закона № 44-ФЗ разрешает и создание универсального коллегиального органа для различных способов закупок.
Пошагово создание комиссии выглядит следующим образом:
- Заказчик издает Приказ о создании комиссии. В нем указывает состав комиссии, порядок ее работы, назначает председателя и его заместителя. Издается приказ в произвольной форме. За оформление приказа чаще всего несет ответственность работник контрактной службы. Документ визируется руководителем организации. Приказ выпускается не позднее даты размещения извещения о проведении закупки.
- Утверждает Положение о комиссии не позднее дня, установленного для публикации извещения об осуществлении торговой процедуры. Это основной документом, регламентирующий деятельность закупочной комиссии. В положении указываются следующие обязанности коллегиального органа: регистрация и обработка заявок участников закупки; определение победителей; принятие решения об отклонении заявок, содержащих нарушения; оформление протоколов по каждому этапу работы.
Сколько человек нужно включить в состав комиссии? В ст. 39 Закона № 44-ФЗ указано, что:
- не менее 5 чел. — в конкурсной, аукционной или единой комиссии;
- не менее 3 чел. – в котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений
Кто должен входить в состав комиссии?
Есть несколько требований относительно профессиональной подготовки специалистов, которые войдут в комиссию. Согласно ч. 5 ст.
39 Закона № 44-ФЗ в состав коллегиального органа заказчик должен включать преимущественно сотрудников, которые обладают специальным образованием или квалификацией в закупочной сфере.
Поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.
Кроме того, специалисты комиссии могут и не обладать образованием в сфере закупок. Но могут владеть профессиональными знаниями, имеющими отношение к объекту проводимой закупки.
Заказчик может привлекать экспертов и экспертные организации для оценки заявок участников, но эксперты не могут быть членами аукционной, конкурсной, единой и других подобных комиссий заказчика.
Закон запрещает привлекать в качестве члена комиссии:
- физических лиц, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
- физических лиц, лично заинтересованных в результатах определения поставщиков;
- физических лиц, подавших заявки на участие в таком определении или состоявших в штате организаций, подавших данные заявки
- физических лиц, на которых способны оказать влияние участники закупки, акционеры этих организаций, члены органов управления, кредиторы
- физических лиц, состоящих в браке с руководителем участника закупки, либо являющихся близкими родственниками — родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями или усыновленными руководителем участника закупки;
- должностных лиц контрольного органа, непосредственно осуществляющих контроль в сфере закупок
Перечисленные лица имеют (или могут иметь) прямую или косвенную заинтересованность и поэтому не могут быть членами комиссии.
В случае выявления в составе комиссии указанных лиц, заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок.
Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов
Посмотреть расписание
Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, создавшего комиссию. Иное лицо или иной орган заменить члена комиссии не вправе. Также необходимо поступить в случае невозможности исполнения членом комиссии своих обязанностей — в случае смерти, по состоянию здоровья, по причине длительного отсутствия и т.д.
Права и обязанности членов комиссии:
- знакомиться со всеми представленными на рассмотрение документами и сведениями, составляющими заявку;
- готовить и направлять разъяснения по запросам участников;
- выступать по вопросам повестки дня на заседаниях;
- проверять правильность содержания протоколов, в том числе правильность отражения в этих протоколах своего выступления;
- присутствовать на заседаниях, за исключением случаев, вызванных уважительными причинами (временная нетрудоспособность, командировка и другие уважительные причины);
- принимать решения в пределах своей компетенции.
Председатель и секретарь закупочной комиссии
Председатель комиссии:
- Руководит работой комиссии и обеспечивает выполнение регламента, установленного Положением о закупках;
- Объявляет заседание правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия необходимого количества членов;
- Открывает и ведет заседания комиссии, объявляет перерывы;
- В случае необходимости выносит на обсуждение комиссии вопрос о привлечении к работе экспертов;
- Подписывает протоколы, составленные в ходе работы комиссии.
Секретарь комиссии:
- Готовит заседания, включая оформление и рассылку необходимых документов, информирование членов комиссии по всем вопросам, относящимся к их функциям (в том числе извещение лиц, принимающих участие в работе комиссии, о времени и месте проведения заседаний и обеспечение членов комиссии необходимыми материалами).
Регламент работы комиссии
Как следует из ч. 8 ст. 39 Закона №44-ФЗ, комиссия может работать при одновременном выполнении следующих условий:
- Все члены комиссии своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Обратите внимание, ранее не было определено, кто обязан осуществлять такое информирование;
- На заседании комиссии присутствует не менее чем 50% состава комиссии. В случае отсутствия кворума, должен быть осуществлен повторный созыв заседания комиссии.
Запрещено:
Электронная приемка в ЕИС с 1 апреля 2021 г.: инструкция для заказчика
- 01-04-2021
- Дарья Коровкина
- 6 мин.
В первом чтении принят законопроект №1100997-7 о внесении поправок к Закону № 44-ФЗ, в нем предусмотрен ряд изменений, упрощающих проведение госзакупок (так называемый «Оптимизационный пакет»).
В частности предполагается уменьшение количества видов закупок – открытые закупки будут возможны только в электронной форме, а формирование и подписание по результатам электронных процедур документов о приемке в электронном виде будет обязательным.
Поэтапная инструкция по работе с электронным актированием в ЕИС
До того, как приемка станет обязательной, Заказчику необходимо предварительно согласовать с исполнителем возможность приемки в электронном виде и отметить по каждому контракту такую возможность специальной кнопкой в меню.
С вступлением в силу изменений функционал должен автоматически предусматривать электронную приемку. Контракты, по которым электронная приемка предусмотрена отмечаются значком «@».
По таким контрактам поставщик (подрядчик/Исполнитель) может инициировать электронную приемку.
Для этого он через свой личный кабинет в ЕИС выбирает нужный контракт и создает первичный учетный документ, пользуясь подсказкой меню.
Документ подписывается ЭЦП уполномоченного лица Исполнителя, распечатывается и передается Заказчику.
Согласно законопроекту УПД в течение часа через ЕИС должен попасть к Заказчику, у которого есть не более 20 дней на его рассмотрение (меньший срок может быть установлен контрактом для приемки или отказа в приемке).
В случае, если Заказчик будет осуществлять приемку товара, то с его стороны необходимо выполнить ряд действий. После получения акта (при поставке товара он передается вместе с отгруженным товаром) Заказчик должен направить Исполнителю бумажную расписку о его получении. Это подтверждает, что акт и товар получены.
В законопроекте об извещении или расписке ничего не указывается, но говорится о сроке на приемку – он должен быть не более 20 дней с момента, когда акт, подписанный ЭЦП исполнителя, поступит заказчику через ЕИС. В данной связи не совсем урегулирован вопрос о том, как будет связано получение акта с фактической отгрузкой товара в случае поставки.
На следующем шаге Заказчик непосредственно осуществляет саму приемку товара/работ/услуг и подписывает акт о приемке. Если была создана приемочная комиссия, то подписать такой акт должен собственноручно каждый член комиссии.
- По результатам приемки, Заказчик в ЕИС видит в личном кабинете соответствующий документ со статусом ожидания подтверждения получения, заполняет поля, которые оставались пустыми и прикрепляет отсканированный акт о приемке, на котором должны быть визуально отображены все необходимые подписи.
- Электронный акт в день подписания акта на бумаге подписывается ЭЦП и направляется исполнителю/поставщику через ЕИС.
- После осуществления оплаты по контракту информация вносится заказчиком в реестр контрактов.
При частичной приемке заказчик составляет корректировочный документ, где указывает объем принятых ТРУ, а оплату производит частично – только в отношении тех ТРУ, которые были им приняты. В отношении неприятных товаров/работ или услуг Заказчик действует также, как в случае полного отказа от приемки.
Согласно законопроекту подписание должно будет производиться каждым из членов комиссии посредством усиленной ЭЦП, а после подписания членами комиссии – уже уполномоченным лицом заказчика. Все документы направляются и подписываются в электронном виде.
Как сделать отказ от электронной приемки
На стадии приемки товара, работ или услуг Заказчик может отказаться от приемки. Для этого ему нужно предоставить мотивированный отказ. Если приемка осуществлялась приемочной комиссией, такой отказ должен быть подписан каждым из членов комиссии. При необходимости может быть проведена экспертиза.
В ЕИС Заказчик также, как и при приемке товара находит документ со статусом «ожидает подтверждение получения», заполняет обязательные поля электронного акта.
Далее Заказчик прикрепляет скан мотивированного отказа со всеми необходимыми подписями, прикладывает скан мотивированного отказа на бумажном носителе с подписями членов комиссии, подписывает его ЭЦП и через ЕИС направляет поставщику или исполнителю.
Согласно положениям законопроекта, мотивированный отказ, равно как и документ о приемке, подписывается усиленной ЭЦП членов комиссии и лица, действующего от имени Заказчика, и направляется исполнителю (подрядчику, поставщику) в течение часа с момента подписания.