4 важных изменения в закон о бухучете

Нов-и Бухучет и налогообложение
buhuchet-nalogooblozhenie 4 важных изменения в закон о бухучете

Александра Клевец

главный редактор блога Финансовой Академии Актив, Finassessment и Finrabota, креатор email-рассылок

4 важных изменения в закон о бухучете

Оксана Пушкина

копирайтер проектов Финансовой академии Актив и Finassessment

4 важных изменения в закон о бухучете 4 важных изменения в закон о бухучете

Минфин РФ продолжает внедрять изменения в бухучете, основная цель которых — сближение национальных стандартов с нормами МСФО. В материале подвели итоги, какие новые требования начали работать в 2020 году, что принес 2021 год и чего ожидать в дальнейшем.

4 важных изменения в закон о бухучете

Изменения в законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

В 2020 году бухучет постигли очередные усовершенствования. Отметим, что они не стали неожиданностью, а последовательно продолжили запланированную несколькими годами ранее трансформацию. Изменения в законодательстве утвердили в 2018–2019 годах в Федеральных законах №444 и №247. Так что у бухгалтеров и руководителей компаний было время на подготовку.

Теперь бухгалтерскую отчетность не надо отправлять в статистику, только в налоговую и в электронном формате. Электронный баланс, заверенный электронной цифровой подписью руководителя компании, стал равнозначным бумажному экземпляру. Это не только сокращает волокиту, но и дает робкую надежду на позитивный вклад в решение проблемы вырубки лесов.

Обновление Федеральных стандартов

С 2020 года вступили в силу изменения в нескольких ранее действующих ПБУ, с января 2021 — обязательно выполнение ФСБУ 5/2019, а еще два новых ФСБУ пока можно внедрять по желанию. Но обо всем по порядку.

4 важных изменения в закон о бухучете

Фсбу (пбу) 13/2000 «учет государственной помощи»

в бухгалтерский учет компаний, которые получают государственную помощь, внедрены следующие правки:

  • сужена сфера действия стандарта;
  • добавлен еще один способ признания бюджетных средств;
  • изменился учет бюджетных средств для капитальных затрат и отчетность по ним;
  • увеличено количество показателей, обязательных для отражения в отчетности;
  • прописан порядок раскрытия доходов, связанных с использованием бюджетных средств.

фсбу (пбу) 16/2002 «информация по прекращаемой деятельности»

В последней редакции появился новый вида актива — долгосрочный актив к продаже. Другие правки в Стандарте:

  • в сферу действия вошли некоммерческие организации;
  • признание резервов изменено на признание оценочных обязательств;
  • приложение к ПБУ дополнено примерами по раскрытию информации.

Фсбу (пбу) 18/2002 «учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

Благодаря изменениям, внедренным в 2020 году, инвесторы и собственники компаний видят, как налог по результатам текущего периода влияет на будущие периоды. Основным понятием Стандарта является отложенный налог. Он может стать неприятным сюрпризом для инвесторов, которые оценивают прибыль с учетом уплаты налогов.

Другие изменения в ПБУ 18/2002:

  • в сферу действия Стандарта больше не входят организации госсектора;
  • расчет показателей можно выполнять по желанию компаний как балансовым методом, так и методом отсрочки.

Фсбу 5/2019 «запасы»

Этот стандарт некоторые компании начали использовать и раньше, но с 1 января 2021 года он стал обязательным к выполнению. Применять его должны все организации, ведущие бухучет, кроме бюджетных. Малые предприятия могут вести учет в соответствии со Стандартом 5/2019 по желанию.

О чем говорится в Стандарте:

  • перечислено, что относится к запасам: сырье, материалы, готовая продукция, товары, незавершенное строительство, объекты недвижимости и объекты интеллектуальной собственности, если их планируют продать;
  • изменены правила оценки запасов, их списание и ведение отчетности по ним.

Фсбу 6/2020 «основные средства» и 26/2020 «капитальные вложения»

Применять эти стандарты обязательно надо будет начиная с 2022 года. Однако организации уже могут их использовать, что вполне обосновано по нескольким причинам:

  1. Стандарты достаточно сложные, поэтому те, кто освоит их заранее, упростят себе жизнь в будущем.
  2. В стандартах содержатся требования, однотипные с требованиями ФСБУ 5/2019, который обязателен с начала текущего года. Поэтому логично перейти на новый учет всех основных активов одновременно.

Отметим, что дата начала использования стандартов должна быть одинаковой — их нельзя внедрять по отдельности.

ФСБУ 6/2020:

  • указывает, как раскрывать информацию об основных средствах организации;
  • не используется для бюджетных организаций, а малыми предприятиями используется по желанию;
  • не применяется к капитальным вложениям и к долгосрочным активам, которые будут проданы;
  • основным средством признает приносящий выгоду актив в материально-вещественной форме, срок использования которого превышает 12 месяцев.

ФСБУ 26/2020:

  • указывает, как раскрывать информацию о капитальных вложениях;
  • не используется для бюджетных организаций и по желанию используется малыми предприятиями;
  • применяется для накопления расходов на создание, приобретение или восстановление основных средств;
  • не применяется для активов, которые будут проданы.

Изменения в инструкции 157н

В связи с обновлением стандартов бухгалтерского учета, в августе 2020 года Минфин РФ утвердил приказ о внесении изменений в инструкцию 157н. Новую редакцию пунктов, касавшихся аналитического учета, можно было использовать уже в 2020 году. Остальные нововведения обязательны с начала 2021 года.

Теперь в инструкции прописан порядок ведения кассовых операций и кассовой книги с применением ЭЦП. А также изменения коснулись:

  • счетов для отражения операций по ошибкам прошлых лет;
  • счетов для операций органов Федерального казначейства по средствам на ЕКС;
  • групп для учета нематериальных активов, которым ввели буквенные обозначения;
  • кодов КОСГУ по некоторым статьям, которые перестали обнуляться по счетам с остатками в конце года;
  • доходов будущих периодов — их разделили по датам признания в учете;
  • основных средств, находящихся в личном пользовании работников — теперь их регистрируют на забалансовом счете.

Резюме

Мы сделали обзор последних изменений в бухгалтерском учете. Кто-то уже внедрил их в компании заранее, а кто-то только начал разбираться в хитросплетениях новых стандартов, срок обязательного использования которых наступил в 2021 году.

Пусть эта статья станет своеобразным чек-листом для проверки того, какие нововведения вы учли, а над чем еще надо поработать.

Не останавливайтесь на бухучете! Пройдите курс «IPFM: Внутренний аудит», чтобы изучить основы внутреннего аудита, теории и практики применения МСА и методик проведения внутренних аудиторских проверок. Зарегистрируйтесь и пройдите первый модуль курса бесплатно! Курс внутреннего финансового аудита Чем еще, кроме бухучета, вы хотели бы заниматься? Оцените материал

  • 4 важных изменения в закон о бухучете Тест для пользователей Excel

В законе о бухучете изменились требования к отчетности

4 важных изменения в закон о бухучете

Президент РФ Владимир Путин утвердил поправки в закон о бухгалтерском учете. Соответствующий Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Новый закон изменяет статью 13 и устанавливает, что бухгалтерская отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. При необходимости представления бухгалтерской отчетности на бумаге организация обязана по требованию распечатать электронную отчетность.

Если раньше бухгалтерская отчетность считалась составленной после подписания бумажного экземпляра руководителем, то теперь она также считается составленной после подписания электронной подписью.

Поправки в статью 18 устанавливают, что обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. Это требование касается организаций, которые обязаны по закону № 402-ФЗ вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность.

Этот обязательный экземпляр представляется в электронном виде по ТКС не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Одновременно упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

Закон определяет, что обязательные экземпляры бухгалтерской отчетности составляют государственный информационный ресурс, а ФНС обязана обеспечить доступ к нему заинтересованным лицам. Также ФНС будет утверждать электронные форматы представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней.

Кроме указанных поправок в закон о бухучете подписан и опубликован Федеральный закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ, который дополняет нормы НК РФ в отношении организаций, которых закон о бухучете не обязывает представлять экземпляр годовой бухотчетности (это организации госсектора и ЦБ РФ).

Так, в статью 23 НК РФ вводится положение, по которому такие организации также должны сдавать бухотчетность в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Ранее в правительстве пояснили, что охват организаций, обязанных представлять годовую бухгалтерскую отчетность (в соответствии с законом о бухучете или статьей 23 НК РФ) останется неизменным по сравнению с действующими требованиями.

Большинство перечисленных норм вступят в силу с 1 января 2020 года. Субъекты малого предпринимательства будут отчитываться по новым правилам, начиная с отчетности за 2020 год, остальные организации — с отчетности за 2019 год.

Нормы в части возможности составления и подписания отчетности в электронном виде вступили в силу с 28 ноября 2018 года.

БУХПРОСВЕТ

Несмотря на то, что Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ отменил обязанность хозяйствующих субъектов по представлению бухгалтерской отчетности в органы статистики, направить отчетность в Росстат за 2018 год все же придется. Дело в том, что поправки вступают в силу только с 2020 года.

Читайте также:  Какую отчетность нужно сдавать при закрытии ИП в 2022 году

При этом обязанность по сдаче в Росстат бухотчетности установлена в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно данной норме, организации представляют в статистику обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Таким образом, сдать отчетность за 2018 год нужно будет до конца марта 2019 года.

При представлении в Росстат обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. Крайний срок — не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Минфин представил срочные поправки в законодательство в связи с новым законом о бухучете — новости Право.ру

4 важных изменения в закон о бухучете Фото с сайта www.hombiz.ru

Минфин России сегодня представил на своем сайте проект поправок в законодательство в связи со вступлением в силу с будущего года Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Законопроектом предусмотрены изменения в законодательные акты, нормы которых противоречат ФЗ-402 (прежде всего, в части функций регулирования бухгалтерского учета) или содержат ссылку на действующий Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который с 1 января 2013 года признается утратившим  силу.

Одновременно в эти же законодательные акты вносятся изменения в связи с уточнением применяемой в них терминологии в соответствии с терминологией ФЗ-402.

Кроме того, поскольку в законодательных актах во многих случаях понятие «бухгалтерская (финансовая) отчетность» употребляется во взаимосвязи с положениями, касающимися аудита этой отчетности, законопроектом предусматриваются терминологические и редакционные уточнения в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Законопроектом вносятся изменения в отдельные законодательные акты, которыми определены полномочия по установлению правил бухгалтерского учета органами, не являющимися органами госрегулирования бухгалтерского учета в соответствии с ФЗ-402  (Закон РФ «Об организации страхового дела», ФЗ «Об обязательном  страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О взаимном страховании», «О сельскохозяйственной кооперации»).

Законопроектом предлагаются только «первоочередные» необходимые изменения в законодательные акты, которые должны вступить в силу одновременно со вступлением в силу ФЗ-402.

Как отмечает Минфин, для приведения терминологии других законодательных актов РФ в соответствие с терминологией ФЗ-402 в части вопросов бухгалтерского учета и аудита подготавливается более «масштабный» законопроект, затрагивающий значительное количество законодательных актов; срок вступления в силу его положений не требует увязки со сроком вступления в силу ФФЗ-402. 

С текстом законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно ознакомиться здесь.

  • Законопроект
  • Министерство финансов РФ
  • Налоговая отчетность

Изменения налогового и бухгалтерского законодательства с 2020 года

С 2020 года начинает действовать огромное количество изменений в налоговом законодательстве (по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль, УСН и ЕНВД). Также масштабные поправки произошли в бухгалтерском учете и отчетности.

Как бухгалтеру не упустить ничего важного? Мы подготовили обзор наиболее важных  изменений для бухгалтера с 2020 года.

Также обращаем внимание, что довольно много изменений в налоговом законодательстве запланировано не с 1 января, а с 1 апреля 2020 года.

Эти изменения собраны в другой статье “Изменения в НК РФ с 1 апреля 2020 года: обзор“.  

Минтруд утвердил прожиточный минимум трудоспособного населения за II квартал 2019 года в размере 12 130 руб. Это на 850 руб. или 7,5% больше аналогичного показателя прошлого года.

Поскольку к величине прожиточного минимума привязан и МРОТ, значит, с 2020 года его размер также составляет 12 130 руб.

Также см. “Новый МРОТ 2020: как его применять работодателям“.

ФНС утвердила новые формулы, по которым ИФНС станут контролировать доходы работников в расчете по взносам (ЕРСВ), 6-НДФЛ и справках 2-НДФЛ (письма ФНС от 17.10.2019 № БС-4-11/[email protected] и № БС-4-11/[email protected]).

По новым формулам налоговики будут сравнивать среднюю зарплату каждого работника с МРОТ и среднеотраслевой зарплатой.

Подробнее об этом:

С 1 июня 2020 года в поле 20 платежного поручения указывайте код вида выплаты. Для зарплаты, пособий и возмещения вреда будут предусмотрены разные коды, которые должен утвердить Центробанк. Новая кодировка потребовалась для того, чтобы судебные приставы знали, с каких выплат можно удерживать средства по исполнительным листам.

Ожидается, что нужно будет указывать один из трех кодов:

  • 1 – для зарплаты, отпускных, авторских вознаграждений;
  • 2 – для детских пособий, командировочных и других средств, с которых нельзя удержать долги;
  • 3 – для возмещения вреда здоровью и выплате компенсаций из бюджета гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Рабочее время в 2020 году

В 2020 году на праздники отдыхаем так:

  • Новый год и Рождество: с 1 по 8 января;
  • День защитника Отечества: с 22 по 24 февраля;
  • Международный женский день: с 7 по 9 марта;
  • майские праздники: с 1 по 5 мая и с 9 по 11 мая;
  • День России: с 12 по 14 июня;
  • День народного единства: 4 ноября.

Основание: Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 875.

Также вы можете:

Пособия

Работодателям больше не нужно платить компенсацию 50 рублей тем, кто находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Те, кто пойдет в отпуск по уходу в 2020 году или позднее, будут получать только ежемесячное пособие за счет ФСС. Право на компенсацию в 50 рублей в месяц останется только у тех, кто ушел в отпуск по уходу за ребенком до 31 декабря 2019 года включительно.

Кроме того, отменяется норма о ежемесячной выплате 50 рублей студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям.

Если на 1 мая 2019 года работник получал детские пособия на карту любой другой платежной системы, кроме «МИР», то закон не обязывает ничего переоформлять до окончания срока действия карты или завершения страхового случая.

Но это правило действует только до 1 июля 2020 года. С указанной даты пособия на ребёнка можно перечислять на пластиковую карту, только если это карта платёжной системы «МИР».

Подробнее об этом см. “Получение детских пособий на карту «МИР» в 2020 году: что меняется“.

Максимальная оплата больничного листа в 2020 году выросла до 2301,36 рублей в день (в 2019 г. – 2150,68 руб.).

Максимальный размер декретных в 2020 году:

  • пособия по беременности и родам за 140 дней декретного отпуска – 322 191,78 руб.;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет – 27 984, 66 руб.

В свою очередь, единовременное пособие:

  • при рождении ребенка с 1 января 2020 года – 17 479 рублей;
  • женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности – 655 рублей.

Для расчета размера пособия берут предельные базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование для 2018 и 2019 годов: это 815 000 и 865 000 рублей в год соответственно. То есть, 67,9 и 72 000 рублей в месяц.

Подробнее об этом см. “Новые размеры больничных и декретных пособий в 2020 году: как оплачиваются“.

Коды бюджетной классификации (КБК)

В 2020 году будут новые коды у акцизов, штрафов за налоговые нарушения и нарушения в предпринимательской деятельности. Также ввели новые КБК для уплаты госпошлины.

Так, например, новые КБК с 2020 года касаются новых платежей, которые будут перечислять компании и «физики». Например, с 2020 года ФНС начнет вести единый ресурс бухгалтерской отчетности. Налоговики предоставят данные из балансов, но за это потребуют плату. Деньги надо провести по КБК 182 1 13 01600 01 0000 130 (приложение 2.1 к приказу № 86н в ред. приказа № 149н).

4 важных изменения в закон о бухучете Вятские Поляны

Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект № 620132-7, который вносит поправки в Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Всего депутаты поддержали четыре важные поправки, с которыми бухгалтеры столкнутся уже совсем скоро, как только закон подпишет Президент России Владимир Путин и его официально опубликуют на едином портале и в СМИ. Поэтому самое время узнать о грядущих изменениях подробнее.

Читайте также:  Правила возврата товара, купленного в интернет-магазине в 2021 году

Организаций госсектора больше не будет

Из Федерального закона о бухгалтерском учете законодатели удалили термин «организации государственного сектора». Теперь в ФЗ о бухучете они будут называться «организации бюджетной сферы».

При этом Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) для госсектора переименовывать не будут, они будут считаться после вступления поправок в силу Федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов.

Запрет на исправление ошибок в бухгалтерских отчетах

Законодатели внесут поправки в Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ, которыми введут серьезные ограничения на исправление ошибок и неточностей, выявленных в бухгалтерской отчетности после ее сдачи.

После вступления изменений в силу бухгалтеры больше не смогут исправлять такие ошибки после утверждения бухотчетности.

Правда, только при условии, если федеральными законами или учредительными документами организации предусмотрено обязательное утверждение бухотчетности.

При необходимости исправления ошибки в уже сданной бухгалтерской отчетности исправленный экземпляр организация должна напривить в ИФНС в виде электронного документа по ТКС не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в бухотчетность либо за днем утверждения годовой бухотчетности, если федеральными законами или учредительными документами фирмы предусмотрено утверждение бухотчетности. Напомним, с 2020 года обязательный экземпляр бухотчетности будет направляться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган для размещения в специальном ресурсе ГИР БО, оператором которого назначена ФНС России.

Федеральные стандарты бухучета

Законопроект предусматривает, что ФСБУ устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности.

При этом проведение экспертизы стандартов бухгалтерского учета государственных финансов (бывших организаций госсектора) будет проводиться отдельным экспертным органом — Советом по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов.

В связи с этим в ФЗ о бухучете появится новая статья 25.1, которая будет регулировать деятельность этого Совета, его права и обязанности.

Членами совета смогут стать эксперты, имеющие высшее образование, безупречную деловую (профессиональную) репутацию и опыт профессиональной деятельности в сфере госуправления и финансов, бухгалтерского учета, государственного финансового контроля или аудита.

Полномочия главного бухгалтера

Законопроект предусматривает внесение нового абзаца в статью 9 «Первичные учетные документы». В соответствии с ним главные бухгалтеры организаций получают больше полномочий.

Когда поправки будут утверждены и вступят в силу, письменные требования главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухучета, либо лица, с которым заключен договор об оказании бухгалтерских услуг, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, станут обязательными для всех работников организации, а не только для бухгалтерии.

Новый закон о бухучете: обзор изменений

Введения в действие новой версии главного профессионального закона бухгалтеры ждали больше года. И вот свершилось: с начала января этот нормативный акт вступил в свою законную силу.

Для того чтобы было легче ориентироваться в произошедших изменениях, мы публикуем для вас серию статей, комментирующих главный закон бухгалтерии.

Закон о бухгалтерском учете устанавлива­ет самые общие требования к нему. Эти требования конкретизируются в подза­конных нормативных актах.

Такими доку­ментами являются федеральные и отрасле­вые стандарты бухгалтерского учета. Они вводятся федеральными органами испол­нительной власти. К ним относится Мин­фин России.

Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон 402-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2013 го­да. Одновременно утратил силу Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтер­ском учете» (далее – Закон 129-ФЗ).

Подза­конные акты к Закону 129-ФЗ – положения по бухгалтерскому учету, или ПБУ. Они применяются для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчет­ности до утверждения федеральных стан­дартов бухгалтерского учета, или ФСБУ (п. 1 ст. 30 Закона 402-ФЗ).

Поэтому избе­жать сравнений нового, действующего за­кона со старым, ему предшествовавшим, невозможно.

Бухгалтерский учет обеспечивает фор­мирование информации о специальных объектах. Они перечислены в статье 5 За­кона 402-ФЗ. А субъекты закона – это ли­ца, на которых распространяется его дей­ствие. Они перечислены в статье 2 Закона 402-ФЗ. Объекты бухучета возникают в про­цессе экономической деятельности субъ­ектов.

На основе информации об объектах бух­галтерского учета субъекты составляют свою бухгалтерскую отчетность. В Законе 402-ФЗ фигурирует составной термин – «бухгалтерская (финансовая) отчетность». Поэтому термины «бухгалтерская отчет­ность» и «финансовая отчетность» можно считать синонимами.

Информация об объектах бухгалтерско­го учета сосредоточена в первичных учет­ных документах и систематизируется по определенным правилам.

Современный бухгалтерский учет – это информационная технология (п. 2 ст. 2 За­кона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об ин­формации, информационных технологиях и о защите информации»). Бухгалтерский учет подразумевает не только накопление информации о своих объектах, но и ее обобщение в форме бухгалтерской отчет­ности.

На основе данных бухгалтерского учета ведутся:

  • налоговый учет;
  • управленческий (оперативный) учет;
  • статистический учет.

Каждый из этих видов учета включает свою отчетность, которая имеет определен­ных пользователей.

Сфера действия

Закон 402-ФЗ устанавливает требования к официальному бухгалтерскому учету (п. «р» ст. 71 Конституции РФ).

Лица, на которых распространяется За­кон 402-ФЗ, именуются экономическими субъектами. К ним относятся, в частности:

  • коммерческие и некоммерческие органи­зации (созданные в соответствии с зако­нодательством РФ);
  • индивидуальные предприниматели;
  • находящиеся на территории РФ струк­турные подразделения организаций, соз­данных в соответствии с законодатель­ством иностранных государств.

Но не все экономические субъекты не­пременно должны вести бухгалтерский учет. Об этом сказано в статье 6 Закона 402-ФЗ.

Закон 402-ФЗ применяется также в свя­зи с:

  • доверительным управлением имуще­ством;
  • исполнением договоров простого товари­щества;
  • выполнением соглашений о разделе про­дукции.

Информация, формирующаяся в бухгал­терском учете, рассчитана на пользовате­лей, которые обладают достаточными по­знаниями и навыками для того, чтобы по­нять, оценить и использовать ее.

Между тем интересы пользователей существенно раз­личаются. Бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные по­требности в полном объеме.

Законодатель­ство обеспечивает лишь потребности, об­щие для всех пользователей.

Отдельные пользователи отчетности мо­гут выдвигать дополнительные требования к информации, выходящие за рамки Закона 402-ФЗ и подзаконных актов, обеспечиваю­щих его применение.

Новая терминология

Вместо термина «бухгалтерская отчет­ность», ставшего за многие годы привыч­ным, Закон 402-ФЗ использует составной термин «бухгалтерская (финансовая) отчет­ность». Почему?

В целом речь идет об одной и той же са­мой отчетности.

Отчетность – это информация. Она ха­рактеризует финансовые показатели дея­тельности экономического субъекта за определенный (отчетный) период. Поэтому представляет собой итоговый, то есть от­четный документ. А формируется он в соот­ветствии с требованиями закона о бухгал­терском учете. Так что уточнение термино­логии оправдано.

В системе понятий бухгалтерского уче­та появился новый термин – стандарт бух­галтерского учета. Это документ, устанав­ливающий минимально необходимые тре­бования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтер­ского учета.

На момент вступления в силу Закона 402-ФЗ этим критериям удовлетво­ряют ПБУ, в также методические указания, утвержденные Минфином России (п. 3 По­ложения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Россий­ской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Подроб­ности о стандартах – в статье 21 Закона 402-ФЗ.

Справочно

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государствен­ной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Минфин России. Правовое основание — постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329.

Факт хозяйственной жизни – еще один термин, который введен впервые. Из опреде­ления этого понятия следует, что факты хозяйственной жизни оказывают или спо­собны оказать влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Причем каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным докумен­том (п. 1 ст. 9 Закона 402-ФЗ). Ранее в анало­гичном значении использовались термины «хозяйственные операции» и «факты хо­зяйственной деятельности» (п.

9 Положе­ния по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в Российской Феде­рации).

Понятие «международные стандарты», примененное в Законе 402-ФЗ, следует от­личать от понятия «международные стан­дарты финансовой отчетности» (МСФО).

Законодатель имел в виду стандарты бух­галтерского учета, применение которых является обычаем в международном дело­вом обороте.

А обычай делового оборота – это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности пра­вило поведения, не предусмотренное за­конодательством (п. 1 ст. 5 ГК РФ).

В то же время МСФО введены на террито­рии официально (приказом Минфина Рос­сии от 25 ноября 2011 г. № 160н). Их при­менение предусмотрено Законом от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Читайте также:  Обучение по охране труда руководителей и специалистов в 2021 году

Бухгалтерское законодательство

В состав законодательства о бухгалтерском учете входят все действующие федеральные законы без исключения, а также подзакон­ные акты к ним.

Следовательно, термины и понятия, оп­ределенные в бухгалтерском учете, следует использовать в значениях, установленных в специальных законах.

Сходная норма предусмотрена законодательством о нало­гах и сборах (п. 1 ст. 11 НК РФ). Так, поня­тия «валюта Российской Федерации» и «иностранная валюта» определены Зако­ном от 10 декабря 2003 г.

№ 173-ФЗ «О ва­лютном регулировании и валютном конт­роле».

Гражданский кодекс и Налоговый кодекс также являются федеральными законами. В частности, налоговые обязательства ком­пании, отраженные в ее бухгалтерской от­четности, устанавливаются по правилам Налогового кодекса.

Примером подзаконного нормативного правового акта, который непосредственно используется при ведении бухгалтерского учета, может служить Положение о поряд­ке ведения кассовых операций с банкнота­ми и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком Рос­сии 12 октября 2011 г. № 373-П).

Объекты бухучета

Закон 402-ФЗ вводит новый перечень объ­ектов бухгалтерского учета, причем он носит открытый характер.

Факты хозяйственной жизни – это, по су­ти, хозяйственные операции.

Явно новым объектом является «актив». Хотя в Законе 129-ФЗ этот термин не фигу­рировал, он широко применялся в соответ­ствующих подзаконных актах (ПБУ и др.).

Между тем его общей характеристики мы не обнаружим ни в одном нормативном до­кументе. Правда, активом именуется сово­купность показателей бухгалтерского балан­са.

Но среди них мы видим «прочие активы» (внеоборотные и оборотные). Значит, исчер­пывающий состав активов не установлен.

Определение активов имеется в Концеп­ции бухгалтерского учета в рыночной эко­номике России (одобрена Методологиче­ским советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 г.). Хотя Концеп­ция не является нормативным документом, она предназначена для принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами.

В соответствии с Концепцией активами нужно считать хозяйственные средства, контроль над которыми экономический субъект получил в результате свершивших­ся фактов его хозяйственной деятельности и которые должны принести ему экономи­ческие выгоды в будущем.

Объекты бухгалтерского учета

Закон № 402-ФЗ Закон № 129-ФЗ
факты хозяйственной жизни;активы;
обязательства; хозяйственные операции;
источники финансирования деятельности; имущество;
доходы;расходы; обязательства
иные объекты, предусмотренные ФСБУ

А будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку де­нежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономиче­ские выгоды организации, когда он может быть:

  • использован обособленно или в соче­тании с другим активом в процессе произ­водства продукции, работ, услуг, предна­значенных для продажи;
  • обменен на другой актив;
  • использован для погашения обязатель­ства;
  • распределен между собственниками организации.

Материально-вещественная форма акти­ва и юридические условия его использова­ния не являются существенными критерия­ми отнесения их к активам.

Как видно, главные условия признания актива:

  • возможность контроля над ним;
  • способность порождать приток денеж­ных средств.

Между тем в специальном значении нуж­но понимать и обязательства. Дело в том, что не все обязательства гражданско-право­вого характера подлежат отражению в бух­галтерском балансе.

Таким примером может служить обязательство воздержаться от определенного действия (п. 1 ст. 307 ГК РФ). Поэтому нужно ориентироваться на определение обязательств, содержащееся именно в Концепции.

В ней указано следующее.

Особые правила

Погашение обязательства предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны эконо­мический субъект лишается соответствующих активов.

Это может происходить путем выплаты денежных средств или передачи других активов (оказание услуг).

Кроме того, погашение обязательства может проис­ходить в форме замены обязательства одного вида другим; преобразования обязательства в капитал; снятия требований со стороны кредитора.

Обязательством нужно считать суще­ствующую на отчетную дату задолжен­ность экономического субъекта, которая является следствием свершившихся проек­тов его хозяйственной деятельности и рас­четы по которой должны привести к отто­ку активов. Обязательство может возник­нуть в силу действия договора и ли правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

В целом обязательства влекут отток де­нежных средств, то есть создают эффект, противоположный действию активов.

Источником финансирования деятель­ности коммерческой организации нужно считать ее капитал. Он определяется как разность активов и обязательств. Капитал характеризует финансовое положение орга­низации.

Что касается определений доходов и рас­ходов, то они приведены в соответствующих ПБУ (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации», п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Активы, обязательства и источники фи­нансирования деятельности являются эле­ментами бухгалтерского баланса. Доходы и расходы – это элементы отчета о финансо­вом положении. Денежные потоки – элемен­ты отчета о движении денежных средств.

Е.Ю. Дирковаэксперт журнала «Практическая бухгалтерия»

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Изменения в законе о бухучете в 2022 году

Государственный закон о бухучете, который является «библией» для бухгалтеров всех сфер хозяйственной жизни экономики страны, претерпел значительных изменений от даты его выхода на Едином портале нормативных актов 28 ноября 2022 года. В этой статье изучим, какие важные изменения в законе о бухучете в 2022 году коснутся бухгалтеров и как дальше стоит работать.

Внедрение нововведений

Все законы претерпевают изменений для того, чтобы экономические реалии не шли в перекос с нормативной базой страны. Вот и закон о бухучете решили видоизменить в ногу со временем. Государство ставит перед собой цель не утратить логическую связь между двумя видами учета:

Сейчас кардинально отличается работа, например бухгалтера-бюджтеника поликлиники и лица, ведущего хозрасчетный учет магазина розничной торговли. Объявленные изменения не панацея, но это уже первый шаг к тому, чтобы бухгалтер мог пойти на новую работу, не опасаясь того, что в бюджетном или коммерческом учете он ничего не понимает и ему придется заново познавать учет с азов.

Решение видоизменить основной документ по ведению учета в стране пришло еще в 2017 году, о чем можно утверждать на основании регистрации законопроекта на Едином портале нормативных актов. Проект обсуждался, долго корректировался и наконец, в ноябре прошлого года получил подпись Президента.

статью ⇒ “Новые штрафы за СЗВ-М и СЗВ-Стаж в 2022 году“.

Требования к учету

Теперь все, что хочет видеть бухгалтер в первичных документах компании, которые ему передают другие сотрудники, подлежит неукоснительному исполнению. Влияние имеет как бухгалтер фирмы, руководитель, ведущий учет в своем лице или аутсорсинговая компания, с которой имеется подписанный договор по сопровождению учетных операций фирмы.

Бухгалтер, например, может объявить свои пожелания как к оформлению, так и к содержанию первички, к примеру:

  • сроки ее подачи;
  • как она будет ему поступать;
  • факты об операции, на которую выписан документ.

статью ⇒ “Электронный баланс в 2022 году: как составить, срок предоставления“.

Изменения в законе о бухучете в 2022 году: форма подачи отчетности

Документ уже начал свое действие, но следует учесть, что некоторые его постулаты вступят в силу со следующего года.

Всем известно, что раньше отчетность принималась органом статистики исключительно в бумажном варианте при наличии печати и подписи руководителя компании и главного бухгалтера.

Новшество состоит в том, что словосочетание «бумажный носитель» исключено, то есть компании вправе подавать отчетность только в электронном виде, но при этом подписать его стоит усиленной защищенной цифровой подписью.

Документ будет признаваться легитимным в том случае, если он защищен квалифицированной электронной подписью и фирма обеспечила ее сохранность от возможных изменений и правок.

Обновленный закон ставит цель к концу 2022 года уйти от бумажных экземпляров отчетности и таким образом сформировать Единую базу по сбору и хранению отчетности, доступ к которой будет у любого интересующегося лица за определенную плату.

Также стоит упомянуть, что если по внутриотраслевому нормативу сказано сформировать бумажный экземпляр отчета, то это стоит выполнять. Центральный банк также уполномочен выдвигать свои требования к тем, кто направляет ему отчет вразрез изучаемому закону, вследствие значительных отличий ведения учета.

Куда подается отчетность

Вся отчетность компаний, в том числе консолидированная и та, которая подлежит обязательной аудиторской проверке, должна предоставляться в определенный госорган.

Как Вы уже знаете, обязательная финотчетность состоит из бухбаланса и отчета о финансовых результатах с приложениями к ним. Бюджетным и неприбыльным учреждениям обязательно нужно составлять баланс и отчет о целевом использовании средств, с приложениями.

В таблице описаны претерпевшие изменения относительно того, куда теперь бухгалтеру нужно направлять документ, показывающий основные показатели деятельности фирмы.

Субъект До 31.12.2022

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *